Создание внутриулусной сети ноосферных образовательных учреждений, основанных на философии Олонхо

Разделы: Администрирование школы


Совершенствование системы образования на селе становится в настоящее время одной из первоочередных социально-педагогических проблем. В частности, по официальным данным Министерства образования РС (Я) в республике 70% школ составляют сельские.

Системный кризис, охвативший социально-экономическую и духовно-нравственную сферу жизни общества, обусловил появление негативных явлений в сельском образе жизни. Пьянство, сквернословие, отсутствие высоких нравственных и интеллектуальных ценностей оказывает отрицательное влияние на духовное, нравственное и физическое воспитание сельских детей.

Вместе с тем современное образование не полностью выполняет свою культурно-образовательную функцию, которая недостаточно влияет на начало формирования нравственных составляющих индивидуального и общественного менталитета, вследствие чего человек теряет свою способность противостоять злу во всех его проявлениях, а также веру нравственным духовным ценностям мира и смыслу человеческой жизни. Основной причиной является обучение в школах только на приобретение материального знания, а в тени остается обучение нематериального знания, которое должно было стать стержневым фундаментом духовных составляющих молодого человека. Только духовно богатый человек может жить в гармонии с природой, сохраняя и охраняя все человечество. Это хорошо отражается в народных творчествах народа Саха. Якутское Олонхо считается как первая духовная школа предков, основанная на нематериальное знание с философией, что сознание первичное, а материальное - вторичное, и натур - философское знание о природе породило у наших предков верование о вековых традициях народа Саха.

Новые взаимоотношения, сложившиеся в обществе, требуют обновления содержания образования в сельской школе, придания ему элементов конкурентноспособности. Известно, что во многих городских школах, школах улусных центров содержание образования шире, богаче, чем в малочисленных, что приводит к определенному оттоку молодежи из малых сел в поисках других общеобразовательных учреждений.

Поэтому сегодня мы рассматриваем один из важнейших аспектов в решении проблем сельской школы - создание условий для получения качественного образования каждым сельским ребенком, разнообразить предлагаемые образовательные услуги, обеспечение дифференциации, индивидуализации обучения.

Назрела необходимость разработки и апробации системы взаимодействия, со - развития сельских однокомплектных школ, осуществляющих схожую по содержанию и организационным формам работу.

Итак, мы считаем актуальной тему: "Создание внутриулусной сети ноосферных образовательных учреждений, основанных на философии олонхо"

Философия эксперимента:

  1. Философия народа Саха "Кут - Сюр".
  2. Триединое целостное понятие как живое в социуме "Мир, природа, человек".
  3. Вера в природу - свобода, вера в природу - знание.

Цель исследования

- Разработать и апробировать модель организационно-педагогического, научно-методического совершенствования учебно-воспитательной деятельности однокомплектных сельских школ во внутриулусном сетевом объединении трех школ основанной на концепции ноосферного образования (Аллагинской, Мар-Кюельской, Жарханской)

Объект исследования:

  • Процесс воспитания и обучения в сетевом взаимодействии.

Предмет исследования:

  • Система взаимодействия сельских школ по территориальному принципу

Задачи исследования:

  • Формирование у детей целостного планетарного представления о природе, обществе, законах их развития
  • Провести анализ специальной литературы и выделить ведущие идеи и направления этно - ноосферного образования
  • Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем составления вариативных учебных программ, перейти на индивидуальную траекторию развития обучающихся
  • Создать условия для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры
  • Ввести программы элективных курсов
  • Повышение квалификации учителей

Гипотеза исследования:

  • Введение интегративного курса "Природа и человек" в содержание образовательного процесса в начальных классах по антропологическим направлениям предполагает, что развитие и формирование способностей ребенка будет происходить в процессе качественного преобразования или метаморфозы сознания.
  • Воспитывать человека ХХI века как личностно-ориентированного к жизни и с ноосферно - планетарным мышлением.
  • Если при воспитании и обучении ребенка учесть его природные задатки, то, не нарушая экологию ученика, можно раскрыть его внутренние ресурсы.
  • Создание педагогических условий для обеспечения школьникам села качественного образования объединенными усилиями.

Научная обоснованность исследования:

Научные труды Л.И.Божева, Л.С.Выготского о развитии личности; А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского о теории трудового воспитания; В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, К.Г.Чиряева о народной педагогике; Песталоцци, Локка Джона, Дистервега, Ян Амос Каменского о природосообразности; Л.А.Афанасьева "Кут-Сюр", В.И.Оконешникова, Б.В.Яковлева о квантовой теории.

Методологические основы исследования:

  • Принципы природосообразности, народности, научности, историзма, связи с жизнью.
  • Применение в работе школ этнокультурных традиций, жемчужины народной
  • Педагогики и методики Олонхо, как механизм реализации данной концепции.
  • Практическая значимость исследования:
  • Повышение эффективности процесса образования и интеллектуального развития индивида.
  • Индивидуальная личностно-ориентированная подготовка к постобразовательному периоду жизни.
  • Обучение в школе должно максимально соответствовать выбираемой будущей профессии.
  • Образование не должно быть дающим только сумму знаний и информацию, а должно быть когнитивным, выборочно профессионально-ориентированным.

Модель выпускника сети школ ноосферного образования:

  • Понимает многообразие ценностей природы, осознает природные и культурные ценности, свое место в мире этих ценностей.
  • Познает себя и окружающий мир и осознает себя как часть природы, принимает законы экологического взаимодействия. Способен осознавать основания своих поступков, осмысленно воспринимает единство всего живого.
  • Способен к активной, целенаправленной, самостоятельной деятельности к самообразованию и саморазвитию, к получению и переработке информации, проектированию собственной деятельности.
  • Способен жить в меняющемся мире, строить будущее сам.
  • Ведет здоровый образ жизни, распространяет свои знания об этом в микросоциуме.
  • Умеет осмысливать проблемы, формулировать и переводить их в плоскость практических решений.

Социально - педагогическая характеристика сел.

Стабилизировать и развивать образовательную, духовную и культурную жизни села; воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, остановить и предупредить отчуждение детей от земли, родного дома, от своих корней, разрушение межпоколенных связей; усилить на рынке труда конкурентноспособность сельской молодежи может только сельская школа. Однако на развитие ребенка влияет в определенной степени и социум села.

В связи с этим было проведено исследование социально-педагогической характеристики наслегов. Исследования проводились различными методами. Это - составление социально-педагогической карты,изучение, интервью, беседы с жителями и т.д.

Мар-Кюельский наслег расположен в 90 км. от улусного центра. Природно-географическим условиям характерны широкие поля, полноводные озера. Основное занятие населения - разведение крупного рогатого скота и коневодство.

  • Наличие и качество культурной жизни:
  • СДК, библиотека, школа (нач. школа, физзал), детсад, почта, АТС, ФАП.
  • Возможность организации сети объединения дополнительного образования:
  • СДК, библиотека.

Аллагинский наслег расположен в 40 км. от улусного центра. Природно-географическим условиям характерны широкие поля, полноводные озера, хвойно-лиственные леса. Основное занятие населения - разведение крупного рогатого скота и коневодство.

  • Наличие и качество культурной жизни:
  • СДК, библиотека, школа (нач. школа), детсад, почта, АТС, ФАП, музей
  • Возможность организации сети объединения дополнительного образования:
  • СДК, библиотека, музей.

Жарханский наслег расположен в 80 км. от улусного центра. Природно-географическим условиям характерны широкие поля, полноводные озера. Основное занятие населения - разведение крупного рогатого скота и коневодство.

  • Наличие и качество культурной жизни:
  • СДК, библиотека, школа (нач. школа, физзал), детсад, почта, АТС, участковая больница, музей, спортивный манеж "Дьулуур".
  • Возможность организации сети объединения дополнительного образования:
  • СДК, библиотека, спортивный манеж "Дьулуур".
  • Транспортная инфраструктура - грунтовая дорога без переправ.

Информационная справка о школах.

  Аллагинская СОШ Мар-Кюельская СОШ Жарханская СОШ
Дата создания 1931 1932г. 1936г.
Количество обучающихся 88 133 129
Класс-комплектов 11 11 11
Учебный план БУП 2005 РС(Я) БУП 2005 РС(Я) БУП 2005 РС(Я)
Оборудованных кабинетов Начальные классы

Спортивный зал

Библиотека

Начальные классы

Спортивный зал

Библиотека

Кабинет биологии и химии

Спортивный зал

Библиотека

Режим работы 6-ти дневная неделя 6-ти дневная неделя 6-ти дневная неделя
Поступаемость в ВУЗ и ССУЗ 60% 82% 75%
Достижения Призеры региональной НПК

" Шаг в будущее"

Призеры улусной олимпиады по математике и физике

Номинации в региональном конкурсе запевал осуохай

Победители и призеры улусных предметных олимпиад по русскому и якутскому языку, истории и обществознанию, чемпионы республиканских соревнований по мас-рестлингу, вольной борьбе и тхэквандо Призеры улусной и региональной НПК "Шаг в будущее", победители и призеры улусных предметных олимпиад по русскому языку, черчению, обществознанию,

Призеры республиканских соревнований о легкой атлетике

Дополнительное образование

Направление кружков МКСОШ АСОШ ЖСОШ
спортивные Мас-рестлинг

Волейбол

Баскетбол

Лыжи

Легкая атлетика

Национальные виды спорта

Художественно-эстетические Эстрадная песня Вокал

Танцевальный кружок "Саhар5а"

Вокал

Изостудия

Танцевальный коллектив "Кустук"

Фольклорный Осуохай Фольклорная студия "Кэскил"

Кружок хомусистов

Фольклорный ансамбль "Одун"
Прикладной Резьба по дереву Студия "Лаппарыйа" деревообработка Кружок

"Хомус"

Изготовление хомуса

Механизм взаимодействия в сети.

Интеграция по внешним факторам Интеграция учебно-воспитательного процесса
Методические встречи Элективные курсы
Семинары Очно - заочные школы
Педсоветы " Малая Академия наук"
Конкурс ораторов "Аман ос" НОУ
Краеведческая НПК Летняя школа общения
Проект "Три звезды" Фольклорный лагерь
Фольклорный фестиваль Интернет
Пятиборье  
Экологический десант  

Модель интеграции учебно-воспитательного процесса

  1. Идеи проекта в учебном плане реализуются следующим образом:
  2. Создание условий для построения индивидуальной образовательной траектории развития детей, склонных и способных к занятиям в какой-либо предметной области углубленно.
  3. Учебные занятия в четверти завершаются на одну неделю раньше;
  4. Оставшаяся неделя используется для коррекции знаний и занятий по программам повышенного уровня сложностей для учащихся в 9-11-х классах.
  5. Учителями сети школ проводятся консультации, элективные курсы ,
  6. Проводится обмен учителями или учащимися .

Модель управления экспериментом

 

 

Заключение

Осуществление данного проекта поможет взаимообогащению практики работы через активный обмен опытом, решить некоторые проблемы, стоящие перед сельской школой, объединенными усилиями, создать систему взаимодействия, используя территориальные преимущества, сходные проблемы организации учебно-воспитательного процесса, одинаковые природно-климатические и экологические условия, схожий менталитет жителей, культурно-исторические традиции, а также имеющийся положительный образовательный и воспитательный потенциал каждой школы.  

Литература

  1. Бондаревская Е.В., Левчук Л.В., Могилин Ю.А. Концепция сельской школы//Сельская школа. - 1998 - №3 - с.68-82.
  2. Броневищук С.Г. Сельская школа на современном этапе (Основы профильной дифференциации обучения). - М.:Изд-во ИОО МО РФ, 1997. - 187 с.
  3. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997.
  4. Данилов Д.А. Сельская школа Якутии: Организационно-педагогическое обеспечение.-Якутск:Кн.изд-во,1988.-46 с.
  5. Неустроев Н.Д. Специфика учебно-воспитательной работы сельской малокомплектной национальной школы.-Якутск:Изд-во ЯГУ, 1984.-47 с.
  6. Неустроев Н.Д. Особенности организации работы сельской малокомплектной школы.Якутск, 1984.
  7. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. - Пермь, 1996.-119 с.
  8. Портнягин И.С. Этнопедагогика "Кут-Сюр" - М.:Academia, 1998.
  9. Рогачев С.А. Социально-педагогические условия совершенствования образовательного процесса в сельской малочисленной школе:-Воронеж, 1997.-22с.
  10. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе.-М.:Просвещение, 1979.- 393с.
  11. Цирульников А.М. Педагогические основы вариативной организациисельской школы.-М.: Новая школа,1992-90с.