Роль классного руководителя в работе с трудными учащимися

Разделы: Классное руководство


1. Введение.

Дети осложненного поведения доставляют школьному педагогу особенно много хлопот и неприятностей. Вероятно, поэтому их называют трудными, обозначив данным словом и то, что с ними "трудно справиться" и то, что им "трудно" живётся при сложившихся обстоятельствах.

Мы оставляем за границами нашего внимания так называемую группу риска - несчастных детей, совершающих противоправные действия, либо ведущих образ жизни, чреватый деградацией и разложением личности. Последние требуют медикаментозного, психиатрического, психоневрологического и юридического воздействия. Психологи, лукаво уходя от ответа на все вопросы, связанные с социальными причинами, спрятались от них за термином "дети девиантного поведения", т.е. "дети, сбившиеся с дороги". При этом предполагается, что они как бы сами по себе, по воле неудачной судьбы, сверхъестественных обстоятельств, сошли с дороги, достойной человека.

Осложнённое поведение - это дисгармоничное поведение, отягощённое несоответствием того, что совершает субъект, с тем, что должно быть им произведено с точки зрения другого субъекта. С точки зрения культуры осложнённое поведение - это всегда поведение, выпадающее на какой - то период, в какой - то отдельной сфере жизни и контексте культуры. Такое выпадение имеет множество причин, от эпизодических до систематических, от временных до постоянных, от поверхностных до глубинных. Детям - в большей степени, потому что, входя в дисгармоничный мир, они не способны без помощи взрослого установить с ним гармоничные отношения, а взрослые не всегда оказывают, мудрую помощь.

Будучи ещё не сформировавшееся личностью, ребёнок часто не в силах сам справиться с ситуациями, в которые попадает, Он ожесточается, и у него появляются недуги, которые, казалось бы, не свойственны самой природе детства, - агрессивность, социальная апатия, неверие в людей. Тогда речь идёт уже не о раскрытии талантов, а о выживании, не о счастье, а о способности к адаптации.

Для того, чтобы протекало нормальное развитие, дети должны чувствовать себя защищенными. Конечно, ни в одном Воспитательном учреждении никто не старается специально обижать ребёнка, никто не ставит перед собой задачи создавать ситуации, в которых он чувствовал бы себя зависимым и униженным, но защита оттого, что вольно или невольно может нанести вред, мешать развитию души и ума, ребёнку необходима.

Цель моей работы: поделиться опытом работы классного руководителя работающего на первой ступени с учащимися "группы риска"

2. Причины проблемы.

Осложнённое поведение порождается рядом причин.

1. В первую очередь назовём неблагоприятное состояние ребёнка, препятствующее разумному и спокойному конструированию поведения.

2. Вторая причина - кризисные фазы развития школьника, ставящие его в очень трудное положение, когда ресурсы личности уже исчерпаны, а новообразования ещё не появились, чтобы удовлетворять растущие потребности.

3. И лишь третья причина осложнённого поведения низкий уровень духовного развития ученика, о котором мало беспокоились взрослые. Эти три коренные причины могут завязываться в тугой узел, что не углядишь ни одной, а видишь только мучительную проблему неблагополучной жизни.

Дети осложненного поведения, как правило, дети тяжёлой личной судьбы. Иногда своим поведением ребёнок прямо об этом заявляет.

Ранний негативный социальный опыт этого несчастного ребёнка выявляет себя в постоянном нарушении социальных норм:

  • гигиенических
  • эстетических
  • правовых
  • интеллектуально-речевых
  • этических.

В портрете осложненного поведения всегда содержится хотя бы одна из этих характеристик. А рядом располагается. Вторая характеристика, разорванность межличностных отношений, когда ребёнок остаётся один на один в этом сложном мире: родители решают свои бытовые проблемы; дети с ним не дружат, потому, что он неприятен им дикостью и агрессивностью или замкнутостью и неумелостью; учительница исключает трудного ребёнка из круга своего доброго внимания по причине неудовлетворительной деятельности.

И третья характеристика осложнённого поведения - система негативных отношений к миру как логическое разворачивание клубка всех предыдущих факторов: подозрительность, неверие в доброту, детская ненависть, злоба; презрение к труду, пренебрежение к благополучно развивающимся сверстникам, жажда разрушения и уничтожения того, чем ребёнок обделён. Носитель осложнённого поведения весьма несимпатичен, и рассчитывать на доброжелательность окружающих нельзя, поэтому чаще всего он находится в постоянной позиции обороны. Даже если на это нет никаких причин.

3. Пути решения педагогической проблемы.

Вот некоторые пути решения педагогической проблемы ребёнка с осложнённым поведением.

В первую очередь крайне необходимо распознать, когда ребёнок находится в неблагоприятном состоянии, которое даёт ощущение дискомфорта и неблагополучия.

Основные показатели:

  • нарушение координации движений (чрезмерная двигательная активность или, наоборот заторможенность),
  • сбивчивая речь,
  • волнение и безразличие.

Неблагоприятное состояние характеризуется эмоциональной отстранённостью (разрывом межличностных отношений), усилением эмоций и впечатлений субъективного смысла (возрастает значимость внутренних переживаний).

Поэтому психотерапевтическая деятельность педагога состоит в фиксации и снятии неблагоприятного состояния, достижения равновесия (психического, духовного, эмоционально), через снижение (гиперактивности или безразличия) во имя личностного развития ребёнка.

Быть педагогом - психотерапевтом значит быть профессионалом, уметь посмотреть на ситуацию со стороны, стать на место ребёнка, увидеть происходящее его глазами, отличить собственные проблемы и затруднения. От проблем и затруднений воспитанника "не заразиться" его неприятным состоянием (злости, гнева, раздражения).

4. Методы разрешения педагогической проблемы.

Разрешение проблемы снятия неприятного состояния возможно различными методами.

1. Подавление - жестокое пресечение и ограничение действий и поступков ребёнка, чтобы избежать тех из них, которые могут нанести вред. Педагог пытается силой своего авторитета положить конец проявлениям агрессии. Заглушить её и, заняв господствующее положение, подчинить себе, Но это приводит школьника в ещё более угнетённое состояние. Хотя цель наставника - заглушить неблагоприятное состояние и достигается, но нельзя в этом случае говорить о благополучии и создании необходимых условий для личностного развития ребёнка и включения его в деятельность.

2. Вытеснение - метод вызвать другое более благоприятное состояние, заменив тем самым агрессивное переживание. Он используется с целью устранить отрицательные проявления через включение ребёнка в деятельность.

3. Игнорирование - специально инструктированное для субъекта (ребёнка) неблагоприятное состояние. Метод применяется с целью постепенного угасания накала.

Например: дети пришли с урока физической культуры радостные и возбуждённые. Иллюстрацией игнорирования могут быть следующие действия педагога: спокойно входит в класс, и понимая состояние учеников, делая вывод, что следует подождать начинать урок, открывает шкаф и как будто что - то ищет в нём или листает журнал. Это оказывает положительное действие (дети постепенно успокаиваются), изменяются их отношение и поведение (они готовы к началу урока). От педагога требуется такт, этическая выдержанность, знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

4. Санкционирование (ограниченное временем)- метод, предполагающий разрешение и право на проявление данного неприятного состояния (апатии, грусти. скуки ), несмотря на то что оно не оправдывает ожиданий окружающих и отклоняется от социальных норм и ценностей. Метод используется в целях постепенного исхода переживания и его угасания.

5. Концентрация на положительном - сосредоточение на позитивном в самом ребёнке и переориентация внимания на позитивное в объекте (другом человеке, предмете), против которого была направлена злость, агрессия, раздражённость, или гнев. Цель данного метода - научить ребёнка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека.

6. Определение и поиск объекта, способствующего возникновению негативных переживаний. Цель - обозначить состояние ребёнка в данной ситуации. Это самый трудный и важный метод.

Например: педагог вызывает ученика к доске, а тот ухватился за парту и не идёт. Стараясь определить причину, которая повлияла на возникновение страха и боязни отвечать, учитель задаёт уточняющие вопросы: "Ты не выучил урок?" или "Тебе не хочется отвечать у доски?". Ни в коем случае нельзя травмировать ребёнка и манипулировать его состоянием.

7. Расширение поля объектов через предложение ряда обстоятельств, которые могли бы привести к неблагоприятному состоянию.

Цель - рассеять его. В данной ситуации педагог задаёт вопросы: "Не хочешь отвечать?". "Боишься получить плохую отметку?" Хорошо, отвечай без отметки! Возможно, уже после этого будет улучшено или снято это состояние и ребёнок включится в работу. Предлагая ряд обстоятельств, мы выявляем истинные отношения к объекту. Выяснив причину, постепенно приводим ученика в норму, уменьшаем значимость внутренних переживаний.

8. Присоединение предполагает принятие трудного состояния как собственного. Цель - частично соглашаясь, разделить переживания ученика.

Например: "Не волнуйся, я тебе помогу". Присоединяясь к проблемам ученика, мы не отталкиваем его, а завоёвываем доверие и постепенно довести его к изменением в поведении.

Это способствует установлению благоприятных межличностных отношений, ощущения дискомфорта и неблагополучия. Причём присоединение происходит взаимно: "Помоги мне, пожалуйста!".

9. Сосредоточение на положительном и переориентация на положительное - инициация позитивного как в самом ребёнке, так и в объекте.

Цель - уменьшение неблагоприятного состояния, стимулирование измененного отношения и поведения.

Например: "Это не сложное задание, обычно ты с такими всегда справлялся. Этим педагог способствует раскрытию внутреннего потенциала.

10. Вовлечение в деятельность, которая уменьшит или снимет стресс - фактор. Цель - личностное развитие ребёнка.

Например: "Ответь на вопрос письменно!" или - Хорошо отвечай с места. Главное, чтобы ребёнок включился в работу и нее боялся действовать.

5. Способы педагогического содействия выхода школьника из кризиса.

1) 1-й способ - расширить поле деятельности детей, позволяющие им удовлетворять новые потребности: в самостоятельности, в общении, в индивидуальном творчестве.

2) 2- й способ - поддерживать высокую самооценку школьника.

3) 3-й способ - подчеркнуть, инструментировать его новую социальную позицию, на которую он претендует, перевода с роли ребёнка на роль взрослого.

Работа с детьми осложнённого поведения не является по существу "коррекционным" воспитанием, ибо не на исправления поведения направлены педагогические усилия, а на формирование в самом ребёнке способности к саморегуляции, свободе выбора и личностной ответственности за ход своей жизни.

Педагога волнует не так называемое девиантное поведение, его волнует отношения а социально-культурным ценностям, т.е. способность ученика войти в контакт общечеловеческой культуры и свободно жить в этом общепринятом ценностном мире.

6. Диагностика уровня воспитанности учащихся.

Возможность частичного выявления проблемных детей с использованием диагностики уровня воспитанности. /Приложение 1/.

  • очень низкий уровень характеризует нравственную невоспитанность школьника (2б);
  • низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, ещё неустойчивого опыта поведения (2,5 - 3 б);
  • средний уровень - характерно устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуции, организации и самоорганизации (3,5 - 4б);
  • высокий уровень - показателем является наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности.

Пример: Топорков Федя обучался у меня 2 года 3 и 4 класс. Ребёнок пришёл в класс с низким уровнем воспитанности - 2,3 балла. Мальчик осложнённого поведения с низким уровнем духовного развития, о котором мало беспокоились взрослые. Федя не общался с ребятами, был агрессивен, домашние проблемы, разрешаемые дома, отстранили взрослых от проблем сына.

В течение 2-х лет с Федей проводилась постоянная работа с моей стороны, как классного руководителя.

Мониторинг уровня воспитанности:

  • 3 класс - 2,3 балла - начало учебного года, 2,38 баллов конец учебного года.
  • 4 класс - 2,4 балла - начало учебного года, 2, 45 баллов - промежуточный и конец учебного года -2, 48 баллов.
  • 5 класс - начало учебного года - 2,5 баллов, промежуточный - 2,6 баллов надеюсь, что рост ребёнка пойдёт дальше. Сейчас Федя общается с ребятами в классе, старается принимать участие в мероприятиях, особенно спортивного характера.

7. Заключение.

В своей практике при работе с трудными детьми использую следующие формы:

  • ведение дневника наблюдения, где фиксируются встречи, беседы, посещения семей учащихся и их родителей, в этом дневнике также можно проследить положительные и отрицательные стороны в развитии ребёнка;
  • ведение индивидуальной карты ребёнка, где охватываются ученические, психофизиологические особенности ребёнка; /Приложение 2, Приложение 3/
  • при подготовке к данной конференции было проведено анкетирование учащихся, которое показало:

1) На первый вопрос считаешь ли ты себя трудным ребёнком -

  • 37% ответили "да";
  • 19% - нет;
  • 44% - не знают.

2) На второй вопрос в чём эта трудность-

  1. 44% - в учении, в общении с друзьями;
  2. 18% - с учителями;
  3. 38% - затрудняются ответить.

В литературе появляются разработанные и утверждённые программы по работе с такими детьми. Такую программу в своей работе могут использовать классные руководители, учителя - предметники, социальный педагог.

9. Литература.

1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

2. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум - М, 2003.

3. Козлова Г.В. Диагностика воспитательного процесса./Классный руководитель.2000 № 4

4. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно - ориентированного классного часа. /Под ред. Е.Н. Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2004.