Роль уроков речи и культуры общения в диагностике и коррекции психологического климата учебного коллектива

Разделы: Русский язык


Древний мудрец Аристотель сказал: "Мы слушаем не речь, а человека, который говорит". Известен и другой афоризм: "Хочешь узнать человека - заговори с ним". Эти и многие другие изречения и афоризмы подчеркивают одно: не всякая речь хороша, продуктивна, действенна, а только та, в которой пульсирует мысль. А как и где научиться речи, в которой гармонично сливаются чувство и мысль? Тем более, что реалии нашей жизни таковы, что более востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления - оригинальное решение проблемы для любой области человеческой жизни, точно и понятно для всех сформулировать его, вызвать к нему интерес соответствующих лиц и сделать их единомышленниками: Безусловно, учит этом каждый учебный предмет, но более всех - риторика.

Курс "Речь и культура общения" является национально-региональным компонентом учебного плана образовательных учреждений Свердловской области и ведется во всех параллелях классов. Авторами программы и комплекта учебников являются Т.А.Долинина, заведующая кафедрой лингвистики и коммуникативной культуры ИРРО (г.Екатеринбург) и доцент кафедры Д.И.Архарова. Большинство педагогов, преподающих практическую риторику в школах, прошли курсы предметной подготовки и имеют удостоверения на право преподавания.

Предмет принят учащимися и любим. Практическая полезность осознана и педагогами, причем индивидуально, творчески. Огромная помощь курса особенно осознается на уроках русского языка, литературы, ведь риторика (РиКО) учит детей общению, "говорению"!

Остановлюсь на таком, может быть, скрытом резерве уроков РиКО, как их роль в диагностике и коррекции эмоционального климата коллектива учащихся.

В состав учебно-методического комплекса по предмету помимо указанных выше компонентов входит "Стандарт - минимум по курсу "Речь и культура общения", в котором обозначены важнейшие риторические знания, умения, навыки, которыми должен овладеть учащийся на каждой ступени обучения. Повторю, что РиКО ставит своей целью

  • Научить учащихся создавать интересные, ситуативно-уместные, композиционно грамотно выстроенные тексты;
  • Научить исполнению своего, авторского и чужого текста;
  • Научить общению в группе (уважению собеседника, "видению" партнера, взаимопониманию).
  • Универсальность, надпредметность задач очевидна!

Первая цель достигается через обучение учащихся специальным приемам (словесным и композиционным) построения текста. И здесь одна из важнейших тем - знакомство, отработка и активное включение в работу при создании собственного текста понятия "смысловая модель" - фрагмент текста, который автор должен уметь поместить в текст, а слушатель должен услышать и понять.

Первая смысловая модель - "целое и его части". Ребятам может быть предложено несколько видов работ.

По своему выбору охарактеризуйте 1 чертой (эпитетом) 10 ребят из нашего класса. Мини-работа дает возможность, во-первых, определить круг личностных предпочтений (кого чаще выбирают), во-вторых, дают целостную картину негативного или позитивного отношения ребят друг к другу. Например, Паша К. получил такие характеристики: "самый вежливый" (Наташа Х.) и "лошадиные зубы" (Маша Т.). На основе обработки данных выявляется группа "негативных", с которыми проводится индивидуальная работа, подсчитывается соотношение положительных и негативных отметок.

Интересны и информативны работы учащихся, представляющих собой сочинения - групповые характеристики на тему "Наш класс", основанные на топе "целое - части". Работа может дать полную картину взаимоотношений ребят в классе, обозначить групповые и межгрупповые взаимодействия, отношение учащихся к своему классу. Из сочинения Кати Ш.: "Который раз встает вопрос о делении нашего класса на группы. Может, это произошло стихийно? Может быть, я это пропустила? Нет, вернее всего, я об этом не думала. Подумаю сейчас. Мы доросли до возраста, когда перед названием класс стоит прилагательное "старший". "Я с тобой больше не дружу" - ушло в прошлое. Жаль , но так больше не скажешь. Сказал - объясни почему:" Нередко такие работы превращаются в мини - исповеди о классе, о себе.

Вторая смысловая модель - "свойства", т.е. умения, возможности предмета. Ребята с удовольствием выполняют работу по созданию ситуативно уместных текстов: "Создайте 3 мини-текста об одном человеке из нашего класса: ориентировка УВД - рекомендация в солидный банк - поздравление с юбилеем". "Ну вот, Димка, тебе уже и 45, а вроде бы не так давно было 17! Помнишь наш выпускной вечер? Казалось бы, прошло так мало времени, ан нет: Уже и сыновья у тебя взрослые, и дочь на выданье. Но все-таки, Димка, хочу, чтоб ты, несмотря на все невзгоды судьбы, на проблески седины на висках, оставался таким же веселым и жизнерадостным, как и в 17 лет:". Чтение таких работ на уроке способно создать удивительно теплую обстановку в классе, приблизить ребят друг к другу.

Программа третьего года обучения учит ребят созданию текстов повествовательного типа. В копилке педагога - масса заданий, выполнение которых дает богатый материал для размышлений: "Легенда нашего класса", "Веселая история из жизни нашего класса". Такие задания лучше предлагать учащимся в 11-м классе на уроках, предназначенных для повторения изученного ранее. Одиннадцатиклассники с охотой выполняют такие работы, с удовольствием читают их вслух. Реакция, атмосфера - замечательные. Задача учителя - классного руководителя - внимательно и чутко вслушиваться в каждое слово: исповедь девочки-наркоманки, история сорвавшегося праздника, 4 версии конфликтной ситуации с обоями, которая вылилась на бумагу и разрешилась спустя 1,5 года:

Программа курса включает обязательные уроки, на которых ребята играют. Каждый педагог по своему опыту знает, что через игру можно не только отдохнуть, но и узнать много интересного, нового, совершенствовать те или иные мыслительные или речевые способности. Через деловую и ролевую игру можно сымитировать реальные жизненные ситуации, проявить себя, работая в группе, коллективе. Игра, работа ребят в группе одновременно интересна и сложна: не знаешь, чего ждать! А насколько порой сложен процесс формирования рабочих групп?! Зачастую педагог не может обойтись на этом этапе без специальных знаний по соционике, социальной психологии. Но если эта работа ведется в системе, то к 10-11 классу учащиеся привыкают работать в команде вне зависимости от ее состава и принципа формирования.

Так, для совершенствования гибкости мышления очень хороша игра "Мудрый поступок", основу которой составляют ситуации из жизни класса. Вкратце опишу суть игры.

Каждая микрогруппа получает карточку с описанием сложной ситуации, поступка инициатора и с описанием того, как он разрешился. Группа должна найти нестандартное решение победного выхода из ситуации. Например:

Вас внезапно начинают избегать одноклассники. Главный виновник - так называемая лучшая подруга. Прикидываясь верным другом, она выведывает ваши планы и мысли, но лишь для того, чтобы потом в искаженном виде разболтать их другим. Ее цель - утвердиться за ваш счет. Обычная ошибка - или не обращать внимания, или устроить громкий скандал. Ваше решение?

Ваш одноклассник выводит вас из себя своими язвительными замечаниями. Содержанием этих шуток является все: внешность, одежда, прическа, стиль поведения, успехи и неудачи. Обычная ошибка - язвительно заметить, что его тупые шуточки несмешны. Ваше решение?

Аналогичный принцип лежит в основе игры "Достойный ответ". Коммуникативный тренинг "Мое любимое занятие", игры для совершенствования психологических, логических, этических умений, необходимых в споре: "Рукопожатие", "Отказ", "Прорыв", "Дипломатия", игры для снятия аудиторного шока: "Клин клином вышибают", "Эмоции", "Две минуты", "Странный человек" - перечень полезных и интересных риторических игр чрезвычайно обширен! Важно отметить, что каждой игре сопутствует обязательная экспертная работа, совершенствующая умение отслеживать достоинства и недостатки чужой речемыслительной деятельности, необходима рефлексия по результатам аналогичной собственной деятельности (она особо эффективна при условии записи высказывания и его воспроизведения). Такой подход помогает ребятам видеть в своих одноклассниках прежде всего партнеров по общению!

Принцип анализа продемонстрирую на рефлексии, используемой на этапе исполнения текста (подготовленного заранее или экспромта). Учащимся предлагается заполнить таблицу, где в колонке "Говорящий" они самостоятельно подбирают 5 - 10 персоналий (публичных людей, политиков и т.д.), что позволяет очертить круг интересов каждого. Эта таблица дополняется оценками выступлений на уроках литературы: "Классики детектива" (по изучения творчества Ф.М.Достоевского), защита альманаха "Мой серебряный век" и т.д.

говорящий жесты интонация темп речи паузы общение с аудиторией положение тела речевые ошибки содержание речи общее впечатление
                   
                   
                   

Оценка идет по 5-балльной системе.

Массу интересной для анализа информации дает такой вид работы в рамках курса, как анализ речевой ситуации. Само понятие является одним из ключевых понятий курса, работа с ним и его составляющими (оратор - аудитория - пространственно - временные условия общения - причины и цели - содержание ситуации, информация - стиль исполнения) учат моделированию стратегии поведения, гибкости, чуткости. Наряду с речемыслительными навыками ребята получают азы психологии, конфликтологии, деловой этики.

В рамках данной темы ученики могут предлагать для анализа ситуации, которые сами оценивают как проблемные: экзамен, взаимоотношения с преподавателем физики: Модель речевой ситуации может стать основой для анализа эпизода прозаического произведения (разговор Кити и Левина, разговор графини Ростовой с мужем, объяснение Базарова и Одинцовой и т.д.).

Эффективность параллельной работы преподавателя курса риторики и классного руководителя (а если в команде с ними работают психолог, социальный педагог, учителя - предметники, она, естественно, повышается) очевидна при проведении самого простого социометрического исследования уровней сплоченности, удовлетворенности в общении.