Внеклассное мероприятие "В гости к сибирским аборигенам"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

1) Познакомить учащихся с загадками, пословицами, песнями, легендами телеутов – коренных жителей города.

2) Дать представление о телеутских обычаях и обрядах.

3) Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение понимать смысл пословиц.

4) Воспитывать уважительное отношение к прошлому.

Форма проведения: путешествие в прошлое

Методы и приёмы:

  • вовлечение в прошлое,
  • обыгрывание сватовства,
  • встреча гостей,
  • сюжетно-ролевая игра (роли стражников, шамана, сватов),
  • вопросо-ответный метод,
  • использование загадок, пословиц, поговорок, песен,
  • опросно-ответная беседа,
  • использование музейных предметов,
  • выполнение письменного задания.

Ход занятия

Стражники встречают гостей

I. Кто вы такие? И откуда? Зачем пожаловали в наш улус?

II. С какими помыслами проделали свой длинный путь? С добрыми или злыми?

I.Сейчас мы убедимся в правдивости ваших слов!

II и I стражник кричат: “Шаман, шаман! ”

Шаман вбегает, бьёт в бубен, обходит гостей, приговаривает “Гэй!”

Обойдя гостей, говорит стражникам: “Гости приехали к нам с миром. Хотят познакомиться с местами наших поселений, с особенностями жилища, узнать традиции и обряды нашего народа. Злых помыслов у гостей нет”

II. “Ну что ж, коль вы пришли с миром, добро пожаловать к нам в гости”. (Открывает дверь в музей)

Экскурсия для гостей в школьном музее “Малый народ - телеуты”. После экскурсии гости проходят на посиделки.

Ведущая.

Здравствуйте, добры - молодцы, красны девицы и дорогие гости. Добро пожаловать на наши посиделки. Вы славно потрудились, учились в школе, а теперь можно отдохнуть: делу время, потехе час. Сегодня мы поговорим о свадебных обычаях, ритуалах, распространённых у телеутов. Телеутские женщины умели прясть, ткать, шить одежду и с малолетства приучали своих дочерей к рукоделию. Длинными зимними вечерами молодые женщины, девушки, собирались группами, на посиделки, рассказывали сказки, пели песни.

Телеуты знают много загадок и загадывают их друг другу. А какие телеутские загадки вы знаете? (ребята загадывают загадки)

1.На гору если поднимается - не устанет, в воду если войдёт - не захочет пить. (Лыжи)

2. На кривом дереве вода не держится. (Рога коровы)

3.Туда - истоптанное место, сюда - истоптанное место, посредине - словно железо, гладкое место. (Порог)

4. На вершине золотого дерева золотая кукушка, распустив крылья, сидит. (Кедровая шишка)

Ведущая: Какие телеутские поговорки вам известны?

1. Спорить с холодом - не будет ушей, спорить с начальником - не будет головы.

2. Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится.

3. На светлое сколько ни намажешь сала, так же свет будет, дурному сколько добра ни сделаешь, такой же дурной будет.

Старинные телеутские песни имеют глубокий смысл, вот перевод одной:

1 учащаяся:

Что есть лучшего у птицы - ястреба?
Перья двух крыльев - самое лучшее.
Что есть самого лучшего у грамотного человека?
Огонь его глаз - самое лучшее.

2 учащаяся:

По косогору чтобы ездить,
С широкими копытами конь нужен
Промеж народа чтоб ходить,
Большого ума человек нужен.

3 учащаяся:

В заросшей кустами тёмной тайге, что самое ценное?
Самое ценное - имеющий четыре копыта зверь.
Среди народа, что самое лучшее?
Самое лучшее - в суровой доле выросший человек.

Ведущая: У каждого народа были свои куклы, с которыми они играли, которым поклонялись и относились как к божеству. У телеутов такие куклы называются эмегендер.

4 учащаяся: Существует старинная легенда. По преданию телеутов в прошлом был хан. Его маленькая дочь любила играть куклами и ухаживала за ними как за маленькими детьми: кормила их, одевала, укладывала спать, и даже пела им песни. Дочь быстро росла, вскоре её выдали замуж и она уехала в другую землю, оставив дома всех кукол. Прошло немного времени дочь заболела и ей приснился сон, что её куклы начали разговаривать с ней, выказывать обиду за то, что она их бросила. Куклы просили её, чтобы она их взяла и так же кормила и ухаживала за ними как прежде. Дочь рассказала родителям свой сон, и они сразу привели её куклы, велев сшить им новую одежду, приготовить саламат и накормить их. Она так и сделала. Вскоре дочь выздоровела. С тех пор телеуты имеют кукол, кормят их и ухаживают за ними так как верят что они помогут им в любой беде. Дочь, выходя замуж, брала кукол своей матери. К кукле матери присоединялись куклы дочерей, невесток. Большое количество кукол можно заменить одной или тремя, или двенадцатью. Старые куклы сжигали или уносили подальше от дома, где подвешивали на дерево, так же старые куклы могли закапывать на кладбище на могиле своего рода, головами в землю, чтобы они потеряли ориентир и не могли возвратиться домой. Иногда их складывали на плотик из ивняка и отправляли вниз по течению реки Бачат. Телеуты считали, если не брать эмегендер при выходе замуж, то во время родов или женщина умрёт, или ребёнок родится слепым, а может быть даже мёртвым.

1 учащаяся: Я вам расскажу об особенностях телеутской свадьбы!

В свадебном обряде телеутского народа выделяются 3 периода:

  • досвадебный,
  • свадьба
  • послесвадебный.

В досвадебном периоде выявляются сватовство или мирение, сговор.

В прежние времена, как только родились дети, их родители не редко заключали между собой договор о том, что через 12-15 лет их дети должны пожениться. Обычно такие договоры заключались между богатыми родителями, так как они в состоянии были делать дорогие подарки.

В XIX - начале XX века чаще невеста была старше жениха. Это объяснялось, прежде всего, экономической стороной: нужен был работник в хозяйстве. Нередко в прошлом выходили замуж и не знали за кого. Впервые невеста и жених видели друг друга на свадьбе. Всё решали родители.

Свадьбу проводят тогда, когда всё готово. Поэтому после установления дня свадьбы и до её проведения проходит несколько месяцев, которые уходят на подготовку свадьбы.

Умыкание или похищение невест было распространено. Так как высокий калым не каждый жених мог уплатить, а если невесту похищали, то калым платить не нужно было, и расходы на свадьбу резко сокращались. Если похищение происходит с согласия девушки, то она сама выходит в определённое время и место. Если такой договорённости нет, то стараются вызвать её на улицу обманным путём. После похищения невесту привозят в дом жениха, или его родственников, после этого она автоматически становится его женой. Поэтому девушка и её родители вынуждены соглашаться на брак. Похищение не всегда бывает удачным. Если похитителей догоняли, то обычно их избивали кнутами, отбирали девушку и привозили домой. Для жениха считалось величайшим позором, если похищенная девушка отбиралась у него назад. Если девушка выходит замуж по своей воле и с согласия родителей, то происходит сватовство.

Инсценировка сватовства.

Стук в дверь, входят сваты.

Сваты: Здравствуйте!

Отец: Здравствуйте гости дорогие, садитесь к нам чай пить. (Садятся за стол и разговаривают на отвлеченные темы)

Сват I: Погода летом хорошая стояла. Уродилась рожь, ячмень нарос. Зима снежная. Весна какая нынче будет?

Отец: По приметам ранняя. Год урожайным должен быть. С чем пожаловали гости?

Сват I: Мы пришли скрепить родство с вами. Будем ли пить вино?

Отец: Посоветуюсь с роднёй. (Поворачивается к девочкам, играющими роль родни)

Родня: Как ты, так и мы!

Отец: Мы согласны!

Сваты выкладывают на стол из сумки продукты, подарки, ставят вино. Разливают вино по рюмкам.

Ведущая: Первая рюмка “вино девушки” разбрызгивается в углы дома.

Сват II: Ульгень, пошли согласие нашим молодым. Пусть благополучие будет в семье, достаток в хозяйстве!

Сват III: Богиня Умай, покровительница детей! Пусть дети у молодых родятся здоровые и сильные!

Сваты садятся снова за стол.

Отец: Обговорим сумму калыма. 5 тыс. руб., 4 лошади, 10 овец.

Сваты: Согласны!

Ведущая: Один из 3-х сватов едет к жениху, сообщить ему требования стороны и собрать деньги на калым. Второй едет к родственникам в другие селения. А третий остаётся в доме невесты в “залог” до привоза калыма и жениха.

После сватовства девушка уходит в дом жениха, где его родственники наряжают невесту в национальную свадебную одежду. Свадьба начинается в доме невесты. Рано утром жених, невеста, родственники жениха отправляются к родителям невесты, чтобы пригласить всех на свадьбу в дом жениха.

О том, как гуляют свадьбу, какие обычаи соблюдают, мы узнаем на следующих посиделках. Сумерки совсем уже покрыли землю и нам уже пора собираться домой. Чтобы вы лучше всё запомнили, я предлагаю выполнить следующее задание:

I. Отгадайте загадки, отгадки которых находятся в экспозиции нашего музея:

1) Сколько раз крутится, на столько и вырастает (Веретено).

2) Днем обручем, ночью змеёй. (Кушак).

3) Пустое стоит, полное ходит. (Обувь).

4) Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу- привечу! (Шапка).

5) Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой. (Решето).

II. Как понимаете смысл пословицы: Плохой лошади - тысяча бичей, хорошей лошади - один бич. Плохому человеку - тысячу слов, хорошему человеку - одно слово.

III. Головоломка “Не сядьте в лужу”:

Не сядьте в лужу! Чтоб не сесть,
Друзья мои, подумать надо
И мой кроссворд заполнить весь –
Задача для ума и взгляда!
В кроссворде нет согласных букв,
Поставьте их в пустые клетки.
На всё решенье - 5 минут,
А буквы нужные - на ветке.

Молодцы. С заданием справились все. А закончить наши посиделки хочется телеутской пословицей:

“Лошадиные копыта воду не выбирают, кости мужчины землю не выбирают. Дорога, по которой будешь ходить, пусть будет чистой. А на сердце пусть будет легко”.

До свидания, до новых встреч!