Цель: изучить географические открытия, совершенные русскими путешественниками и представить их значимость среди других географических открытий.
Задачи:
- Изучить географические открытия, совершенные во время поиска северного пути в Азию;
- Оценить результаты исследований Австралии и Океании, открытия Антарктиды;
- Выявить вклад русских путешественников и исследователей в развитие географической науки.
Оборудование: компьютер и мультимедийное оборудование, интерактивная доска, составные части УМК «Сферы» – электронное приложение.
Тип урока: изучение нового материала.
Виды деятельности учащихся: участие в эвристической беседе, работа с различными источниками географической информации, показ и защита презентаций учащихся и их обсуждение.
Планируемый результат
Учащиеся должны:
- Знать/понимать; имена мореплавателей и исследователей С.Дежнева, Ф.Попова, В.Беринга, И.Крузенштерна, М.Лисянского, Литке, Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева; результаты исследований периода XVII – XIX вв., их значение и маршруты путешествий,
- Уметь показывать по картам маршруты путешествий.
Основное содержание
Исследование территории России: С.Дежнев, Великая северная экспедиция В.Беринга. Поиски Северного пути в Азию. Русские путешественники И.Крузенштерн, М.Лисянский, Литке, Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев. Первое русское кругосветное путешествие, его итоги. Открытие и исследование Антарктиды.
Практическая работа: защита творческих работ и презентаций.
Ресурсы:
- Учебник с. 30-31, 32-33.
- Контурные карты 4-5 (5)
- Атлас с. 6-7
- Тетрадь-тренажер
- Электронное приложение к учебнику
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Изучение нового материала | |
1. Русские географические открытия и
исследования XVII – XIX вв. (групповая работа – защита творческих проектов и компьютерных презентаций) |
|
1. Открытия и освоение территории России в XVII –
XVIII вв. - экспедиции С.И.Дежнева и Ф.Попова, открытие пролива между Евразией и Америкой; - Великие северные экспедиции В.Беринга: открытие Русской Америки. |
1. По ходу защиты творческих проектов в виде стендовых докладов и компьютерных презентаций остальные работают в таблицах «Русские географические открытия и исследования XVII – XIX вв.» |
2. Первое русское кругосветное путешествие И.Ф.Крузенштерна и М.Лисянского, его значение и вклад в развитие географической науки. | 2. Каждой группе вручен оценочный лист творческого проекта с критериями, который должен быть заполнен к концу урока. |
3. Открытие Антарктиды – одно из величайших
географических открытий XIX века. Ф.Ф.Белинсгаузен и М.П.Лазарев. |
3. По ходу урока при необходимости используются материалы разворота 30-31 электронного приложение учебника. |
2. Вклад русских мореплавателей и
путешественников в развитие географической
науки Итоговая беседа, дополнения и коррекционная работа. По результатам заполненной таблицы «Русские географические открытия и исследования XVII – XIX вв.» делается вывод. |
|
II. Закрепление изученного материала
(по вопросам).
|
|
III. Домашнее задание (по выбору)
|
Приложение 1.
Таблица «Русские географические открытия и исследования XVII – XIX вв.»
Экспедиции | Исторический период | Участники | Географические открытия |
Приложение 2.
Таблица «Оценочный лист
творческого проекта»
(оценивание проводится по пятибалльной системе)
Название проекта | Содержание | Эстетический вид | Качество защиты | Ответы на вопросы | Итоговая оценка |