Цель мероприятия:
- формирование понятий о добре и зле;
- воспитание милосердия, доброты, нетерпимого отношения к злу;
- распространение законов физики на нравственные категории, используя физические принципы определения понятий, явлений, физических величин.
Оборудование: на экране мультимедийного проектора слова: «Тому, кто не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред». (Мишель де Монтень); на партах у учеников папки, в которые вложены притчи, стихи, афоризмы, пословицы о добре и зле. Выставка рисунков, символизирующих добро и зло.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Ребята, мы изучили тему «Законы сохранения в механике». Давайте вспомним закон сохранения механической энергии.
В замкнутой системе сумма кинетической и потенциальной энергии остается постоянной:
Е полная = Ек + Еп – const.
Но мы говорили и о том, что закон
распространяется не только на механическую, но и
на другие виды энергии и в общем случае его можно
сформулировать так: В замкнутой системе энергия
не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а
переходит из одного вида в другой, от одного тела
к другому.
Я хочу предложить применить этот закон не к
физическим явлениям, а к нравственным
категориям.
Итак гипотеза: Получая энергию в виде пищи,
человек двигается ,совершает механическую
работу, отдает энергию окружающим в виде слов,
эмоций и др.И все, что делает человек может быть
добрым или злым, затрачивая одну и ту же энергию
мы с одинаковым успехом творим добро или зло.
Наша отданная энергия никуда не исчезает а
переходит от одного человека е другому.
Разве не случалось такого? Вы пошли в школу с
плохим настроением Нагрубили учителю,
занимались плохо, в школу были вызваны родители,
а вечером вся отрицательная энергия вернулась к
вам в полном объеме.
И наоборот, как в детской песне «Поделись улыбкою
своей, и она к тебе ни раз еще вернется».
Отрывок из статьи Светланы Михайловой «Закон прибавления добра»
Дочка, вернувшись домой рассказала, что на остановке увидела мужчину, который бежал за троллейбусом и на ходу выронил мобильный телефон, схватив его она побежала за мужчиной, но он вскочил в троллейбус и уехал. В руках у девочки был навороченный аппарат, стоивший не менее тысячи долларов. Может взять себе? Соблазнительно конечно, мужчина, потерявший телефон был явно не бедным. – Нет, – сказала я девочке, – вернем хозяину. Мужчина позвонил на свой мобильник только вечером, явно не веря, что его вернут. Забирая телефон, он очень благодарил и говорил, что мы вернули ему веру в людскую порядочность. А спустя несколько месяцев я потеряла в ГУМе кошелек с солидной суммой денег внутри. Расстроенная, я еле добралась домой, дочь встретила меня вопросом: «Ты что потеряла кошелек?» Тут уже звонили люди, которые нашли твои деньги, а номер телефона узнали из визитки, которая была в кошельке. Люди, которые вернули мне кошелек, жили скромно вчетвером, работал один отец. На найденные деньги они могли обставить свою квартиру. Но они вернули все до копейки. Мы никогда не берем чужого – сказала мать, и в голосе было столько внутреннего достоинства, что это поразило до глубины души.
– Может быть, доказательство не безупречно с точки зрения науки, но на бытовом уровне по-моему, достаточно. Теперь давайте попробуем дать определение добра и зла. Я просила вас дома подумать над этим вопросом.
(Ученики дают свои определения)
– Философы дают следующее определение:
Добро – это то, что делается на благо общества, во имя чего-то большего, чем интересы отдельного человека. Добро – есть поступки во благо других людей.
Л.Н. Толстой: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
– Ваши глаза созданы не только для вас, глаза
даны, чтобы видеть других, видеть мир объективно.
Вы говорите потому, что есть кто-то, кто слушает
вас, Когда я обращаюсь к вам и вижу, что вы с
радостью слушаете меня, то я вдохновляюсь все
больше и больше. А если стремлюсь объяснить вам
что-то, а вы не внимательны, то я падаю духом, и нет
желания продолжать. Вы прикасаетесь к чему-то,
чего вам приятнее касаться – собственной руки
или рук любимого человека? Конечно – любимого.
Так что даже органы чувств существуют не лично
для вас, а во имя других.
Давайте попробуем подобрать слова, которые будут
характеризовать добро.
(Ребята называют, они записываются в столбик на доске.)
– Теперь поговорим о зле.
(Ребята дают свои определения злу.)
Зло – все, что губит душу человека, способствует нравственной деградации. Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это хамство и равнодушие, эгоизм и обман, пьянство и наркомания, Зло это когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда чиновник вымогает взятку, когда взрослые дети забывают о своих престарелых родителях, а родители не заботятся о своих маленьких детях.
Каин и Авель
У Адама и Евы было 2 сына.
Каин пахал землю, но землю не любил, и звезд не
любил, и птиц не любил и не любил деревьев. Каин
всем завидовал и всех ненавидел, потому, что он
был злой и жестокий.
Когда птицы пролетали над землей, Каин бросал в
них камни, завидуя, что они могут летать. Когда
звезды зажигались на небе, Каин в звезды кидал
камни, завидуя, что звезды могут светить.
Когда в полдень деревья бросали на землю тень,
Каин обламывал ветви, он и тени чужой завидовал.
Брат Авель пас овец, он был веселый и добрый. С
утра до вечера бродил со своим стадом по
широким лугам, играл на свирели, пел песни. Птицы,
деревья, звезды полюбили Авеля. А Каина стали
бояться.
Однажды холодной ночью вздумали братья разжечь
костры. Долго Каин разжигал свой костер. Но не
слушался огонь злых Каиновых рук. Не горел.
А под добрыми руками Авеля костер вспыхнул сразу.
Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про
огонь, про звезды и про то, как хорошо жить.
Позавидовал Каин Авелю. Поднял с земли камень и
убил брата своего. Оглянулся – кругом никого.
«Никто не видел, как я убил Авеля, никто не
узнает!» – подумал Каин и убежал в лес. Крадется
Каин по лесу и слышит – деревья зашептали: «Где
брат твой Авель?». Бросился в степь, над ним
звезды звенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?».
К земле пригнулся, ползает, как паук, а тут птицы
проснулись и галдят: «Где твой брат Авель?»
И почудилось Каину – это весь мир кричит ему
вслед: «Где твой брат Авель?»
И возненавидели люди Каина и прокляли его.
И до сих пор про злого, завистливого человека
говорят: Каин или окаянный.
– Теперь назовите слова, характеризующие зло.
Слова записываются в колонку. Учитель обращает внимание, что каждому слову из первой колонки есть противоположное во второй.
– Давайте попробуем записать формулу добра и зла.
Ученики предлагают свои формулы, объясняя их.
– А я знаю совершенно точно , что добро всегда обратно пропорционально злу ( чем меньше зла тем больше добра и наоборот)
Д = 1/З или
З = – Д
Притча об охотнике, змее и лисе
– Значит, не надо делать добро? Жить по
пословице: «Не делай добра – не получишь зла?».
Нет, человек на то и человек, чтобы на добро
отвечать добром, а на зло – справедливостью.
У вас на столе небольшие листочки бумаги.
Вспомните и запишите кратко один пример, что вы
доброго сделали в своей жизни и один пример не
очень хорошего поступка, а может и злого. Кто
сможет, расскажите нам о втором.
Как вы думаете, а почему я не спрашиваю у вас о
добрых?
Потому, что: «В зле страшна секретность, в
добре – стремление быть на виду». (Конфуций)
Православная церковь не признает добродетелью
такие добрые поступки, о которых человек,
сделавший их, рассказывает другим. В старину в
крестьянских избах делались маленькие окошечки,
в которые подавали милостыню, Они делались
маленькими, чтобы ни подающий милостыню, ни
берущий не видели друг друга.
Вот вы сказали о сделанном зле, теперь раскайтесь
в нем, решите для себя никогда больше его не
совершать. Попросите прощения.
На асфальте надпись, как загадка,
Не перешагнуть, ни обойти –
Ночью кто-то написал украдкой
Слово наболевшее ПРОСТИ
Боль вины так в ком-то накипела,
Жить с ней дольше не хватает сил,
У обиженного словом или делом
Человек прощенья попросил.
Написал в надежде, что заметил,
Слово стороной не обходил
И пускай словами не ответил,
Только бы поверил и простил.
На асфальте броско, ярко светит
Слово-покаяние «ПРОСТИ»
Чтобы всем обиженным на свете
Груз обиды в сердце не нести.
– Вернемся к физике. Представим замкнутую
систему – семья. Если члены семьи передают
окружающим отрицательную энергию – зло, что
происходит с семьей?
– Разрушается.
– Разрушается и сам человек, который несет людям
зло. В ХХ веке жил знаменитый конструктор Игорь
Иванович Сикорский. Он создавал летающие
аппараты, сконструировал вертолет, и этот ученый
не видел противоречия между наукой и религией.
Выше всех достоинств научного и технического
прогресса он ставил моральное совершенствование
человека. Ему принадлежит мысль, что если люди
поступают плохо, зло накапливается, то природа
уничтожает этих людей и это зло, играя в этом
случае роль клапана безопасности,
ограничивающего количество страданий и боли,
которое один человек может принести многим
людям.
В конце 70 – начале 80 годов ХХ века возник
страшный межнациональный конфликт между
армянами и азербайджанцами, которые до этого
жили на одной земле, земле доброй, цветущей, где
рождалось много фруктов. Межнациональная рознь
привела к убийствам, мести, разрушениям. И тогда в
г. Спитаке, где жили и армяне и азербайджанцы,
произошло страшное землетрясение. Город был
разрушен полностью, погибли тысячи людей, тысячи
получили увечья и остались без крова.
– Может эти примеры звучат, как предупреждение: «Спешите делать добро, нельзя, чтобы копилось зло, надо, чтобы всегда в замкнутой системе была энергия со знаком « +», иначе зло может привести к катастрофе.
Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное – в себе самом.
Тренинг
– Как ты поступишь в следующих ситуациях?
– Учитель почему-то накричал на тебя, ты
считаешь – несправедливо.
– У твоего друга украли кроссовки.
– Соседка почему-то всегда с тобой скандалит.
На экране слова:
Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное – в себе самом.