Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках географии, биологии и во внеурочное время

Разделы: Общепедагогические технологии


Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

В отечественной психологии установлено, что развитие ребёнка начинается, прежде всего, с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребёнка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И всё дальнейшее развитие ребёнка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения.

Именно в процессе общения с другими людьми ребёнок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует своё сознание и самосознание, вырабатывает убеждения и идеалы и т.д. Только в процессе общения у ребёнка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства.
Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя и ученики. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.

На учебных занятиях и в различных внеурочных видах деятельности создаются условия для освоения универсальных способностей, которые условно можно разделить на познавательные, деятельностные и коммуникативные.

Все новые подходы и методы обучения сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы.

Выделяют следующие коммуникативные способности:

  • умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата;
  • владение языком как средством коммуникации, понимание сходства и различия языков науки, искусства, математики, иностранных языков;
  • ориентирование в пространстве, понимание языка схем, карт, планов; понимание и использование многомерности природного, рукотворного и социального пространства; понимание границы пространств и корректировка в связи с ними своих действий и поведения;
  • ориентирование во времени, умение соотнесения фактов и событий прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывание предположения о тенденциях изменений этих событий;
  • сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы, города;
  • умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Выпускники школы должны быть готовы к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, должны обладать определёнными умениями, способностями, а так же качествами.
Итак, какие личностные качества подлежат развитию?
Коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии (Интернет, электронная почта и др.).
Использование компьютера решает задачи получения учащимися практических и исследовательских навыков, новой информации, закрепления полученных знаний на уроках.
Установлено, что рациональное использование перечисленных средств в учебной деятельности позволяет:

  • развить коммуникативные и организационные навыки работы с информацией;
  • обучать логико-cоматическим приёмам обработки информации, алгоритмическим процессам;
  • совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность личности;
  • создавать устойчивые установки на активное восприятие информации.

В образовательных стандартах для каждого школьного предмета определён перечень формируемых компетентностей. При этом социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.
На уроках географии и во внеурочное время учитель имеет возможность наряду с развитием информационно-коммуникативных компетенций активно использовать и другие современные образовательные технологии: проблемное и адаптивное обучение,  перспективно-опережающее обучение, развитие критического мышления, использование уровневой дифференциации, применение групповых и интерактивных форм обучения. Данные виды технологий являются базовыми, поддерживающими компетентностно-деятельностное обучение в проекте модернизации образования.

Внеурочная деятельность позволяет проявить знания и способности:

  • творческие;
  • организаторские;
  • исследовательские;
  • ораторские и другие.

Ясно, что при изучении предметов естественнонаучного цикла надо опираться на компетентностный подход, цель которого – развить способности и самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе социального опыта, в том числе и личного.
Компетентностный подход предполагает построение процесса обучения для формирования у школьников широкого спектра компетенций и их совокупности (системы) – компетентности. Такой подход связан в первую очередь с исследовательской и проектной деятельностью учащихся.
  Учителями школы накоплен большой опыт работы по данному направлению. Главный  результат, на наш взгляд, видится в привлечении внимания учащихся к решению местных экологических проблем, активизации их жизненной позиции,  возможности личного участия ребёнка в практической деятельности, направленной на оптимизацию возникающих проблем.

Основные направления работы в системе внеурочной деятельности:

  •  Подготовка и участие в предметных олимпиадах.
  •  Проведение предметных недель.
  •  Проектная деятельность.
  •  Занятия кружков, элективных курсов и модулей в старших классах.
  •  Работа летнего экологического лагеря.

Работать над проектом ребёнок может как самостоятельно, под руководством учителя, так и в группе или команде своих единомышленников. Что даёт подобная практика?
Деятельность в разновозрастных командах даёт возможность всем участникам максимально проявить свои возможности и способности, при этом старшие  помогают младшим.
По опыту можно сказать, что такая форма работы предполагает возможность высказывать своё мнение,  не бояться быть непонятым или поднятым на смех, при этом каждый участник может выбрать  роль в выполнении общего дела по своим силам, действуя самостоятельно или в коллективе. А также развитию умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества, освоить способы конкуренции.
Практическая деятельность  проявляется в проведении акций, составлении анкет, интервьюировании  школьников и местных жителей, проведении аналитических исследований, формулировки выводов, оформлении и распространении полученных данных исследований, организации и проведении праздников, презентаций своих результатов.
Об успехах и проблемах своей деятельности по проектно-исследовательской деятельности с учащимися мы уже выступали и не раз. Возможно, кто-то из присутствующих знает наши работы и наших детей?!
 Хотелось бы отметить, что для профессионального и личностного развития учителя общение имеет огромное значение. Оно выступает как фундаментальное условие связывания индивидов в профессиональное сообщество и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому писателю и мыслителю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Какие же коммуникативные компоненты деятельности учителя можно выделить:

  • мотивация школьников,
  • владение содержанием учебного предмета,
  • обратная связь с классом,
  • умение выстраивать межпредметные и внутрипредметные связи.

Но, к сожалению, не всегда получается наладить продуктивное общение. Различного рода нарушения в общении ученика и учителя:

  • подавляют творческий саморазвивающийся потенциал ребёнка,
  • вызывают негативные чувства, асоциальные формы поведения школьников,
  • стимулируют напряжённые аффективные состояния учителей, сопровождаемые в наиболее острых случаях невротическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.

Конечным результатом всей деятельности учителя, как на уроках, так и во внеурочное время является развитие коммуникативных способностей учащихся:

  • способность к сотрудничеству,
  • умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях,
  • навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения,
  • коммуникационные навыки,
  • мобильность в разных социальных условиях.

С позиций ориентации на развитие личности необходимо не забывать об  индивидуализации педагогических воздействий. Если мы говорим о развитии коммуникативных способностей, то следует  помнить, что каждая личность развивается по-своему: успех зависит не только от предметного знания или навыков научного исследования, но и от специфики мышления и других личностных особенностей.
Педагога не должны смущать ошибки учащегося, ибо истинный поиск без этого не возможен. Как написал в своей статье Соколов В.Н. «Поток разнообразных ошибок… – это движение и обновление, это поток возможностей».

Используемая литература:

  • Л.М.Митина. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя/ Учебное пособие для практических психологов. Кемерово, 1996. – 50 с.
  • Тубельский А.Н., Кукушкин М.Е., Старостенкова М.В. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания/ М.: Сентябрь, 2001. – 144 с.
  • Л. Габайдулина. Исследовательская деятельность и ИКТ – компетентность учащихся/ «Народное образование» №5, 2007. – стр. 153 – 157.
  • Зуева Д.Г. Третьякова И.Н. Экологический марафон как форма реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся. // Мат. Всероссийской научно-практ. конф. «Формирование профессиональной педагогической компетентности как ресурс развития образовательного пространства в наукограде». Томск-Северск – 2006.