Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России объявил с 17 по 23 ноября в регионах России в рамках международной акции «Всемирная неделя предпринимательства» Неделю предпринимательства. В стороне не осталась и наша Чернышевская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Была организована творческая группа, куда вошли учитель истории и обществознания Геталло М.А. и учитель истории, обществознания и английского языка Галеева Г.А., учащиеся 9 и 11 классов.
Совместно с учащимися и учителями была разработана программа Недели предпринимательства с 17 по 23 ноября 2008 года.
№ п/п | Название мероприятия: | Сроки: | Классы: | Ответственные: |
1. | Открытие Недели предпринимательства. Выступление по теме «Предпринимательство – знамение времени» на общешкольной линейке. Анкетирование старшеклассников. Тема: «Кто может стать предпринимателем?» |
17 ноября 17 ноября 17 ноября |
1-11 1-11 8 |
Галеева Г.А. Галеева Г.А. Геталло М.А. |
2. | Экскурсии в магазины ЧП – выпускников школы. | 18 ноября | 7-11 | Геталло М.А Галеева Г.А. |
3. | Мастер-класс по организации ЧП (выступление выпускников школы). | 19 ноября | 9-11 | Геталло М.А Галеева Г.А. |
4. | Открытые классные часы по теме: «Я б в предприниматели пошел, пусть меня научат» «Профессия – предприниматель» |
20 ноября20 ноября | 911 | Галеева Г.А. Геталло М.А. |
5. | Конференция по теме «Молодежь в сфере предпринимательства» | 21 ноября | 8-11 | Геталло М.А Галеева Г.А. |
6. | Деловая игра « Презентация инвестиционного бизнес-проекта» . | 22 ноября | 10-11 | Геталло М.А Галеева Г.А. |
7. | Подведение итогов Недели предпринимательства. | 24 ноября | 7-11 | Геталло М.А Галеева Г.А. |
Открытие Недели предпринимательства.
Выступление по теме «Предпринимательство – знамение времени».
С 17 по 23 ноября 2008 года по всей России пройдет Неделя предпринимательства. Наша школа примет в ней активное участие. Творческой группой нашей школы запланированы мероприятия, в ходе которых мы постараемся узнать:
- что слово «предприниматель» происходит от русского слова «предпринимать». Чем занимается предприниматель? Кто может стать предпринимателем? Что считается главным в предпринимательстве? Почему в России наблюдается повальное увлечение бизнесом? Насколько и чем полезен и вреден бизнес?
- знакомы ли мы с разными видами бизнеса? С какими видами предпринимательства нам приходится встречаться в жизни? Есть ли среди наших знакомых бизнесмены, предприниматели? А каким видом бизнеса вы желали бы заняться сами?
- что такое сделка в бизнесе? Откуда берет предприниматель ресурсы , необходимые для бизнеса? Что представляет собой прибыль от предпринимательской деятельности?
- приходилось ли Вам слышать выражения «бизнес-план», «бизнес-проект»?
- многие из Вас наверно хотели бы открыть свое дело? А какие должны быть для этого условия? Что понимается под словами «стартовый капитал»? Как зарегистрировать собственное частное предприятие?
- Вы, конечно, знаете, что такое честность, порядочность. Имеют ли эти слова отношение к бизнесу? Как следует понимать этику и мораль деловых отношений?
- опасное ли это дело-предпринимательство? В чем состоит опасность, что угрожает бизнесмену, чем он рискует? Что такое страхование?
- термин «конкуренция» относится к числу широко известных. Чем отличаются конкуренция и соревнование?
- можно ли назвать конкуренцию борьбой за существование?
Это и есть самые главные и насущные вопросы предпринимательства и бизнеса. Если вы будете знать ответы на эти и другие подобные вопросы , то Вы наверняка станете весьма успешным бизнесменом.
Деловая игра «Презентация инвестиционного бизнес-проекта».
Цель игры: активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, повышение интереса к предмету «Обществознание».
Задачи игры:
- Закрепление изученного теоретического материала по теме «Предприниматель на рынке» на примере конкретной моделируемой ситуации.
- Формирование навыков разрешения проблемных ситуаций.
- Развитие аналитических и коммуникативных способностей.
Игра проводится с учащимися 10-11 классов в рамках «Недели предпринимательства» на базе материала, изученного на уроках обществознания в разделе «Экономика».
Участники игры:
- Игроки. Делятся на 2 команды: команда «Предприниматель» и команда «Инвестор».
- Экспертная группа. Проводит предварительную подготовку к игре, оценивает действия обеих команд, подводит конечные итоги игры.
- Руководитель (преподаватель): координирует действия участников на всех этапах подготовки и проведения игры.
- Потенциальные потребители данной услуги (зрители).
Оборудование игры:
- Правила ведения игры (памятки для участников).
- Таблички с названиями команд.
- Бизнес-план.
- Возможные приложения к бизнес-плану (диаграммы, макеты, таблицы и т.д.).
- Критерии оценки работы команд-участниц (памятки для экспертной группы).
- Оценочные листы.
За неделю до проведения игры члены команды «Предприниматель» получают опережающее задание: разработать бизнес-проект, подготовить его презентацию в целях привлечения инвестиций.
Команда «Инвестор» за 3 дня до игры получает черновой вариант бизнес-плана для подготовки к «переговорам» и выработки их тактики. Целью деятельности команды «Предприниматель» является получение кредита на реализацию проекта в результате переговоров. Цель команды «Инвестор» – в процессе ознакомления с бизнес-планом выявить все возможные риски и провести переговоры таким образом, чтобы риск инвестирования был сведен к минимуму.
Содержание игры.
В процессе подготовки и проведения игры моделируется целый ряд экономических действий (процессов), имеющих место в реальной предринимательской практике: изучение конъюнктуры рынка, выбор сферы предпринимательской деятельности; определение реальных финансовых и производственных возможностей, путей привлечения инвестиционных ресурсов, учет возможных рисков (банкротства, неплатежеспособности и т.п.).
Игра делится на 2 этапа.
1-й этап – подготовительный. На этом этапе перед командой «Предприниматель» ставятся следующие задачи:
- выдвинуть идею создания и внедрения на рынок товара или услуги, учитывая такие факторы, как потребности потенциальных клиентов или покупателей, экономическую целесообразность, рентабельность и окупаемость проекта;
- составить бизнес-план проекта и подготовить его презентацию.
Команда «Инвестор», заранее ознакомившись с бизнес-планом, определяет степени риска инвестирования, составляет план переговоров, предварительно решая, стоит ли вкладывать средства в данный проект, и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта.
В подготовительный период игры члены экспертной группы оказывают командам теоретическую помощь, контролируют ход работы.
2-й этап – собственно игра. Этот этап можно провести как в качестве урока, так и в виде внеклассного мероприятия.
Ход и регламент игры.
-
Представление команд, объявление целей участников переговоров, ознакомление с временным регламентом и критериями оценки деятельности участников игры. (3мин.)
-
Презентация бизнес-проекта с представлением возможных сопутствующих приложений: диаграмм, таблиц, макетов и т.д. Команда «Предприниматель» демонстрирует оппонентам имеющиеся у фирмы возможности, стараясь убедить их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия; обосновывает экономическую привлекательность проекта и необходимость привлечения дополнительных инвестиций. (10 мин.)
-
Обсуждение бизнес-плана или непосредственно переговоры. В процессе переговоров экспертная группа команды «Инвестор» постатейно анализирует представленный бизнес-план, находя в нем «слабые места», стараясь оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений. Обсуждение ведется по схеме «вопрос – ответ». Положительно оцениваются вопросы, непосредственно вытекающие из содержания бизнес- плана, и ответы, грамотно и аргументировано проясняющие проблему. Экспертная группа оценивает корректность, лаконичность и экономическую грамотность участников. Положительная оценка – 1 балл. Отрицательная – 0 баллов. Оценки заносятся в оценочные листы. (10мин.)
-
Резюме. Команда «Инвестор», учитывая полученные в ходе переговоров разъяснения оппонентов и возможные изменения, внесенные в бизнес-план в процессе обсуждения, оценивает выгодность инвестирования в предлагаемый проект. Выносится решение о целесообразности выделения денег. (7 мин)
-
Подведение итогов игры. Экспертная группа, руководствуясь заранее оговоренными критериями, путем подсчета баллов оценивает качество работы каждой команды. Если количество баллов, набранных командой « Предприниматель», больше, чем у команды «Инвестор», но принято решение не выделять деньги – значит, «Инвестор» не является эффективно действующим субъектом рыночной экономики. В игре побеждает команда «Предприниматель». И наоборот. (5 мин)
-
Обсуждение процесса и итогов игры (рефлексия). Учащиеся по желанию отвечают на вопросы:
а) что нового я узнал во время подготовки и проведения игры (о предмете, о рыночной экономике, о товарищах, о своих возможностях и способностях)?
б) какие знания, умения и навыки помогли команде победить в игре?
в) какие недочеты в работе или поведении помешали достичь победы? (5 мин) -
Награждение победителей, поощрение проигравших. (5 мин)
Памятка для участников игры, Оценочные листы команды – Приложение 1, Бизнес-план – Приложение 2.