О ходе эксперимента по обновлению структуры и содержания образования

Разделы: Администрирование школы


Модернизация содержания общего среднего образования, его кардинальное обновление в соответствии с запросами современной жизни требуют в первую очередь решения следующих задач:

  • Реализации политики в области образовательных стандартов.
  • Усилении социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования, расширение и конкретизация его социального и культурного контекста.
  • Практической ориентации и инструментальной направленности общего среднего образования.
  • Дифференциации и индивидуализации образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся, ведение инновационной и экспериментальной работы.

Участие МОУ СОШ № 1 г. Пугачева Саратовской области с 2001–2002 учебного года в эксперименте по обновлению структуры и содержания общего образования направлено на реализацию следующих целевых показателей:

  • формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения;
  • развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей детей;
  • развитие у детей убеждений, позволяющих им ориентироваться и адаптироваться в сложном мире социальных отношений;
  • внедрение в практику новых УМК, учебных и методических пособий, методов и средств обучения;
  • раннее преподавание иностранного языка и ИКТ;
  • работа по усилению общекультурной направленности образования.

Важным аспектом процесса вхождения в эксперимент был выбор системы подхода к управлению образовательным учреждением приступающим к масштабной инновационной деятельности. Была создана модель управления, которая могла бы использовать компетентность и знание всех участников эксперимента, позволяла решать задачи, требующие творческого отношения и вовлечения всего коллектива в их осуществление.

Для тактического управления экспериментом в штатное расписание школы введена должность заместителя директора по экспериментальной и инновационной работе, который реализует деятельность школы по функционированию ее в рамках муниципальной экспериментальной площадки, контролирует реализацию учебных, развивающих и воспитательных программ, ведет методическую работу, обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях эксперимента, контролирует создание гармоничного психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, активной социально-педагогической системы, проведение своевременного проблемного анализа внешней социальной среды и гибкой коррекции внутреннего социума.

Для оперативного управления экспериментом в школьном методическом совете создали сектор по опытно-экспериментальной и инновационной деятельности школы, основной задачей которого является решение вопросов повышения квалификации педагогических работников, решение организационно-методических вопросов:

  • создания условий для достижения достаточного уровня образовательного процесса в условиях эксперимента;
  • совершенствование системы и содержания мониторинга эксперимента.

За период проведения эксперимента члены коллектива школы приняли участие в работе всех ежегодных областных семинаров и конференций по вопросам обновления содержания и структуры образования. Проведены семинары-практикумы: «Вхождение в эксперимент», «Педагогическая поддержка в основе самообразования и самоопределения личности учащихся»; единые тематические методические дни «Выработка алгоритма обучения в условиях эксперимента», «Характеристика форм и методов проверки знаний учащихся в условиях эксперимента», «Построение образовательного рейтинга ученика», «Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе?». Проведены открытые уроки по математике в рамках областного семинара «Проблемы выбора УМК по математике», по английскому языку в рамках конкурса «Учитель года».

Оперативное управление экспериментом ведется и на уровне временных творческих групп учителей, работающих в условиях данного эксперимента. В зависимости от этапа работали творческие группы:

1. «Активизация творческого мышления младших школьников» (1–2   классы) 2001–2003 гг.  «Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника» (3–4 классы) 2003–2005 гг.
2. Обеспечение преемственности в обучении при переходе учащихся экспериментального класса в основную школу» 2005–2006 уч.  г.
3. «Роль учителя в реализации эксперимента по обновлению структуры и содержания образования» 2006–2007 уч. г.
4. «Создание условий успешности в экспериментальном классе по совершенствованию структуры и содержания образования» 2007–2008 уч. г.
5. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся экспериментального класса в рамках подготовки к итоговой аттестации в новой независимой форме 2008–2009 уч.г.

Высшим органом управления образовательным процессом в школе и соответственно экспериментальной деятельностью является педагогический совет. Поэтому на заседаниях педсовета рассматривались следующие вопросы:

  • «О начале эксперимента по обновлению структуры и содержания образования»;
  • «О продлении эксперимента по обновлению структуры и содержания образования»;
  • «О ходе проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования»;
  • «О результатах мониторинга успешности по итогам каждого учебного года».

Сводная таблица результатов успешности учащихся экспериментального  класса

 

2001–2002 уч. г.

2002–2003 уч. г.

2003–2004 уч. г.

2004–2005 уч. г.

2005–2006 уч. г.

2006–2007 уч. г.

2007–2008 уч. г.

БУП

1998 г.

1998 г.

1998 г.

1998 г.

2004 г.

2004 г.

2004 г.

Качество знаний

Не аттестовывались

57%

65%

75%

67%

67%

СОУ

 

 

53%

60%

69%

62%

62%

Познавательные интересы учащихся

Предмет

VIP-интерес

«5»-интерес

«4»-интерес

«3»-интерес

Русский язык

3 чел.

6 чел.

2 чел.

4 чел.

Литература

4 чел.

4 чел.

4 чел.

3 чел.

Математика

3 чел.

2 чел.

8 чел.

2 чел.

История

2 чел.

4 чел.

6 чел.

3 чел.

Английский язык

1 чел.

2 чел.

9 чел.

3 чел.

Для предотвращения и коррекции возникновения негативных последствий в результате экспериментального педагогического воздействия на детей, для оценивания правильности выбранного хода педагогического поиска тех или иных средств решения проблемы проводимого педагогического исследования на протяжении всех лет эксперимента было организовано психолого-педагогическое сопровождение.

Программа психологического сопровождения учащихся начальной школы заключалось в проведении поведенческих тренингов, курса развития творческого мышления, в коррекции эмоциональных и личностных особенностей детей; при переходе в среднюю школу – диагностической работе, на выявление характера адаптации, организации коррекционно-развивающих занятий, работы с родителями по выполнению причин трудностей адаптационного периода и разработка рекомендаций о способах их преодоления, индивидуальные консультации, беседы.

По результатам психолого-педагогических исследований в экспериментальном классе нет учащихся с низким уровнем развития, только один ученик имеет высокую тревожность, связанную с обучением, все учащиеся имеют твердую мотивацию по отношению к обучению.

В период вхождения в эксперимент проведена диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива, которая позволила выявить восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитие их коммуникативных связей. По результатам диагностики составлен банк данных инноваций по школе. Конкретно в данном классе учитель русского языка и литературы работает над проблемой «Приобщение к миру прекрасного через развитие эмоциональной сферы на уроке и во внеклассной работе», учитель математики использует в работе педагогическую технологию «Поэтапное формирование умственных действий учащихся», английский язык ведется по УМК М.З. Биболетовой, в соответствии с БУП – 2004 в 7а классе учебный план включает преподавание обществознания, информатики и ИКТ.

Проведение эксперимента предусматривает приоритетность проблемы здоровья учащихся. От ее решения напрямую зависит достижение целей, поставленных в начале экспериментальной деятельности. Нездоровому ребенку чрезвычайно трудно учиться и ощутимо негативное влияние ухудшения здоровья на процесс позитивного формирования личности. Поэтому психолого-педагогические исследования тесно связаны с исследованием состояния здоровья учащихся.

Класс активно участвует в реализации школьной комплексно-целевой программы «Школа здоровья». Индекс здоровья (число детей, не болевших ни разу в год к общему числу детей в классе 100%) остается на стабильном уровне на протяжении 3-х лет. Эффективно внедряются в учебно-воспитательный процесс региональные программы «Профилактика болезней органов пищеварения в ОУ», «Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата в ОУ», «Профилактика возникновения нарушений зрения у учащихся ОУ», которые способствуют сохранению здоровья школьников данного класса.

Результаты мониторинга здоровья обучающихся показали, что количество детей, имеющих хронические заболевания остается на стабильном уровне на протяжении 3-х лет обучения.

Для учащихся данного класса обучение ведется в рамках интегрированного курса «ОБЖ и культура здоровья», ОЗОЖ.

Во все предметы введены блоки - «модули» по образованию в области укрепления здоровья и проводятся на уроках  биологии, физики, географии, экологии, а также разработана антинаркотическая программа по отдельным предметам.

Система воспитательной работы направлена на предупреждение поведенческих рисков учащихся.

Родители участвуют в реализации комплекса мероприятий по содействию здоровью школьников. С их участием проводятся профилактические беседы с детьми, члены родительского комитета организуют поездки на базы отдыха, помогают учителям в проведении  Дней здоровья, оздоровительных секций («Волна здоровья. Займись собой», Президентские соревнования)

Проводятся оздоровительные мероприятия: по профилактике йоддефицитных заболеваний – антиструмином, дополнительная витаминизация – аскорбиновая кислота и ревит, занятия в спецгруппах (для учащихся с ослабленным здоровьем), уроки плавания в программе учебного предмета «Физическая культура». Третья часть класса участники и победители городских, районных и областных соревнований по плаванию.

Таким образом, результат проведения эксперимента соответствует прогнозируемому, что свидетельствует о выполнении следующих психолого-педагогических условий:

  • соответствия процесса обучения функциональным и психологическим возможностям и возрастным особенностям учащихся;
  • личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей;
  • создания образовательной среды, способствующей познавательному развитию ребенка, сохранение его физического и психического здоровья.