"Совместная речевая деятельность. Литературный калейдоскоп"

Разделы: Работа с дошкольниками


Педагогические задачи.

  • Активизировать личный опыт детей по прочитанным сказкам для использования его в процессе совместной деятельности.
  • Учить взаимодействовать в процессе восстановления последовательности событий в сказках.
  • Развивать диалогическую речь.
  • Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, предавая спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения.

Практическая задача.

  • Вернуть сказочных героев в свои сказки из книги “ Любимые сказки ” ( наклеить их в книгу).

Оборудование: книга “Любимые сказки”, магнитофон с записью шума ветра, картинки героев из сказок “Колосок”, “Кот, петух и лиса”, “Маша и медведь”, “Жихарка”, элементы костюмов и атрибуты к данным сказкам в сундучке, клеящие карандаши, салфетки, клеёнки.

Ход

Воспитатель вносит большую книгу “Любимые сказки”.

- Ребята, вы любите сказки? Хотите отправиться в путешествие по любимым сказкам? Тогда рассаживайтесь поудобнее и мы отправимся в путь. А поможет нам эта книга. (В это время включается запись со звуками сильного ветра). Что это за шум? (Ответы детей). Надеюсь, что ничего страшного не случилось. Давайте откроем нашу сказочную книгу и отправимся в путешествие по сказкам. Воспитатель открывает книгу, а там нет сказочных героев на страницах книги.

- Ребята, посмотрите, все сказочные герои исчезли из своих сказок. Теперь мы не сможем путешествовать по сказкам, потому что без героев сказки нельзя узнать, что это за сказка. Что же случилось с героями сказок? Как ты думаешь Алёна? Лиза? Настя?

Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что сказочных героев унёс ветер.

- Что же нам теперь делать? Я с вами согласна. Нужно найти сказочных героев и вернуть их в книгу. Давайте их поищем.

Воспитатель и дети ищут героев в окружающей обстановке группы. Когда все герои найдены, воспитатель зовёт детей к себе.

- Как зовут твоего героя Настя? Лиза? Алёна? Как ты думаешь, из какой он сказки? Хотите поиграть в сказку?

Дети объединяются по сказкам.

- А наш сундучок поможет нам превратиться в настоящих сказочных героев.

Дети надевают маски, элементы костюма, необходимые предметы для своей роли.

- Кто готов первым показать нам свою сказку?

Остальные рассаживаются на стульчики.

- Можно я буду автором? Буду помогать рассказывать вам сказку.

Отрывок из сказки “Жихарка”.

Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает: - Эта простая ложка – Котова, эта простая ложка – Петина, а эта не простая, точёная, ручка золоченная, - это Жихаркина. Никому её не отдам.

Отрывок из сказки “Колосок”.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят: - Нужно его обмолотить. - А кто будет молотить? – спросил петушок.

- Только не я! – закричал один. - Только не я! – закричал другой. - Ладно,- сказал петушок,- я обмолочу. И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Отрывок из сказки “Кот, петух и лиса”.

Жили-были Петушок и Котик. Ушёл Котик однажды в лес, а Петушку строго наказал: -Не выглядывай в окошко, а то Лиса утащит. Ушёл Кот, а Лиса пришла и запела:

- Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Не стерпел Петушок – выглянул. Схватила его Лиса и понесла. Испугался Петушок и закричал:

-Несёт меня Лиса
За тёмные леса,
За высокие горы,
За быстрые реки!
Котик, братик,
Выручи меня!

Котик недалеко был, услышал он Петушка, прибежал и отнял у Лисы.

Отрывок из сказки “Маша и медведь”.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками. Шёл-шёл, устал и говорит:

- Сяду на пенёк,
Съем пирожок.

А Машенька ему из короба отвечает:

- Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси дедушке,
Неси бабушке!

Удивился медведь и говорит:

-Ух, какая глазастая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и зашагал дальше.

После каждого показа воспитатель предлагает детям похлопать артистам за хорошее выступление.

- Как называется сказка, которую вы сейчас посмотрели?

После просмотра всех отрывков воспитатель предлагает взять своих героев.

- Героев мы с вами нашли. Из каких они сказок назвали. Я предлагаю вернуть их в сказку. Вы согласны? А как мы можем это сделать? Алёна, как ты думаешь? Лиза, что ты предлагаешь? (Если дети долго не дают правильный ответ, воспитатель прикладывает картинку к странице книги, она падает). Я с вами согласна.

Их надо наклеить. Что нам для этого понадобится? Уточняют предметы, необходимые для наклеивания. После этого приступают к работе. Детям, быстро справившимся с заданием, предлагает наклеить дополнительные детали. Сам воспитатель тоже наклеивает какую-нибудь дополнительную деталь. После завершения работы, воспитатель вместе с детьми рассматривает книгу.

- Какая замечательная книга получилась у нас с вами. А кто мне скажет, чем наша книга отличается от книг, которые стоят в нашем книжном уголке? Как ты думаешь Настя? Что ты хочешь сказать Максим? Вы совершенно правы. В тех книгах есть буквы, их можно читать. А в этой книге есть буквы? Можно её читать? А что можно с ней делать? Её можно рассматривать, по ней можно рассказывать сказки. Эта книга для рассказывания.

Воспитатель переворачивает страницу, на ней картинка с изображением осени.

- Интересно, а это что за картинка?

- Кто-то догадался? Ребята, послушаем Алёну. Давайте узнаем, что думает Катя? Лиза, может, ты нам подскажешь? Правильно, на этой картинке изображена осень.

- Кто хочет нам про осень рассказать?

Чтение стихотворения К.Бальмонта “Осень”. Чтение стихов про осень по желанию детей. Воспитатель даёт положительную оценку детям. Воспитатель закрывает книгу.

- Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Понравилось вам путешествовать? Ой, а своего героя я забыла наклеить. Кто знает, как её зовут? Красная Шапочка. Она живёт в сказках из этой книги? Может быть она живёт в книге, которая стоит в нашем книжном уголке?

Воспитатель предлагает детям найти книгу, в которой живёт Красная Шапочка и предлагает вечером прочитать её.