Программа "Формирование элементарных навыков здорового образа жизни в условиях группы продленного дня"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Оглавление:

  1. Пояснительная записка
  2. Тематический план
  3. Содержание программы
  4. Использованная литература
  1.  1. Пояснительная записка

Здоровый образ жизни – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Потребность в формировании ЗОЖ и создании программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.

В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся, но данные программы не подходят для работы в условиях школы – интерната, поэтому возникла необходимость в разработке программы: “Формы ЗОЖ у детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната”

В данной программе будут представлены лишь 2 темы:

  • “Основы здоровья и ЗОЖ”;
  • “Физическое здоровье”.

В результате беседы с детьми младшего школьного возраста школы-интерната было выявлено, что 50% из них не знают определения здоровья; факторов, благоприятно воздействующих на здоровье; о знании здоровья для успешной учебной деятельности; 50 % не умеют составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его, не умеют использовать способы повышения иммунитета; 10% - не знают о наличии физических упражнений для здоровья; не умеют выполнять физические упражнения для развития физических качеств.

Анализ изучения литературы: Боль Л.В., Бойко А., Васильев В., Лоранский Д.Н. и др. показывают, что данная проблема недостаточно проработана к условиям школы-интерната, поэтому возникла необходимость в разработке программы: “Формирование ЗОЖ у детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната”

Целью которой является: формирование ЗОЖ у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности, КТД, театральной деятельности, туристической в условиях школы-интерната.

Задачи:

  • обучение основными здоровья и ЗОЖ,
  • воспитание у учащихся положительного отношения к здоровью, как ценности,
  • развитие навыков сохранения и укрепления своего здоровья.

Основные направления программы:

  1. “Человек, среда и здоровье”
  2. Движение и здоровье
  3. Дыхание и здоровье
  4. Поведение, привычки и здоровье
  5. Основы здорового питания
  6. Профилактика заболеваний

Программа рассчитана на работу в течение 1 года. Занятия будут проходить в группе, в актовом зале, в спортивном зале, на свежем воздухе с привлечением следующих специалистов:

  • учителя физической культуры, педагогов дополнительного образования, социального педагога, врача-педиатра, медсестры, работников обучения.

Для успешной реализации программы необходима следующая база:

  • спортивный инвентарь; видео и аудио-аппаратура и материал, канцелярские принадлежности.

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

  • вводная часть, актуализирующая имеющиеся знания;
  • основная часть, направленная на формирование новых знаний;
  • заключительная часть, включающая обработку и осмысление полученного опыта, рефлексия

В своей профессиональной деятельности по сохранению и укреплению здоровья, педагог использует следующие методы и приемы:

  • наблюдение
  • упражнения
  • поручения
  • соревнования
  • поощрения
  • беседы
  • сочинения
  • рассуждения
  • решение жизненных задач

Формы организации:

  • праздники
  • сборы
  • операции
  • десанты
  • рейды
  • экскурсии
  • викторины
  • игры
  • матчи

Отслеживание результатов освоения программы будут проходить в начале, в середине и в конце учебного года методами тестирования, наблюдения, опроса.

Критериями результативности успешного освоения программы будут являться:

Знания:

  • определение здоровья
  • факторов, благоприятно воздействующих на здоровье; о необходимости заботиться о своем здоровье; о значении здоровья для успешной учебной деятельности; как составить режим дня; о значении физических упражнений для здоровья человека
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

Умения:

  • составить индивидуальный режим дня и соблюдать его.
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков
  • различать “полезные” и “вредные” продукты.
  • использовать средства профилактики некоторых заболеваний.
  1. Тематический план:
№ п/п Тема Количество часов
Теория Практика
1 Человек, среда и здоровье 2 3
2 Движение и здоровье 1 4
3 Дыхание и здоровье 2 3
4 Поведение, привычки и здоровье 2 3
5 Основы здорового питания 36 2
6 Профилактика заболеваний 2,5 2,5
  1. Содержание программы
  1. “Человек, среда и здоровье”
  • Теория: знать, что от хороших или плохих слов зависит собственное здоровье и здоровье окружающих; знать основные части тела.
  • Практика: уметь изучать себя и свой организм, изучать окружающих людей, следить за своей речью, не произносить плохих слов; рисовать.
  1. Движение и здоровье
  • Теория: знать о пользе утренней зарядки, об основных двигательных качествах (координация, сила, гибкость, прыгучесть, скорость, реакция, о способе тренировки равновесия, о работоспособности организма)
  • Практика: рисовать основные части тела; тренировать основные двигательные качества; играть в игры “Паровоз”, “Волчок”, “Мы тело”, массировать рефлекторные точки ладони и стопы, делать упражнения для улучшения осанки.
  1. Дыхание и здоровье.
  • Теория: знать о гигиене носа, об основных дыхательных процессах (режим дыхания, сила выдоха, объемная скорость выдоха), о пользе кислорода (о том, как и где он вырабатывается)
  • Практика: Тренировка силы выдоха с помощью спортивных и музыкальных тренажеров (воздушные шарики, резиновый пояс, детский духовой инструмент); проведение дыхательной гимнастики (ныряние, силовое дыхание, парадоксальное дыхание, дренаж); ритмично дышать (соотношение вдоха и выдоха- 1:4, 1:8);
  1. Поведение, привычки и здоровье
  • Теория: знания о правилах ухода за зубами, заболевании “кариес”; о вреде сигаретного дыма, о роли мальчика, как защитника слабых; о правилах вежливости; о правилах поведения на воде; о правилах поведения в экскурсионной ситуации (обращение за помощью ко взрослым); о дружеских отношениях между людьми, о грубых словах, не следует произносить, о первой помощи при травле, о правилах поведения в лесу; о сезонной одежде, о вредной привычки грызть ногти, о возможности общения людей и получения информации через Интернет; о снах и сновидениях, о способах преодоления лени; о правилах поведения за столом.
  • Практика: Соблюдение режима дня; вежливое общение, проведение психологического настроя, правильно и регулярно чистить зубы, вовремя и правильно мыть руки, правильно пользоваться расческой, убирать за собой рабочее место, забота о членах совей семьи, уважительно относиться к хлебу, правильно пользоваться личными вещами, преодолевать нежелание что-то делать; противостоять предложениям взрослых закурить, одеваться по сезону, следить за своими ногтями.
  1. Основы здорового питания.
  • Теория: знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
  • Практика: соблюдение режим питания, решение простых задач по рациональному питанию (порядок приема различных продуктов), избирательно воспринимать рекламу продуктов питания в СМИ, отличать полезные и не очень полезные продукты, употребление продуктов богатых витаминами.
  1. Профилактика заболеваний
  • Теория: Ребенок должен знать и иметь представление о болезнетворных микроорганизмах (микробах), о влиянии солнечных лучей на здоровье, о непрямом способе передачи инфекции через личные вещи (зубная щетка, расческа), о пользе закаливания, о чистоте помещений, о пользе банной процедуры; о правилах закаливания организма, о загаре и правилах его получения; о прямом пути передачи инфекции (чихание), о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о способах проникновения микробов в организм человека и способах защиты от инфекции, о целебных свойствах массажа и об основных правилах его проведения.
  • Практика: Проведение древесного массажа, проведение банную процедуру (умение делать мыльный массаж, пользоваться веником), проведение закаливания холодной водой, правильно загорать, заполнение дневника здоровья.
  1. Использованная литература
  1. Висс Ю.Б. “Настольная книга для мальчиков” Минск “Книжный дом”, 2004г.
  2. Колашникова Г.И. “Настольная книга для девочек” ЭКСМО,2004г.
  3. Зайцев Г.К. “Уроки Айболита СПб,2003г.
  4. Узорова О.В. “Проверь себя” -М, 2007г.
  5. Венгер Л.А. “Угадай как нас зовут?” М-2007 г.
  6. Гурин Ю.В. “Школа занимательных наук”, М.-2007г.
  7. Дьяченко О.М. “Что на свете не бывает? М.-2006г.
  8. Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи”, М.-2005г.
  9. Першин М. “Игры с Буратино” М.-2007
  10. Баранов А.А. “Здоровье детей России (состояние проблем ) М.: Медицина-2004г.
  11. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде Сергие Пасад-2005г.
  12. Бурекина А. Программа по ритмической пластики для детей. Ритмическая мозайка. 2006
  13. Захаров А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005г.
  14. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления, М. Линка - Пресс. – 2007г.
  15. Кузнецова Т.Д. Развитие дыхательной функции легких// Физиология развития ребенка. М.2006г.
  16. Кузнецова Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. М. 2004г.
  17. Кузнецова В.В. В поиске ради здоровья. Мурманск.2007
  18. Моханева М.Д. Воспитание здорового ребенка, М.-2005г.
  19. Попов С.В. Валеология в школе и дома. С.-Пб: 2005г.
  20. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/под ред. С.В. Березина, И.Б. Орешниковой. М., 2007г.
  21. Молчанова Т.К. “Составление образовательных программ” М., 2007г.
  22. Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей. Волгоград, 2008 г.
  23. Латохина Л.И., Андрус Т.А. “Творим здоровье души и тела” СПб, 2005г.
  24. Оздоровительно – развивающая программа “Здравствуй” М.2004г.