Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Опора тела и движение"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Продолжить знакомить детей со строением тела человека.
  2. Познакомить детей со значением скелета и мышц.
  3. Формировать у детей представление о здоровом образе жизни.
  4. Укреплять гигиенические навыки.
  5. Воспитывать внимательное отношение к своему телу.
  6. Воспитывать внимательное отношение друг к другу.
  7. Развивать речь, мышление, память.

Оборудование:

  1. Плакаты “Строение человека”, “Скелет человека”, “Осанка”.
  2. Пластилиновый человек.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности учеников к уроку.

2. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы говорили о науке, которая изучает строение тела человека, о том, как мы воспринимаем окружающий мир.

Учитель задает вопросы:

– С помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир?

(Дети отвечают, что с помощью органов чувств.)

– С помощью какого органа мы знаем о том, что поет соловей, что зазвенел звонок, залаяла собака?

(Дети отвечают, что узнают с помощью органа слуха – ушей.)

– Как ухаживать за ушами?

(Ученики рассказывают о правилах личной гигиены, о том, как они ухаживают за своими ушами.)

– С помощью какого органа мы узнаем о том, что написано на доске, нарисовано в книге? (Орган зрения – глаз.)

– Какой орган нам помогает узнать колючие или мягкие хвоинки у ели и лиственницы? (Орган осязания – кожа.)

– Какой орган помогает почувствовать аромат цветов, запах булочки? (Орган обоняния – нос.)

– С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой? (Орган вкуса – язык.)

– Мы повторили материал прошлого урока, а сегодня мы поговорим о нашем скелете.

3. Введение в тему урока

– Вчера, готовясь к уроку, я попыталась слепить из пластилина человечка, но он у меня все время падал и, в конце концов, он просто сплющился. Если вы будете лепить человека из глины или пластилина, смею вас заверить, вы получите тот же результат. Чтобы наш человечек не падал, нам нужна какая-то опора, например, проволочка. Если мы вставим проволочку внутрь тела, тогда пластилиновый человечек уже не будет валиться в сторону и не будет сплющиваться.

А внутри всех нас вместо проволочки есть скелет. Так вот, если бы не было скелета, наше тело было бы похоже на студенистый, бесформенный мешок.

4. Скелет человека

– Наш скелет состоит более чем из 200 костей, больших и маленьких. Кости соединены между собой. Но наши руки и ноги двигаются. Как же так можно соединить 2 косточки?

– Сожмите кулак левой руки, а правой рукой обхватите его. Попробуйте пошевелить левой рукой.

(Дети выполняют то, что говорит учитель.)

– А чтобы косточки не выскакивали, их связывают между собой еще и гибкие связки.

В скелете есть стержень – это наш позвоночник.

(Учитель сопровождает свои слова показом позвоночника на плакате.)

– Головной мозг укрыт в черепной коробке, а спинной – в гибком футляре позвоночного столба.

Наш позвоночник состоит из 34 небольших костных коробочек – позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящиками.

Наш позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине смягчает толчки.

Итак, скелет – это опора тела, он защищает многие внутренние органы от повреждений.

5. Мышцы

– А как вы думаете, что помогает крутить сальто, быстро бегать?

Правильно – мышцы. Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться.

Но если мышцы не тренировать, они слабеют, и человек будет часто уставать.

6. Физкультминутка

7. Практическая работа

– Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она и обеспечивает опору тела и движение. От скелета и мышц зависит осанка человека. И сегодня я хотела бы еще поговорить об осанке. Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы. Как выработать правильную осанку? (Ученики говорят о значении физических упражнений.)

Учитель приглашает помочь 4 человек.

Одному ученику учитель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всем классом, а затем повернуться спиной к ученикам. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ученика спина не искривлена.

Ученики делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу: с портфелем или с ранцем.

Третий ученик держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ученик ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

8. Работа с учебником

(с. 60–62) и в рабочей тетради.

– Откройте, пожалуйста, учебники на с. 61 и рассмотрите фотографии. Где правильно сидит девочка? Почему вы так думаете?

– Давайте сформулируем правила посадки за столом.

(Ученики придумывают и называют правила, как сидеть за столом, как организовать своё рабочее место, чтобы было удобно работать.)

– Можно ли исправить осанку? Что для этого нужно делать? (Дети обсуждают проблему.) Далее читают текст учебника (с. 60–62).

В рабочей тетради ученики выполняют упражнения на с. 37.

9. Итог урока

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Ученики отвечают.)

– Давайте прочитаем вывод в учебнике.

Дети читают вывод в учебнике на с. 63:

“Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом и физкультурой”.

10.  Домашнее задание

Ответить на вопросы “Проверь себя” (с. 63).