Урок развития речи по теме "Культура речи - часть общей культуры человека"

Разделы: Русский язык


По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. (В.В. Виноградов.)

Цель урока: формирование умений

  • работать с текстом в группах;
  • осознавать предложение в тексте как основную единицу языка, единицу общения;
  • осознавать предложение как средство выражения мысли, чувств, переживания;
  • употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации.

Ход урока

  1. Лексико-орфографическая работа (один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях)

Аттестация, дисциплина, олимпиада, одаренный, стихотворец, лицей, лингвистика, стипендия, характеристика, элегия, барокко, репетиция, феномен, досуг, экземпляр, директор, подытожить, ручка, звонок, эрудиция, отлично, экзамен, ответ, интеллект, плеяда.

Задание: составить предложения с подчёркнутыми словами. Так ли необходимо знать лексическое значение слова? Как правильно построить предложение?

  1. Проверка домашнего задания “Высказывание о языке” (выполнено учащимися по группам).

Необходимо было привести примеры высказываний о языке, можно было подготовить свои авторские высказывания; форма представления – любая, например, презентация, плакаты, устный журнал и др.

В процессе представления группами результатов своей работы учитель при необходимости добавляет свои комментарии, а в конце работы обращает внимание на важную роль владения родным языком в повышении культуры речи; в борьбе за ее чистоту и правильность всегда выступали писатели.

  1. Работа в группах по карточкам.
  1. Необходимо определить, правильно или неправильно построены предложения (выбор ответа “да” или “нет”):
  • Отец испёк пирог. Сегодня он выглядел прекрасно.
  • Полиция не смогла напасть на след преступника. Они всё больше и больше сбивались на ложный путь.
  • Гринев подошёл к Швабрину, и Пугачёв увидел, что он побледнел.
  • Дубровский собрал себе верных людей и стал главарём разбойничьего отряда.
  • Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой.
  • После всех этих событий Герасим надел на себя нарядный кафтан и вышел из коморки.
  • Целый день и почти целый вечер мы набирали текст на компьютере.
  • Мы молодой весны гонцы, она нас выслал вперёд.
  • Некоторые взяли с собой удочки, некоторые даже захватили котелки.
  • Чичикову не без труда пришлось убедить Манилова, что ему это выгодно.

После работы в группах идёт общее обсуждение результатов, свои ответы учащиеся аргументируют.

  1. Перед выполнением следующего задания – слово учителя о красоте языка, его звучности, многообразии, об интеллигентности человека. Необходимо прочитать текст и выполнить задания к нему.

… Поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой стих и свой особенный звон. Этот металлический, бронзовый стих Державина, которого до сих пор не может ещё позабыть наше ухо; этот густой, как смола или струя столетнего токая, стих Пушкина; этот сияющий праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный, как мёд из горного ущелья; этот лёгкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы; этот тяжёлый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкой, щемящей русской грустью, – все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле. (Н.В.Гоголь).

Задания к тексту:

  • Озаглавьте текст, определите его тему, основную мысль.
  • Выпишите из текста два сложноподчинённых предложений, составьте их схему.
  • Понаблюдайте за использованием в тексте местоимения этот. Почему повтор этого слова в последнем предложении (шесть раз!) является оправданным?
  • Найдите в тексте сравнения и метафоры. Какую роль они играют в тексте?
  • Выпишите из текста причастия, произведение их разбор по составу.
  • Запишите часть текста, включив её в предложение по правилам прямой или косвенной речи.
  1. Необходимо прочитать текст и выполнить задания к нему.

Человеку нужна интеллигентность при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих и для самого человека.
Это очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь всё это и быть не интеллигентным и можно ничем этим не обладать, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
Интеллигентность не только в знаниях, в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тот же мусор, и еще какой!)
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать , – тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы. Это способствует долголетию.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразно…
Социальный долг человека – быть интеллигентным, это долг и перед самим собой, это залог личного счастья.
В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, долголетен будешь на земле”. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всего нашего лучшего в прошлом, прошлом, которое является отцом и материю нашей современности, великой современности, принадлежать к которой великое счастье. (По Д.С.Лихачеву.)

Вопросы и задания к тексту:

  • Озаглавьте текст, определите тему, основную мысль.
  • Выпишите сложные предложения и постройте их схемы.
  • Что вы считаете особенно важным в тексте и почему?
  • Приведите пример внешнего проявления интеллигентности. Считаете ли вы некоторые из них старомодными?
  1. Прочитайте высказывания о вечных ценностях человека:
  • Как страшен может быть разум, если он не служит человеку. (Софокл)
  • Не ум главное, а то, что направляет его, – натура, сердце, благородные свойства, развитие. (Ф.М. Достоевский)
  • Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость. (В.Сухомлинский)

Какие из них вам показались самыми актуальными сейчас? Обоснуйте ответ.

  1. Работа у доски. Учащиеся выполняют разные виды разборов слов и предложений из текстов.
  2. Подведение итогов урока.