Воспитание черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Ведущая роль семьи в  воспитании детей определена в Законе РФ «Об образовании». Именно родители должны быть первыми педагогами, они обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка. Главная  особенность семейного воспитания
носит эмоциональный, интимный характер отношений. Родительство - многогранный феномен. Необходимо формирование родительской компетентности, то есть умение использовать разнообразные методы общения с ребенком. Неблагоприятные факторы семейного воспитания , такие как отсутствие единых требований к ребенку, непоследовательность, отрицательный пример взрослых, стремление родителей создать условия для себя, наличие в семье одного ребенка приводит к нарушению поло-ролевого развития.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится  одной из самых актуальных. Изучив  многие программы мы пришли к выводу, что необходимо более глубоко остановиться на проблеме «воспитания у дошкольников черт будущего семьянина», так как проблема эта стоит особенно остро. Постановления правительства и президента Российской Федерации направлены на поддержку семей, увеличение рождаемости в России. Для этого  разрабатываются специальные программы
( например «Материнский капитал», возмещение затрат родителям за посещение ребенком дошкольного учреждения). По нашему мнению, для ощутимых результатов повышения рождаемости в семьях, необходимо, чтобы в нашем обществе воспитание детей осуществлялось в семьях обоими родителями, в них царила благополучная эмоциональная атмосфера.
В этом сложном процессе становление человека , как будущего семьянина, немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и встретить свою «вторую половинку», реализовать свой потенциал в обществе и семейной жизни.
Психологи и педагоги обратили внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально- социологическую  тревожность и усталость  от испытываемых взрослыми проблем, одиночество, особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально- экономических функций внутри семьи( когда источником финансирования членов семьи становится мать/жена), трудности строительства семейной жизни на фоне кризиса.
Были выделены и глобальные проблемы: экологические, психические, наркомания, алкоголизм, научно технический прогресс.

Актуальность.
Для того ,чтобы ребенок, во взрослой жизни был счастлив ему необходимо в детстве заложить модель поло-ролевого воспитания. На данное время многие дети воспитываются в семье ,где имеется лишь один ребенок; неполной семье, а есть дети, которых воспитывают бабушки и дедушки. Кроме того, в детских садах сказывается отсутствие педагогов мужского пола, необходимый для примера подражания мальчикам и девочкам.

Гипотеза.
Воспитывая настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать одиночества и неустроенности. Предполагаем, изменение психологического климата семьи и улучшение взаимоотношений между родителями окажет существенное влияние на формирование представлений о семье.

Цель.
Формировать у детей четкие представления о роли мужчины и женщины в семье, круг их обязанностей, ответственность перед членами семьи, проявление заботы и уважения друг к другу и окружающим людям.
Способствовать расширению знаний и представлений детей о нормах поведения в семье, добиваться , чтобы дети умели проявлять добрые чувства друг к другу и окружающим и не стеснялись этого.

Задачи.
1.Расширить представления детей о роли мужчины ( мужа, отца ,дедушки)и женщины (жены, матери, бабушки) в семье, удовлетворение познавательных интересов детей.
2.Способствовать правильному выбору половой роли детьми, положительному отношению со сверстниками противоположного пола ( сущность нормы поведения присущие мальчикам и девочкам).
3.Воспитывать у детей качества , необходимые для семейной жизни в родном поселке, республике, России.
4.Формирование положительного отношения к своему телу и здоровью.

Решение этих задач осуществляется в процессе работы с детьми и их родителями в повседневной деятельности и на занятиях, через руководство играми детей.

В программах, по которым работают педагоги дошкольных учреждений тема воспитания у дошкольников черт будущего семьянина не выделяется. Но большое внимание этому разделу уделяет программа «Половое воспитание старших дошкольников»М.Мазниченко, Т.Чхетиани(д.В.№5 2004г), «Мой мир» С.А Козлова(Москва ,2000г),Социальное развитие среды в ДОУ (Н.В.Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М.Калинина( Москва,2008г). Мы изучили эти программы и выделили  вопросы, которые объединили систему мероприятий по воспитанию у дошкольников черт будущего семьянина.
МДОУ детский сад «Колокольчик» поселка Витим малокомплектный,  функционируют три разновозрастных  группы. Мы живем в поселке городского типа и многие родители, дети которых посещают наш детский сад, сами воспитывались в этих стенах и некоторые у наших воспитателей.  С их стороны к нам имеется некоторый потенциал доверия. Кроме того, мы  знакомы со старшим поколением  в семьях воспитанников, что значительно облегчает нашу работу в этом направлении. Воспитание детей в разновозрастной группе способствует более легкому освоению поло-ролевых позиций, которому способствует забота старших детей о младших.
Исходя из наших условий , мы построили работу в нашем МДОУ таким образом, чтобы у каждого нашего воспитанника был пример для подражания мужчине(папе, брату, дедушке, дяде…); планировали воспитательно-образовательный процесс с учетом разного подхода к мальчикам и девочкам, а учитывая то, что в группах дети разного возраста,  старались создать семейную эмоциональную атмосферу, где дети «одногрупники», заменяют младшего(старшего) брата(сестру).

На первом этапе необходимо было направить творческий потенциал педагогов на решение поставленных задач.
Систематизировать у них знания по воспитанию у дошкольников черт будущего семьянина и  по возможности создать в МДОУ условия для их самореализации.
Внедрять инновации лучшего педагогического опыта педагогов .

Дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего  вида, второй категории, с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников работает по Программе воспитания и обучение в детском саду под редакцией М.А. Васильевой , Москва «Мозаика-Синтез», 2006г.  программа «Радуга»,  Т.Н.Дороновой,  В.В.Гербова и другие, Москва, «Просвещение», 2004г.,Программа художественного воспитания , обучения и развития детей от 2-7 лет «Цветные ладошки»
Москва,2006г., Танцевально-игровая гимнастика для детей
Са- Фидансе, Санкт-Петербург «Детство-пресс»,2001г.

Индивидуальная работа с детьми осуществляется  путем организации кружковой работы:
Кружок по изобразительной деятельности- «Веселый Самоделкин», цветоводству –«Аленький цветочек», секреты кухни -«Веселый Поварешкин», хореографический- «Танцевальная Мозаика».(Приложение №14,15,16; Презентация «Слайд-шоу»-Экскурсия по фотовыставкам
В ДОУ сложились хорошие традиции. Каждый понедельник проводится для детей «День радостных встреч»,среду- «Сладкий вечер»,один раз в месяц- «День именинников».
Все это послужило отличным фундаментом для разработки системы учебно-воспитательных мероприятий:
С педагогами в МДОУ проведен семинар( приложение 1) .Предложена для изучения литература, программы в которых раскрыт раздел этой работы. Педагоги на практической части создавали  образовательную модель воспитания у дошкольников черт будущего семьянина.
Проведено интервьюирование дошкольников и их родителей ( приложение №2,3) ,наблюдения за сюжетно-ролевыми играми детей.

На втором этапе  после анализа проделанной работы были  разработаны правила для мальчиков и девочек. В годовой план  включены формы и методы работы, направленные на индивидуальный подход в воспитании мальчиков и девочек, для педагогов, детей и родителей.(Приложение №5)
На  педагогическом совете был утвержден проект системы воспитательных мероприятий по воспитанию у дошкольников черт будущего семьянина (приложение
№6 ), который охватил следующие разделы:
1.Кто такой человек, чем отличаются мужчины и женщины?
2.Гигиена мальчиков и девочек и их одежда.
3.Формирование привычки к здоровому образу жизни, правильное питание.
4.Поведение мальчиков и девочек.
5.Познай свое тело. Азы полового воспитания.
6.Дружба мальчиков и девочек.(фотография №1)
7.Я и моя семья.(фотография №2)
8.Женские и мужские профессии.
Подобраны  и систематизированы игры- тренинги, которые особенно полюбились детям (приложение №18), где они отображают характер, эмоции, сущность родных, близких людей ,друзей и знакомых.
Учитывая любовь детей к движению, к танцам,  в детском саду организовали хореографический кружок «Танцевальная мозаика», цель которого всестороннее развитие личности ребенка. Танцы помогают естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем, способствуют укреплению здоровья ребенка. Ведь наши девочки – это будущие женщины и мамы, а мальчики – это будущие мужчины и папы.
С танцами, разученными на кружке, наши дети выступают в детском саду перед детьми и родителями, в детском Доме творчества, в клубах , участвуют с общепоселковых мероприятиях – для жителей поселка. У детей развивается пластика , они становятся раскованными и уверенными в себе. В обучении танцам  хорошо вписываются уроки «Маленьких «Леди» и «Джентльменов».
При обучении якутским танцам дети знакомятся с культурой, традицией истории  коренного народа Якутии. Девочки танцуют танец с чаронами. (Наши девочки в танце – легки и грациозны). Мальчики танцуют танец «Таба» - танец оленей и танец охотников – «Ункуу», где демонстрируют свою ловкость, мужественность.

Существуют разные подходы к решению проблемы в воспитании черт будущего семьянина, например, через ознакомление с трудом взрослых. В нашем  ДОУ уже несколько лет существует кружок «Веселый Поварешкин» ( приложение № 14), где мы с детьми изучаем «секреты кухни». Эту тему мы взяли не случайно, так как наш детский сад работает по программе «Радуга», которая предлагает такие интересные моменты в жизни дошкольника:«сладкий вечер», «день радостных встреч» и т.д. К этим праздникам наши дети готовят разнообразные кулинарные изделия, салаты  и т.д. Наших девочек мы готовим, как будущих хозяек своего дома, а мальчиков – хранителей очага и защитников
(приложение №25).

 МДОУ с приоритетным осуществлением художественно-эстетического  развития создан кружок  по изобразительной деятельности и ручному труду « Веселый Самоделкин».( приложение № 15,16) Дети учатся передавать в своих работах наблюдения, чувства, эмоции, фантазии. В работе кружка большую помощь оказывают родители. Вместе с ними проведены интересные занятия , а это – «Генеалогическое древо моей семьи», «Мы подарим кружку папе» (приложение №17), « Я с папой на рыбалке», «Моя мама любит цветы» ит.д.

В условиях Севера человеку нужно чувствовать тепло, заботу близких и окружающих его людей. И в этом нам помогают наши увлечения цветоводством. У нас в детском саду есть «мини сад» – одно из любимых мест детей. Вся эта красота создана детьми на кружке «Аленький цветочек».
Занимаются в нем не только девочки, но и мальчики. Мы прививаем им такие черты будущего семьянина, как: трудолюбие, взаимопомощь, уважение друг к другу . Вместе с родителями и детьми мы занимаемся оформлением интерьера детского сада, а летом -  оформлением интерьера на участке
В этом году  внедрили интересную задумку кружковцев –  создание альпийской горки, которая радовала всех своим изобилием цветов. На кружке проводится опытная работа,
идет подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни. ( Приложение №19,20,21,22,
23,24.)

На третьем этапе, мы наладили  тесное сотрудничество с родителями через вовлечение  их в педагогический процесс которое включает:
-Согласование действий педагогов МДОУ и родителей.
-Повышения уровня педагогической культуры родителей направленной на создание благополучной эмоциональной атмосферы в семье.
-Ознакомление родителей с вопросами поло-ролевого воспитания детей.
-Обмен опытом между родителями и педагогами.
Эти задачи решались через интервьюирование детей и родителей(Приложение№2,3), беседы с родителями, посещение семей воспитанников, наглядную пропаганду, лекции, тренинги, консультации, деловые игры, конференции, совместные мероприятия.(приложение  №7,8,9,10).
Внедрили опыт работы /Н.В.Ивановой, Е.Ю. Бардиновой, А.М.Калининой Социальное развитие детей в ДОУ. Методиче6ское пособие.Москва.2008 / по формам приобщения детей к детской субкультуре . Изучив опыт педагогов творчески подошли к планированию работы с детьми включив следующие формы работы: выставки, презентации, игровые проекты, события (Приложения №8 ,26,27,28,29) в процессе которых родили принимали активную роль не как зрители, а как участники педагогического процесса.
Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей и обеспечивает глубокие связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьей, зависит продвижение ребенка в проблемном поле взросления, оно призвано предупреждать проблемы «отцов и детей» и помогать родителям осмысливать свое поведение в семье (как пример для ребенка), и осваивать продуктивные способы общения с ребенком.
Проводя собрания в дошкольном учреждении и задавая вопрос родителям: « Чем отличаются ваши методы воспитания мальчиков и девочек?» мы видим удивленные глаза.
Напрашивается вывод. Чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково.(Приложение №4)Мальчики более возбудимы, раздражительны беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны , подвижны ,чем девочки. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр. Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации.
Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувственность кожи, поэтому их надо чаще гладить. Игры опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. У девочек лучше развита беглость речи , мелкая моторика рук.
Мозг девочки готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны(инстинкт выживания), так как цель женского- рождение жизни  и ее сохранение. А цель мужского пола- это прогресс, открытия.
Мальчик и девочка- два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково.
Мы познакомили родителей с результатами интервьюирования детей, с рассказами о семье, с видео сюжетно-ролевых игр на семейные темы, в которых дети отражали поведение родителей в семье. Проводили беседы о прогнозах будущего ребенка, возможных вариантах его отношения с противоположным полом, семейном счастье его в будущем и показали возможность и необходимость воздействия на ребенка в  в дошкольные годы. Довели до их сознания важность именно дошкольного возраста в осмысливании детьми отношений в семье, которые они в дальнейшем перенесут и в свою семейную жизнь. Работу с родителями строили с учетом сложившихся у детей отношений в семье, тактично и индивидуально.
Особенно интересно проходят мероприятия , в которых участвуют папы(приложение № 7,8,9 ,фотография № 3)
Понадобилось немало усилий чтобы привлечь папу, дедушку или дядю к участию в
сценарии занятия. ( приложение №10).Но у нас получилось .Теперь наши «папы» и «мамы» не только пассивные гости, но и активные участники, ведущие. Они исполняют разные роли на утренниках и развлечениях, что заметно сближает их с детьми. Кроме того они активно помогают в оформлении интерьера МДОУ, мастерят мебель, производят мелкий ремонт пособий  и игрушек. А в зимнее время, несмотря на «лютые» морозы, на протяжении многих лет, мы в выходные дни совместно с семьями воспитанников ,создаем «Волшебную  зимнюю сказку» из ледовых фигур. В результате наших усилий получаем призовые места в поселковом конкурсе «Ледовых фигур» (фотография №4)
Активных родителей мы награждаем благодарственными письмами и грамотами.
Говорить друг другу комплименты учились не только дети ,но и их родители.
Знакомим  детей с профессиями  родителей , бабушек и дедушек и их увлечениями. Как  с годами изменился перечень профессий и интересов. Если раньше (бабушки и дедушки работали в  домашнем хозяйстве,  многие промышляли охотой и рыбалкой, то теперь  для молодых родителей - это просто «хобби». А работают  большинство из них в нефтедобывающей отрасли. Но если изменились профессии , увлечения (компьютер, фитнес и т.д.) то внутрисемейные ценности должны оставаться неизменными. Главной ценностью мира предков и современного мира является любовь.
Любовь к детям, родителям - основа любви к Родному краю. 
В процессе проводимой работы у молодых родителей улучшилась эмоциональная атмосфера в семье .Появился интерес к изучению корней своей семьи- своей родословной.
Проводя исследовательскую работу были налажены связи с дальними родственниками, которыми раньше не общались, родственники сблизились между собой (приложение №.11,фотография №5)

На четвертом этапе мы провели анализ проведенной в МДОУ работы, контрольное интервьюирование с детьми и родителями. С итогами своей работы познакомили педагогов поселка на методическом объединении ( приложение №,12,фотография 6)
На котом предложили  разработанные технологии воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, направленных на воспитание ценностных ориентиров( талантливости(эстетическое воспитание и художественное развитие),  развития художественного вкуса (умения создавать оригинальные аранжировки из комнатных растений и огородно-садовых культур, основы дизайна( одежды, помещений в МДОУ и семье, оформление и изготовление подарков близким людям)культуры поведения,  взаимопониманию и уважению к членам семьи и окружающим людям, способности к межличностному диалогу.

Контрольное интервьюирование детей и родителей показал, что у детей изменились представления о роли мужчины и женщины в семье: мужчина сильный, умный, всю тяжелую работу берет на себя, он защитник и опора всей семьи, женщина- нежная и заботливая жена и мать, хорошая хозяйка, стильная и красивая.
Изменились и отношения детей к противоположному полу- у девочек появилось уважение к мальчикам, как к защитникам, более сильным и мужественным, а мальчики стали проявлять заботливое отношение к девочкам.

Приложения

Фотографии

Список литературы.

1.Педсоветы, семинары, методические объединения в дошкольном образовательном учреждении. Елжова Н.В..Феникс.2008.
2.Мой мир. С.А.Козлова. Москва. Линка-Пресс.2000.
3.Работа педагога психолога в ДОУ. Н.В.Микляева,Ю.В.Микляева.Москва.Айрис-Пресс,2007.
4.Новые правила поведения для воспитанных детей. Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева. Москва. Эксмо.2006.
5.Энциклопедия этикета. Шерил Эберли, Москва, Рипол Классик,2007.
6.Я познаю мир. Этикет во все времена. А.А.Яковлев.  Москва, АСТ. Астрель, 2004.
7.Веселый этикет. Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина. Екатеринбург, «Арго».1997.
8.Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи-учителям.В.Д.еремеева, Т.П.Хризман, Москва, Линка-Пресс,1998.
9.Практикум по гендерной психологии./ под редакцией И.С.Клециной. - СПб.: Питер,2003.
10.Социальное развитие детей в ДОУ. Методическое пособие. Н.В.Иванова, Е.Ю.Бардинова, А.М.Калинина. Москва. Творческий Центр.2008.
11.Дошкольное воспитание.№5,2004г. Стр.45.Половое воспитание старших дошкольников.
12 Основы семейной жизни Гребенщиков М.В.Москва. Просвещение, 1991г;
13. Воспитатели и родители Л.В.Вачик, В.М.Иванова Москва, Просвещение
14.Р. Дрейкурс.  В. Золц. Счастье вашего ребенка. Москва Прогресс, 1984г.
15  Беседы о половом воспитании Д.В. Колесов Москва. Педагогика 1986г
16 «Мы» программа экологического образования детей Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-  ПРЕСС». 2002г
17. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А Лыкова Москва 2006г «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА». СФЕРА
18. Программа «Радуга» Т.Н.Доронова, Москва «Просвещение», 1994г
19.Природа и художник. Т.А.Копцева. Москва,2001г
20 Программа воспитания и обучения в детском саду, Москва 2006г
21. Программа «Старт» Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет; Москва Владос 2004г
22 Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. Л.Ф.Островская Москва. Просвещение,1987
23. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. Л.Ф. Островская
Москва. Просвещение, 1990
24. У порога семейной жизни Л.М. Москва. Просвещение.
25 Разработка основ семейного воспитания А.Плеханов.; П.Ф.Лигафт журнал Дошкольное воспитание 1989 №12