Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного краеведения

Разделы: Начальная школа


  1. Актуальность проблемы.

В настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К истории своей малой родины надо относиться трепетно. Её нельзя не уважать, ибо это история, с которой пересеклись судьбы наших предков, а в далях её брезжит наше начало и если вглядеться в эту даль, нас там ждут интересные открытия. Открытия ждут на каждом шагу, стоит только приложить усилия. Краеведение является неисчерпаемой темой для творческого поиска.

  1. Содержание работы.

Всё содержание краеведческого компонента в начальных классах конструируется с учётом особенностей нашего региона. Глубокое и разностороннее знакомство с “малой Родиной”, её историей, культурой, природой позволяет развивать творческие способности у учащихся на уроках литературного краеведения. Учитывая, что творчество опирается на воссоздающее воображение и литературно- творческие умения, применяю в своей работе несколько этапов, которые позволяют шаг за шагом развивать у детей творческие способности.

1 этап - подготовительный

На этом этапе дети знакомятся с разными жанрами произведений, которые находятся в хрестоматии по литературному краеведению. Они выбирают необходимый материал, изучают его, читают и задумываются над тем, что такое Родина, узнают об отношении авторов к своей “малой Родине”, учатся видеть красоту родной природы и сравнивать героев, выписывают понравившиеся слова, предложения, отрывки, анализируют и обобщают. На данном этапе у детей формируются навыки самоконтроля, способность оценивать поступки героев и выражать своё отношение к герою.

После того, как дети овладели определённой суммой знаний, переходим ко 2 этапу.

2 этап - основной

Здесь применяю различные формы учебной работы, её способы и приёмы, способствующие развитию творческих способностей.

  1. Уроки – конкурсы:

А) Конкурс стихов на лучшего чтеца.

При подготовке к конкурсу дети используют стихи омских писателей о Родине, о любимом крае из рубрики “Тихая моя Родина” [2].

И звучат стихотворения В.Чижова “Мой дом”:

“Меня спросите – где мой дом
И я окину взглядом
И косогор, и лес, и дол.
Скажу: “Да вот он рядом!...
Меня спросите – где мой дом
Желанный и красивый.
Мой дом – три ивы над прудом
И целая РОССИЯ”.

Т.Четвериковой “Мой край”:

“За Иртышом гаснет зоренька алая,
В свете вечернем околки, стога.
Край мой отеческий! Родина малая
Сердцу не меньше большой дорога”.

При подведении итогов конкурса выбираются лучшие чтецы, которые принимают участие в школьном конкурсе стихов о Родине;

Б) Конкурс рисунков по произведениям омских писателей. Например, после прочтения стихотворения “О кошках” В.Макарова:

“Изо всех зверей хороших
Больше всех люблю я кошек!
Ведь и сам великий Пушкин
Рисовал кошачьи ушки!”

Дети рисуют своих любимцев – кошек и проводят выставку рисунков. Лучшие работы принимали участие в городском конкурсе рисунков “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Такая работа даёт возможность творческого характера: поупражнять руку в умении рисовать, а ум в умении представлять.

    

<Рисунок 4, 5, 6 >.

Очень любят дети сочинять свои собственные произведения.

  1. Создание собственных произведений:

А) Сочинение рассказов.

Кот Филя.
Моего кота зовут Филя. Ему девять месяцев. Окраской он серый, шерсть мягкая, пушистая. Два белых пятнышка на груди и животе, на конце хвоста белая кисточка. Мордочка светло – серая. Глаза тёмно – зелёные и возле них белые пятнышки. Мой Филя любит играть со своей игрушкой попугаем. Стоит мне на минуточку уйти в другую комнату, Филя тут же разбросает на моём столе ручки и карандаши. Когда я прихожу из школы, кот бежит мне навстречу, трется о мои ноги и мурлычет. За это я его очень сильно люблю! (Жукова Настя, 2-й класс)

Сочинение рассказов даёт возможность включать в работу каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей.

Б) Сочинение сказок.

Обычно принято считать, что сказка – отдых, развлечение, но умная и глубокая сказка не только развлекает и веселит, в сказках омских писателей отражены свои наблюдения над жизнью, свои думы, чувства и надежды. Они учат и воспитывают, заставляют задуматься над сложными вопросами жизни. Учат тому, каким должен быть человек, ведь недаром говорят “Сказка – ложь, да в ней намёк…”. Это сказки Т. Белозёрова “Лесной Плакунчик”, “Митя Верзилкин”. Т.Четвериковой “Вечерняя сказка про бабушку Дрёму”, В.Булычёва “Сказка про Мишку, который не любил чистить зубы”, В.Новикова “Луна и зеркальце”.

Предлагаю учащимся сочинять свои сказки. И они пробуют.

Например, в сказке Романюк Олеси 2-й класс:

“Снегурочка гуляя по лесу, увидела сияющую на солнце ягоду, и ей захотелось сорвать её. Она чуть коснулась её и сразу исчезла, а на этой ягоде осталась капелька росы от девочки Снегурочки”.

После этого читаем строки стихотворения Т.Белозёрова [2] “Подснежники”

Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая,
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники-
Снегурочкины
Слёзы.

Через некоторое время мы пишем мини-сочинения на листочках в форме Снегурочкиных слезинок. Сочинение о том, какой дети представляют себе весну.

   

<Рисунок 1, 2, 3 >.

В) Написание мини-сочинений.

У Сорокиной Оли (3-й класс) весна – волшебница:

“Идёт весна, радует нас. Она красавица в длинном ярком сарафане, на голове волосы из молодых листьев, венок из подснежников. Где рукой прикоснётся, листик рождается, где ножкой топнет, появляется зелёная травка. Она ласково улыбается и греет нас. Мы рады весне!”

Можно без конца цитировать то, что написали дети. Написали интересно, неповторимо, искренне, с той тонкой фантазией, которая присуща им. Это развивает умение логически мыслить, рассуждать и фантазировать. А ещё ребята сочиняют произведения заданного жанра с соблюдением его особенностей. Изучая произведения омских поэтов о временах года, ребята сочиняют свои стихи.

Г) Стихосложение.

Например: “Осень”.

Вот и листья пожелтели -
Оторвались, полетели,
Я иду, они летят
Я стою, они парят.
(Найда В., 2-й класс.)

“Берёза”

Милая берёзка,
За моим окном!
Ждём давно весну мы,
А ты всё с серебром!
Сбрось с ветвей снежинки,
Почки распусти!
Сделай радость людям
Нашей всей страны!
(Романюк О., 3-й класс.)

Ребята с радостью и гордостью читают одноклассникам свои творения и с большим удовольствием записывают их в творческие тетради.

При работе по развитию поэтического творчества выявляются склонность к интеллектуально творческому труду, способности к стихосложению. Целенаправленная систематическая работа по развитию поэтического творчества обязательно принесёт свои плоды.

  1. Отзывы о прочитанном.

Моим ученикам очень нравится писать отзывы о прочитанных произведениях омских писателей.

Вот, например, отзыв о рассказе В.Новикова “Засони”:

“Произведение мне очень понравилось. Меня удивило то, что дедушка разговаривает с гвоздями как с живыми. А ещё рассказ поучительный, дед учит внука строить скворечник. А Витя, подражая деду, говорит: “ - У, засоня! У, лежебока! Тук - тук-тук… и вгоняет гвозди в доски.” Добро пожаловать, скворцы!” (Пелипенко С., 3-й класс)

  1. Сочинение загадок.

В 1–4-х класах в хрестоматиях по краеведению идёт рубрика “Весёлая минутка” [2].

В 1–2-м классе дети обучаются умению отгадывать загадки, а в 3–4-м классе пробуют сами сочинять. Загадки очень разнообразны и по содержанию и по происхождению.

Например, в 4-м клссе проводим творческий конкурс “Загадаем, отгадаем, и нарисуем всё, что знаем”.

Дети сначала разгадывают загадки омских писателей, а затем придумывают свои.

Ёжик.
Спит под ёлкой Колобок,
Колобок колючий бок.
(Т.Белозёров)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки - ни одной”.
(С. Тамбаева, 3-й класс.)

За лучшую загадку победителей конкурса обязательно ждут призы. Отгадывание загадок, объяснение вывода, сочинение собственных загадок требует от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей.

Индивидуальная организация работы постепенно переходит в групповую. Начиная с 1 кл. в конце каждого учебного года проводим литературный праздник, в который включаем всё самое лучшее, приготовленное по определённой теме за год.

3 этап итоговый

1 Урок – праздник.

Возможные темы: “Мир сказок” - 1-й класс, “Царство природы” - 2-й класс, “В гостях у Тимофея Белозёрова” - 3-й класс, “Четыре времени года” - 4-й класс.

В подготовке к празднику ребята делятся на группы. Каждая группа выполняет определённое задание. Например: 1 гр.- отвечает за инсценировку какого- либо произведения; 2 гр.- готовит выставку лучших рисунков; 3 гр.- отвечает за приглашение гостей и.т.д. Часто к подготовке праздника привлекаются родители. Заканчивается

урок- праздник обязательно чаепитием у сказочного героя.

Уроки – праздники помогают каждому ребёнку включиться в коллективную работу и сделать самооценку: что умеет, что знает. На таком уроке я помогаю, учу, поддерживаю, объясняю.

2 Урок – встреча.

Стали традицией в школе встречи с омской писательницей Эльвирой Михайловной Рехин. Она знакомит ребят со своей биографией, читает им свои стихи, играет с ними в игры и дарит им свои книжечки. Такие встречи оставляют неизгладимое впечатление у детей.

Каждый учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что дети этого возраста очень любят воображать, придумывать, сочинять, а это является обязательным условием для развития творческих способностей учащихся.

Склонность к творчеству присуща каждому ребёнку. По утверждению психолога Л.С. Выготского [1], “творчество – норма детского развития”. И как важно во время распознать в маленьком человечке его эмоции, восприятие окружающего, научить его любить, жалеть, сострадать человеку.

Использование различных форм для развития творческих способностей учащихся даёт возможность поднять интерес к чтению, формируются необходимые читательские качества, наблюдательность, способность к сопереживанию, воссоздающее и творческое воображение.

  1. Результативность

В результате наблюдений учителя и родители отмечают у детей хорошо развитую память, дети скоры на выдумку, догадку, вымысел, у них больше смелости в высказывании своего мнения, больше собственного суждения.

Результат виден при диагностике творческих способностей, их уровень повышается из года в год. Это доказывает, что проведение подобных уроков даёт положительные результаты, так как уровень творческих способностей детей повышается.

Развитие творческой деятельности – это длительный процесс. В начальных классах учителя закладывают только основы творчества, создают фундамент для успешного обучения в основной школе. И от нас от педагогов, ежедневно соприкасающихся с чутким и открытым сердцем ребёнка, зависит, каким он станет человеком.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М: Смысл. Эксмо, 2003г.
  2. Колбышева Н.С., Четверикова Т.Г. Хрестоматия по литературному краеведению для 1-4 класса.- Омск, 2006г.