Урок развития речи в 5-м классе. Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям

Разделы: Русский язык


Цели:

образовательная – систематизировать материал по теме;

  • развивающая – умение передавать красоту окружающего мира, находя слова у музыканта, художника, натуралиста, образное слово поэта и писателя, умение
  • передавать собственное впечатление, обогащая речь эпитетами, сравнениями, синонимами.
  • воспитательная – воспитание чуткого восприятия родной природы.

Вид урока: беседа с элементами поэтического анализа.

Тип урока: развитие речи.

Оборудование: иллюстрации с пейзажными зарисовками; музыка Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”; Романс Коренблита на стихи А.Блока “Зима”.

Ход урока

Слово учителя (на фоне Зимнего вальса А.Блока в исполнении Коренблита).

Учитель: В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
(А.С. Пушкин)

Снег да снег. Всю избу занесло
Снег белеет кругом по колено
Так морозно, свежо и бело!
(Блок)

– Давайте же отправимся в путешествие по этому великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристальный взгляд натуралиста, зоркий – художника; пусть будет вместе с нами образное слово поэта и писателя.

(На фоне пьесы “Тройка” Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”, учитель читает отрывок из “Разговора о снеге” Б. Петрова.)

…Вся земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным. Духовитым. Снег. Снега…

Белы снег, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносимся на качелях. Представляется вдруг молча заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами… Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.

– Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость. Тема сочинения, над которой мы будем работать, “Снег да снег”.

– По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.

– Каков же снег?

– Всегда ли он одинаков?

– От чего зависит состояние, вид снега? (от времени года, времени суток, погоды).

– Переверни странички зимы назад и вспомним самое начало ее.

(На фоне “Вальса” Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель” звучит литературный монтаж о первом снеге..)

  1. Утром кот
    Принес на лапках
    Первый снег!
    Первый снег!
    Он имеет
    Вкус и запах
    Первый снег!
    Первый снег!
Он кружится,
Легкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой…
(Я.Аким)
  1. Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: “Ой! Извините!” и тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.

Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает…

Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке… (С. Иванов)

  1. Спит первый снег
    Открыт букварь зимы.
    Его еще не прочитали мы
    Но вот уже на первую страницу
    Вспорхнула пестрой буковкой синица
    Она звонит, как маленький звонок
    Как будто первый начался урок…
    (А. Горбунова)

Вопросы

  1. Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
  2. Почему он робок и тих?
  3. Ккакие еще слова и выражения вам показались интересными, необычными?

– Так было в начале зимы. Мы с вами живем в ее середине (конце). Что же вы увидели, проводя по моей просьбе наблюдения за снегом?

(Дети делятся своими впечатлениями, наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном городе, парке.)

– А вот что рассказали о февральском снеге С.Иванов, чьи наблюдения из серии “Каким бывает снег?” мы сегодня уже слышали:

Силен и спокоен февральский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь и дух захватит. И сей час же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц. Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит , а не греет. Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото.

– Каким же увидел автор февральский снег?

– Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке?

– А теперь посмотрим на снег глазами художника. (работа по картинкам и иллюстрациям)

Обращаю внимание на цветовую лексику, которую ученики могут использовать в своем сочинении.

На плакате:
Молочный
Жемчужный белый
Опаловый
белый
Небесный
Лазурный голубой
Бирюзовый
голубой
Пепельный
Серебристый серый
серый
Зеленый
Синий сапфировый
сапфировый
Фиолетовый
Лиловый
Сиреневый
Розовый
Багровый

– Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться своим настроением. Давайте поможем в этом поиске друг другу используя находки мастеров слова

(Стихи, загадки, песни о снеге, зиме)

“Кабы не было зимы” (звучит в исполнении учащихся; звучит песня – романс Коренблита на стихи А.Блока “Зима”.)

– Что делает нашу речь выразительной? (Сравнения, эпитеты, олицетворения.)

– Что еще обогащает разнообразит нашу речь? (Синонимы.)

– Подберем синонимы к слову блестеть. (Блестать, искриться, переливаться всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять.)

– Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Вы можете использовать план, предложенный вашему вниманию на доске, можете создать свои.

Снег да снег.
Как зима беспредельна!
(Н. Матвеева)

 П л а н

  1. “Здравствуй, гость – зима!”
  2. “Снег да снег кругом”
  • Снежное покрывало.
  • Снег на деревьях и домах.
  • Снежные забавы.
  1. “Прошла ее пора…”