Музыкально-художественная композиция "Праздник Троица"

Разделы: Работа с дошкольниками


Ведущая.

Слава русской стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.

Сегодня мы поведём разговор об обычаях и обрядах русского народа, которые из старины, из глубины веков дошли до наших дней.

Для русского народа любое доброе дело, начало или окончание чего-либо, и, конечно, события духовной жизни – праздник. Например, праздники и обряды Матушки-осенины, дожинки, обжинки, по-другому Успенье Пресвятой Богородицы начинается с 28 августа.

Повседневная жизнь крестьянина издавна была связана со сменами времён года, с природой. Поэтому в обрядах, в хороводах, песнях мы часто слышим обращение к природе, к силам природы. К природе относились, как к живому существу, одушевляли её, наделяли качествами человека. Это отразилось и в названиях: Мороз – батюшка, Весна – молодица, Земля – матушка.

В древние времена Солнце, Земля, Дождь считались Богами. Вот люди и просили своих Богов о милости, о хорошем урожае. Богами считались и силы природы.

Любой праздник на Руси считался разговором с Богом (Богами): это Святки (коляда), Рождество Христово, Масленица, Жаворонки, Вербное воскресенье, Пасха и др.

По народному календарю 15 мая – день, посвящённый христианским святым Борису и Глебу. «Борис и Глеб сеют хлеб» говорили на Руси. «Борис и Глеб – соловьиный праздник», «Услышать соловья раньше кукушки – к счастью».

На дворе – конец весны. Весну встречали на Руси как долгожданную гостью. Начинались весенние хороводы, игры, многие из которых связаны с темой сева: «А мы просо сеял », «Посею лебеду», «Земелюшка – чернозём».

Сколько было изящества, красоты в песнях-хороводах, которые водили взрослые и дети.

Конец весны – начало лета – время весёлого и красивого древнего русского праздника – Зелёных святок, по-другому Троица. Праздник Троица – любимый народный праздник, он посвящён Богине Весны, победившей злых демонов зимы. И даже знаменитый художник Древней Руси назвал своё произведеие «Троица».

Троица – праздник торжества весны, цветущей живой природы, прославление духов леса, поля, водоёмов, просьба о плодородии, дожде, поливе севов, о будущем урожае.

Троица или Зелёные Святки – поклон берёзе (растительности), огню – Солнцу, воде – русалке.

В праздник на троицу в особом почёте была и до сих пор считается Берёзка. Праздник начинали девушки. Они украшали берёзку лентами, цветами, водили хоровод:

Ты, берёзонька, да ты кудрявая,
Ты когда взошла, да когда выросла?

Ты когда взошла, да когда выросла?
Ты весной взошла, да летом выросла!

Под тобой, берёза, то не мак цветёт,
То не мак цветёт, не огонь горит.

То не мак цветёт, и не огонь горит
Под тобой, берёзка, красные девушки.

Под тобой, берёзка, красные девушки,
Они песню поют, да тебя величают.

Или пели такой хоровод «Берёза моя, берёзонька» (См. литературу «Раз, два, три, четыре, пять, мы с тобой идём играть», сост. М.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995).

Ведущая.

Хороводы вокруг берёзки водили разные. Вот такой обрядовый хоровод с платочками. В середину хоровода выходила девушка (девочка), отбирала у всех платочки, поднимала их над головой – это была как бы девушка – берёзка.

Она изображала шум листьев платочками, движение веток (шуршание платья), махала над головой платками, прославляла девичью красу.

Девочки стоят в кругу, взявшись за руки, в центр круга выходит девочка-берёзка с платочками. Девочки поют:

Берёза зелёненькая,
Кудреватенькая,
Сучковатенькая,
Среди поля стоит
Листочками шумит.
Сучочками гремит
Золотым веничком звенит.

Под слова:

А осенью корни у берёзки усыхают
Листочки опадают.

«Берёзка девочка» подходит и каждому на плечо кладёт его платочек (См. «Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть», сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. – С. 173).

Ведущая.

Праздник Троицу или по-другому Семик праздновали спустя семь недель после Пасхи. В эту неделю играли особенно много песен-хороводов, Считалось, что эти обычаи играть песни и хороводы увеличивают силу плодородия земли. Поэтому неделю эту ещё называли «Гряная», а также «зелёная».

Девушки на лужайках наряжали и завивали берёзку, её чествовали особо: пели песни, водили хороводы, Взрослые приносили на лужайку всякие угощения, обязательным среди которых была яичница:

Завивайся, берёзка, завивайся, кудрява!
Мы к тебе идём, мы венки несём.
По пшенничку, да по драконничку,
Кувшин молока, да на закуску пирога,
Завивайся, берёзка, завивайся, кудрява!

Ведущая.

На Семик, на Троицу девушки и девочки плели венки из берёзовых веток и цветов. Неделя Троицы считалась русальской неделей. Русалка в русских обычаях – дух воды, подательница влаги. Проводился обряд-игра «на гряной неделе», просьбы – Русалии о дожде для посевов. В такие дни проводились гадания с венками на берёзе, на воде. По ним узнавали свою судьбу, о жизни, смерти, любви.

Песня-хоровод «Веночек»

(См. «Раз, два, три, четыре, пять мы идём с тобой играть», сост. М.Ю.Новицкая, Г.М. .Науменко. – М.: Просвещеие, 1995. – С. 171–172).

1-й куплет.

От звезды заря занимается
По заре солнышко разыграется.
Мы гулять в сад пойдём,
Цветов нарвём, венков навьём.
Уж мы к берёзоньке идём, идём,
Поклонимся да и прочь пойдём.

Девушки и девочки плетут венки и поют первый купле).

2-й куплет.

Все надевают на головы венки и идут к берёзе, напевая:

Мы гуляли во лужках.
Забавлялись во кружках
На лужайке зелёной,
На травушке шелковой.
Мы травушку топтали,
Рукавом цветы ломали.

3-й куплет.

Девушки и девочки ходят вокруг берёзы, по очереди вешают на неё свои венки и поют:

Уж ты зелен, мой веночек,
В поле розовый цветочек,
Мне куда тебя, веночек, положить?
Положу тебя, веночек,
В поле розовый цветочек,
На берёзоньку, на зелёненькую.

Или пели такой хоровод с веночком:

  1. Как в лесу, в лесу, в лесочке,
    Во густой дубравушке, эх. (2 раза)
  2. Там ходила, там гуляла,
    Там ходила красная девица. (2 раза)
  3. Как срывала красная девица
    Со травушки алые цветочки. (2 раза)
  4. Как сплетала красная девица
    На голову аленький цветочек. (2 раза)
  5. Созывала красная девица
    Всех подружек своих весёлых.
  6. Она веночки им подарила
    С ними хоровод водила.

Ведущая.

На Троицу проводился обряд «Зелёная кума» – обряд кумления, клятва в девичьей дружбе, свидетелем которой становится берёзка. Девушки целовались через венки, клялись в дружбе.

На гряной неделе в Троицу играли в разные игры. Например, «Берёзовые ворота». (См. «Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть» сост. М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко. – М.: Просвещение, 1995).

«Берёзовые ворота».

Две девушки (девочки), одна из которых держит венок, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры берутся за берёзовые ветки (или концы платков) и медленно несколько раз проходят в ворота, образуя хоровод. При этом поют:

Берёзка девочек кричала,
К себе подзывала:
– Идите, девушки , на луг гулять,
Зелёные веночки завивать.
– Мы тебя, берёзка, не согнём,
На тебе веночки не завьём.
– Я к вам, девушки, сама согнусь
Сама в веночки повьюсь.
Завьёте венки зелёные,
Станете весь год весёлые.

Девушки (дети), которые образовывали ворота, кладут одному из ведущих игроков на голову венок и командуют: « Веночек- венок, обойди хоровод!». Игрок с венком обходит хоровод, становится в конец цепочки, меняет её направление и ведёт опять в ворота.

Ведущая.

Распевая весёлые и ласковые песни вокруг берёзки, русские люди славили весну, землю – матушку, чествовали лето. (В зал входят Весна и Лето).

Девушки (дети) поют:

К нам весна пришла,
К нам весна пришла!
Землю зеленью покрыла,
А берёзкам шали сшила,
По лесам птиц населила,
Землю – пашню обогрела.
Жито в поле подняла
Лету место отдала
Ключики ей передала.
Весна отдаёт ключи лету, кланяется и уходит.

Вот так на Руси встречали и отмечали торжественный древний праздник Троицу.

Литература:

  1. Антонов Ю.Е., Левитина Л.В., Розова О.В., Щербаков И.А. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2003.
  2. Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть / Сост. М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Тубельская Г.Н. Праздники в детском саду и школе. – М.: Линка-Пресс, 2001.
  4. Крепкие орешки Сибирячка / Сост. С.Н. Асламова. – Редакция журнала «Сибирячок», 2001.
  5. Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис-Пресс, 2003.