Элективный курс для 9–10-х классов "Я готовлюсь к ЕГЭ"

Разделы: География


Программа "Я ГОТОВЛЮСЬ К ЕГЭ"
элективный курс для 9 классов по географии 16 часов

Пояснительная записка

Данная программа необходима для подготовки к единой государственной аттестации по географии и выбору профиля в 10 классе. Программа обобщает материал курса географии с 6 по 9 классы. Обобщение курса географии по заданиям КИМов, которое отдельно не рассматривается на уроках по программе.

Современная Россия предназначена для учащихся 9 класса, выбирающего профиль обучения в старшей школе, связанный с углубленным изучением предмета естественного цикла.

Цель: ориентировать учащихся 9 класса в выборе соответствующего профиля на старшей ступени обучения с перспективой сдачи вступительного ЕГЭ по географии.

Задачи:

  • выделять главные закономерности природы; оценивание экономических и социальных явлений в мире.
  • упорядочить, структурировать свои знания и восполнить имеющиеся пробелы
  • систематизировать информационный материал по разделам:
  • использовать географическую информацию и давать творческий анализ;
  • развитие логического мышления
  • развивать коммуникативные навыки по умению работы в группе.

Содержание курса предполагает использование активных форм обучения (исследовательский и частично - исследовательский) в ходе работы с различными источниками информации: картами атласа, контурными картами, текстом учебника, дополнительной литературой, анализ диаграмм, схем, рисунков.

Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, насыщен практическими работами, создание проектов, зачеты в форме занимательных вопросов и заданий.

Данный курс завершается итоговым тестированием.

"СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ"
элективный курс для 9 классов 16 часов

Учебно-тематический план

Тема занятия Всего часов В том числе Форма контроля
лекция практическая часть семинар
1 Введение 1       беседа
2 Физико-географическое

И экономико-географическое положение России

2 1 1   Выполнение практической работы

"Границы России и сопредельные государства"

3 Природа России:

- особенности рельефа;

- особенности климата;

- внутренние воды;

- природные зоны на территории России.

5  

1

 

 

1

 

1

1

 

1

  Практическая работа "Геологическое строение .Тектоника, Рельеф России"

Характеристика климата по климатограммам

Выполнение опорного конспекта "Внутренние воды"

Выполнение практической работы "Природные зоны"

4 Население России -национальный состав;

- городское и сельское население (крупные города и города-миллионеры)

- размещение населения (зоны расселения, миграции, полово-возрастной, религиозный состав, языковые семьи и группы))

3  

 

1

 

1

 

 

 

1

Практические работы

"Крупные города России",

"Доля городского населения в регионах",

"Границы Основной зоны расселения",

"Полово-возрастная пирамида",

"Языковые семьи народов России"

5 Экономика России

- факторы размещения отдельных производств;

- регионы России и их специализация

3  

1

1

 

 

1

  Выполнение практических работ "Определение факторов размещения машиностроительного комплекса",

"Отличие экономических районов страны"

6 Россия в современном мире

- специализация стран;

- страны Ближнего Зарубежья;

- страны Дальнего Зарубежья

2 1    

1

Участие в семинаре
7 Итоговый контроль 1       Тестирование

Содержание программы

Тема №1. Введение(1 ч)

Тема № 2. ФГП и ЭГП России(2 ч)

Крайние точки России, протяженность России

С З -> В и с С -> Ю. Границы России. Часовые пояса.

Тема № 3. Природа России (5 ч)

1) особенности рельефа.(1)

- Взаимосвязь основных форм рельефа с тектоническим строением

- Пр./р. Круп. Месторождения полезных ископаемых (работа ск.к.)

2) Особенности климата (1 ч)

Пр/р. Составление характеристики климата на основе работы с климатограммой

3) внутренние воды(1 ч)

Лекция, (составление опорного конспекта)

Работа рек. Ледники.

4) Природные зоны (Пр./р.)-2ч. Почвы. Растительный и животный мир.

Тема №4. Население России. (3ч.)

  • национальный состав (1ч.)
  • языковые семьи, языковые группы народов, проживающих на территории России, национально-территориальные субъекты;
  • городское и сельское население (1ч.)

Крупные города, города-миллионеры, городские агломерации;

  • размещение населения (1ч.)

основные зоны расселения. Причины неравномерного размещения населения по территории России.

Тема №5. Экономика России. (3ч.)

Структура хозяйства. Факторы размещения и география отдельных отраслей. Регионы России и их специализация.

Тема №6. Россия в современном мире.(2ч.)

Геополитическое положение современной России.

Страны СНГ и их специализация. Внешние экономические связи со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Итоговый тестовый контроль (1ч.)

Литература

  1. В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин "Тесты и задания. Экономическая и социальная география мира". М; "Владос" 1999
  2. Учебник С.Б.Лавров, Ю.Н.Гладкий "Экономическая и социальная география мира" 10 класс, М; "Просвещение" 2002.
  3. В.Максаковский "Экономическая и социальная география мира" М; "Просвещение" 2002
  4. Справочники: "Все страны мира", "Все столицы мира"
  5. Е.Ю.Мишняева "Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 классы" М; "Аст-Пресс" 1999
  6. А.П.Кузнецов "География. Население и хозяйство мира" М; "Дрофа" 1997
  7. В.Н.Холина "География человеческой деятельности" М; "Просвещение" 2001
  8. О.Клеманова, В.Клеманов "Тесты по географии для поступающих в ВУЗы" М; "Айрис" 1999
  9. В.Максаковский "География для поступающих в ВУЗы" М; "Дрофа" 2003
  10. В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин "Тесты и задания по экономической и социальной географии России и новых независимых государств" М; "Владос" 1999
  11. И.В.Душина, Е.А.Таможняя "География. 9 выпускной класс." М; "Аст-Пресс школа" 2003
  12. С.И.Болысов и др. "Пособие по географии для поступающих в ВУЗы" М; Просвещение" 2002

Программа "Я ПОЗНАЮ МИР"
элективный курс для10 классов по географии 16 часов

Пояснительная записка

Данная программа необходима для подготовки к единой государственной аттестации по географии и выбору будущей профессии. Программа обобщает материал курса географии с 6 по 11 классы. Обобщение курса географии по заданиям КИМов, которое отдельно не рассматривается на уроках по программе, истории, астрономии. Элективный курс

"Я познаю мир" предназначена для учащихся 10-11 классов, является продолжением курса "Современная Россия". В программе курса подобран материал для обобщения и прорешивания вариантов ЕГЭ, не изучающихся на уроках географии, но часто встречающихся на экзаменах по непонятным причинам.

Цель: ориентировать учащихся 11 класса с перспективой успешной сдачи вступительного ЕГЭ по географии, на выбранные факультеты Вузов страны.

Задачи:

  • выделять главные закономерности природы; оценивание экономических и социальных явлений в мире.
  • упорядочить, структурировать свои знания и восполнить имеющиеся пробелы
  • систематизировать информационный материал по разделам:
  • использовать географическую информацию и давать творческий анализ;
  • развитие логического мышления
  • развивать коммуникативные навыки по умению работы в группе.

Содержание курса предполагает использование активных форм обучения (исследовательский и частично - исследовательский) в ходе работы с различными источниками информации: картами атласа, контурными картами, текстом учебника, дополнительной литературой, анализ диаграмм, схем, рисунков.

Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, насыщен практическими работами, создание проектов, зачеты в форме занимательных вопросов и заданий.

Данный курс завершается итоговым тестированием.

 "Я ПОЗНАЮ МИР" элективный курс для 10 класса 16 часов

Учебно-тематический план

Тема занятия Количество часов Виды деятельности учащихся Формы контроля
1 Общее знакомство с географическими регионами мира

(лекция)

1 Знакомство с целями и задачами курса  
2 Географические регионы Европы и Азии 2 "Определение географических регионов Европы и Азии(государства и их столицы)" Практическая работа "Нанесение на контурную карту границы и столицы стран региона"
3 Физическая карта Евразии 1 Соревнование между группами по физической карте Европы и Азии.

Повторение номенклатуры с основами топонимики

Занимательное соревнование между группами
4 Зачет 1    
5 Географические регионы Африки 1 "Определение стран региона" Практическая работа с контурной картой Африки
6 Физическая карта Африки 1 Игровые соревнования по номенклатуре Игры "Найти соответствие", "Вычеркни лишнее", "Брейн-ринг Достопримечательности стран Африки"
7 Зачет 1    
8 Географические регионы Америки, Австралии и Океании 1 "Определение и нанесение границ и столиц стран региона" Практическая работа с атласом и контурной картой
9 Физическая карта Америки, Австралии и Океании 1 Соревнование между группами Повторение пройденного материала
10 Зачет 1 Показать индивидуальные знания Проверка знаний по карте устно
11 Историко-географические регионы мира 1 Подготовка проекта по выбранному региону Устная защита проектов
12 Зачет

Физическая карта мира

1 Обобщенный зачет Устный зачет по карте
13 Зачет

Политическая карта мира

1 Обобщенный зачет Устный зачет по карте
14 Итоговое занятие 2 Выполнение заданий по ЕГЭ

По данным темам

Восполнить пробелы при подготовке к ЕГЭ.

Индивидуальные консультации

Содержание программы

Тема №1. Общее знакомство с географическими регионами мира.

Политическая карта мира. Этапы формирования. Типология стран. Государственный строй и устройство. Колонии Франции, Великобритании, Испании, Португалии.

Тема №2. географические регионы Европы.

Страны Северной, Средней, Восточной, Западной, Южной Европы. Особенности расположения столиц.

Тема №3. Географические регионы Азии

Страны Юго-Западная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная, Южная Азия. Особенности расположения столиц.

Тема №4. Физическая карта Евразии.

Тема №5. Зачет по картам. (игровая форма)

Тема №6. Географические регионы Африки.

Страны Северной, Западной, Центральной, Восточной, Южной Африки. Особенности расположения столиц.

Тема № 7. Физическая карта Африки.

Тема №8. Зачет.

Тема №9. Географические регионы Америки.

Страны Северной, Центральной, Вест-Индии, Андские, Бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности.

Тема №10. Географические регионы Австралии и Океании.

Австралийский Союз, Меланезия, Полинезия, Микронезия.

Тема №11. Физическая карта Америки, Австралии и Океании.

Тема №12. Зачет.

Тема№13. Историко-географические регионы мира.

Страны Содружества, Скандинавии, Балканские страны, Дунайские Страны, Рейнские, Ближнего Востока, Большого и Малого Магриба, Бенилюкса, Фенноскандии, Среднего Востока.

Тема №14. Итоговое тестирование по темам " Политическая карта мира. Физическая карта мира".

Литература

  1. В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин "Тесты и задания. Экономическая и социальная география мира". М; "Владос" 1999
  2. Учебник С.Б.Лавров, Ю.Н.Гладкий "Экономическая и социальная география мира" 10 класс, М; "Просвещение" 2002.
  3. В.Максаковский "Экономическая и социальная география мира" М; "Просвещение" 2002
  4. Справочники: "Все страны мира", "Все столицы мира"
  5. Е.Ю.Мишняева "Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 классы" М; "Аст-Пресс" 1999
  6. А.П.Кузнецов "География. Население и хозяйство мира" М; "Дрофа" 1997
  7. В.Н.Холина "География человеческой деятельности" М; "Просвещение" 2001
  8. О.Клеманова, В.Клеманов "Тесты по географии для поступающих в ВУЗы" М; "Айрис" 1999
  9. В.Максаковский "География для поступающих в ВУЗы" М; "Дрофа" 2003
  10. В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин "Тесты и задания по экономической и социальной географии России и новых независимых государств" М; "Владос" 1999
  11. И.В.Душина, Е.А.Таможняя "География. 9 выпускной класс." М; "Аст-Пресс школа" 2003
  12. С.И.Болысов и др. "Пособие по географии для поступающих в ВУЗы" М; "Просвещение" 2002