Урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Части слова. Обобщение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания о частях слова;
  2. Развивать умения разбирать слова по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, различать однокоренные слова и формы слов;
  3. Развивать орфографическую зоркость, умение определять грамматическую основу предложения, части речи;
  4. Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес к предмету, умение доказывать, сравнивать, обобщать; умение работать в парах, в группах;
  5. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуру учебного труда.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Определение темы урока.

На доске:

У. Определите тему урока. (Части слова).

Как узнали?

III. Минутка чистописания.

IV. Актуализация знаний.

1. Вспомним части слова.

Самая главная часть слова – это … (Корень)

Расскажите все, что знаете о корне. Как выделяем корень?

2. Отгадайте следующую часть слова:

Возьмите приставку из слова “привез”, корень из слова “ставить”, суффикс из слова “дочка”, окончание из слова “школа”. (Приставка)

Что вы знаете о приставке? Как выделяем?

3. Отгадайте ребус. Какое слово зашифровано? (Суффикс).

Расскажите, что вы знаете о суффиксе. Как выделяем суффикс в слове?

4. Отгадайте ребус: (Окончание).

Что знаете об окончании? Как выделяем в слове?

5. О какой части слова мы еще не говорили? (Про основу).

Расскажите про основу.

V. Постановка проблемного вопроса.

Как вы думаете, много ли в русском языке корней, приставок, суффиксов и окончаний?

VI. Поиск ответа.

Ответ на этот вопрос вы найдете в “Дидактическом материале” на стр. 65 упр. 130. Учащиеся самостоятельно читают текст. Что нового вы узнали о частях слова?

VII. Обобщение изученного материала.

1. На доске:

Обр_ дил__ з_м__ все д_ревь__ в тепл__ сн_гов__ шуб__ .

Прочитаем хором предложение. Что пропущено? (Окончания, безударные гласные).

Спишите предложение, вставив пропущенные окончания и безударные гласные. Проверка фронтальная и самопроверка.

Выделите грамматическую основу, определите части речи. Взаимопроверка, 1 ученик – вслух, на отметку.

2. Определите состав слова “снеговые”. Найдите и подчеркните слова с таким же составом.

У учащихся на партах лежат листочки со словами: книжка, снежок, школьный, рассказ, снеговик, зимушка, высокий, перемена. Фронтальная проверка.

3. За окном зима. Мы записали предложение о зимнем лесе. Закройте глаза и представьте летний лес. Вокруг шумят зеленые деревья… Вдруг налетел ураган. Со всех деревьев он сорвал все листья и разбросал их по поляне. Откройте глаза. Перед вами два дерева. А их листья у вас на партах. Определите, с какого дерева они упали. Подойдите к доске и прикрепите листья к нужному дереву.

Учащиеся выбегают и крепят листья к нужному дереву. На листьях слова: водопад, провод, водолаз, заводной, паводок, водитель, водокачка, заводить, водяной, водоем, перевод, подводник, переводчик, половодье, проводник, водоросль.

Проверьте, все ли листья попали на свое дерево?

А вот один листок упал на мой стол. Какое слово на нем написано? (водопровод) С какого дерева он упал? Докажите.

На какие группы можно разделить слова первого дерева? Назовите сложные слова.

4. Запишите слова: 1 вариант – еж, 2 вариант – ход.

Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

1 вариант: с помощью разных суффиксов образуйте и запишите новые слова с корнем “еж”.

2 вариант: с помощью разных приставок образуйте и запишите новые слова с корнем “ход”.

Суффиксы и приставки выделите.

Фронтальная проверка.

В народе говорят: “Держать в ежовых рукавицах”. Что это значит?

VIII. Физ. минутка.

IX. Работа в группах.

Ребята объединяются в группы по 4 человека. У каждой группы карточка со схемами:

Напишите по 1 слову к каждой схеме.

X. Самостоятельная работа.

Учебник: стр. 141 упр. 3.

Проверка: у некоторых учащихся карточки со словами из данного упражнения. Они выходят к доске и крепят слово в нужный столбик, доказывают свой выбор.

XI. Итог.

XII. Просмотр видео.

Посмотрите фрагмент из мультфильма. Ответьте на вопросы:

Из какой книги этот отрывок? (Л. Гераскина “В стране невыученных уроков”)

О какой части слова идет речь? (О суффиксах –ЧЕК-, -ЧИК-)

Что узнали об этих суффиксах?

XIII. Оценка работ учащихся.

Оценка работ проводится через словарную работу.

Откройте учебник: стр. 136.

Какое словарное слово написано на этой странице? (шарада)

Как вы думаете, что это?

1 ученик читает словарную статью в словаре.

Какая орфограмма в слове?

Как можно запомнить? (шар ада)

Найдите упр. 204.

Какое слово загадал автор шарады? (оценка)

Словесная оценка работ учащихся на уроке, выставление отметок.

XIV. Дом. работа.

С. 141 упр. 5, 6.