Как организовать дополнительное образование в школе

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Президент РФ в своем обращении поставил для системы образования задачу развития личности учащегося. Во все времена в авангарде этой работы стояло дополнительное образование. На сегодняшний день более или менее понятно как решить эту задачу возможностями и в условиях специализированных учреждений дополнительного образования. А как эффективно организовать дополнительное образование в общеобразовательном учреждении, соответствующее поставленной задаче и социальному заказу учащегося, родителей и общества, при несовершенстве нормативной базы дополнительного образования, без учета в ней образовательной специфики школы, специфики кадрового состава педагогов дополнительного образования школы (большинство из них имеют основную нагрузку учителя)? И вообще, нужно ли осуществлять дополнительное образование учащихся в общеобразовательном учреждении при наличии сети учреждений дополнительного образования?

Эти вопросы, несомненно, будут обсуждаться и на различных уровнях в среде образования, и родителями, и конечно самими детьми в той части, которая их интересовала во все времена: творчество, возможность самореализации в среде сверстников, применение идей и проектов не находящих своего места в системе общего образования. Всё это будет, со временем. Но любой творческий и неравнодушный к детской судьбе педагог, уже сегодня скажет, что дополнительное образование в школе должно быть, если есть дети и взрослые, которым интересно этим заниматься, которые находятся всё время в творческом, спортивном и исследовательском поиске, для которых развитие личности – это процесс ежедневный, ежечасный, не укладывающийся в рамки любых расписаний и графиков. Надо только правильно, интересно и может быть даже необычно организовать функционирование блока дополнительного образования школы, лицея, гимназии, найти область практического применения результатов – конечного и промежуточного, этой деятельности. Эта статья имеет целью призвать к обмену опытом по организации такой нужной сегодняшнему ученику и педагогу деятельности, поделиться идеями и наработками в этой области.

Сразу договоримся, что все нижесказанное будет учитывать тот факт, что педагог дополнительного образования, являясь по основной должности учителем, сам выбрал кружковую работу с учащимися, потому, что ему есть что сказать и чему научить детей за рамками общеобразовательной программы, применяя нестандартные педагогические технологии творчества, развития, совершенствования личности. Причем, совершенствования личности и ученика и педагога. В этом случае, учащиеся, видя заинтересованность педагога, его энтузиазм и “огонь души”, рады возможности сотрудничества с педагогом, искренне проникаются его идеями, делятся своими, в результате чего рождаются действительно творческие проекты. Сама собой решается проблема нестабильного посещения учащимися кружковых занятий в школе.

Зачастую каждый кружок, секция, клуб работают по своей, изолированной от всех остальных программе и плану, разрознены между собой. В какой-то момент возникает гнетущее чувство замкнутости: малая группа, всё известно и “приелось”, нет выхода на более широкую, чем члены кружка аудиторию, публику, болельщиков. А современным детям этот выход необходим, они ищут общения, их коммуникативный потенциал растет с каждым годом!

Опыт разработки и внедрения общей для блока дополнительного образования общеобразовательного учреждения программы, учитывающей основные направления воспитательной деятельности с учащимися, включающая общие мероприятия, показывает, что это – выход, это - одна из “дверей” в открытое коммуникативное пространство.

В этом пространстве существуют и соревновательный дух, и общие проекты, и общий отдых, взаимовыручка, взаимоинтерес. Хорошо, когда такая программа имеет игровой сюжет, ведь дети, как маленькие, так и большие так любят играть, перевоплощаться, путешествовать и фантазировать. Традиционные мероприятия в этом случае можно оформлять и обыгрывать согласно выбранной игровой тематике, что повышает качество подготовки и заинтересованность учащихся в участии (Приложение 1, Приложение 2).

В последние годы развитию детского самоуправления уделяется огромное внимание. В школах работают ученические активы, проводятся конкурсы лидеров ученического самоуправления различных уровней. Самоуправление школы, класса – на слуху. А самоуправление кружка, детского объединения в этой школе? Теперь представьте, сколько творческих и неординарных лидеров может появиться в ученическом активе учреждения, если кружок в этом активе будет представлять хотя бы один участник!

И это вторая “дверь” (Приложение 3).

Можно попытаться участвовать в фестивалях дополнительного образования, соревнованиях, выставках городского и регионального уровней. Будут ли стартовые возможности участников от школ и от учреждений дополнительного образования одинаковыми? Конечно воспитанники Дворцов творчества, Школ искусств или Домов культуры будут иметь преимущество. Ведь в этих учреждениях изначально по статусу созданы ВСЕ нужные условия: от оборудования до деятельности методистов по каждому отдельному направлению. А умаляет ли это работу школьных педагогов дополнительного образования или работу детей, ими воспитываемых? Наверняка заместитель директора по воспитательной работе, курирующий ВСЕ направления, так же сделал ВСЁ возможное от него для качественной подготовки к выступлению. Так как же быть, не участвовать вовсе?

А может, ответ прост – номинация “Общеобразовательные учреждения”? И это – “Третья дверь”.

Для чего, собственно, мы создаем условия для развития личности ребенка? Что бы процесс его социализации происходил наиболее успешно. Практика получения опыта социально-полезной деятельности в школьном возрасте существенно помогает в этом. Кружок, детское объединение, работая в области социального проектирования (благотворительность, социальное партнерство), получает огромные возможности как применения полученных знаний, умений и навыков, реального ощущения результатов своего труда, так и для стимулирования и поощрения. И это - четвертая “дверь”.

Немаловажно ответить на следующий вопрос: “Когда в дверь не стоит ломиться?”. Каждый должен ответить для себя. Разные условия - разные обстоятельства. Но практика показывает, если материальная база общеобразовательного учреждения категорически не соответствует необходимым условиям для функционирования кружка определенной направленности, если от педагога и детей требуется постоянная затрата сил, времени, не ведущая к видимым результатам, а лишь бесконечно утомляющая всех участников еще на этапе оргмомента, может стоит собрать группу заинтересованных учащихся, их родителей и перевести через дорогу в ближайший Центр детского творчества?

Дети всегда будут посещать школьные кружки. Знакомые педагоги, дети, экономия времени и средств на проезд до учреждения дополнительного образования и обратно, повышение авторитета ребенка в своей школе и другие обстоятельства – всё сыграет свою роль. Задача школьной системы дополнительного образования – держать двери своего учреждения открытыми для детей, двери, за которыми живут радость творчества и уважение личности ребенка. Двери в будущее наших детей (Приложение 4).