Урок литературы в 5-м классе "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия»"

Разделы: Литература


Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.

Задачи:

  1. Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».
  2. Развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи.
  3. Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств.

Оборудование:

  1. Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
  2. Карточки-задания для работы в группе.
  3. Аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы».
  4. Лист самооценки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Ввод в тему урока. Мотивация.

Ребята, у вас 4 урок, вы немного подустали, поэтому предлагаю начать урок с игры, которая называется « Четвертый лишний».

Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

«Заколдованное место».

«Ночь перед рождеством»

«Хирургия»

«Пропавшая грамота»

С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках, а сегодня
познакомимся с биографией А.П.Чехова, с его произведениями.

В качестве эпиграфа я взяла известный всем афоризм «Краткость - сестра таланта» и второй эпиграф « Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал писатель.

И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями.

3. Объяснение нового материала.

1) Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине.

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» (Приложение 1.)

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

2) Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Давайте посмотрим историю из жизни писателя, которая легла в основу одного из рассказов.

(Инсценировка учениками эпизода из жизни А.П.Чехова).

3) А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге – Марата Рави. (Это хороший пример сценическо-го чтения литературного произведения). При этом говорю, что когда-то артиста аналогичного жанра называли « человек-оркестр».

- А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос, после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста.

(Прослушивание аудиозаписи). (Приложение 2)

- Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-оркестром»?

(Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр).

- Понравился рассказ Чехова?

- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».

(Смешной, юмор.)

- А что такое юмор?

Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.

- Давайте попробуем разобраться в этом.

4) Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания. (Приложение 3.)

А) Дать характеристику герою рассказа по плану.

1-я группа фельдшер Курятин.

2-я группа дьячок Вонмигласов.

3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках.

- Чем вы объясняете эти совпадения?

Б) Обсуждение. Обоснование своей точки зрения.

4. Выводы

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

5. Итоги урока.

6. Предлагаю ребятам заполнить лист самооценки (Приложение 3). Оценки.

7. Д/з. Подготовиться к внеклассному чтению.

1. По группам или индивидуально подготовить:

2. Письменно ответить на вопросы:

- В чем ценность рассказа?

- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления).