Конструктивное поведение в конфликтной ситуации (родительское собрание)

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цель: показать возможности конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • повысить уровень доверия в общении;
  • расширить сферу представления родителей о ненасильственных способах решения конфликтных ситуаций.

Материалы:

  • листы  белой бумаги формата А4;
  • цветные карандаши, ручки.

Время  проведения: 30-35 минут.

ХОД СОБРАНИЯ

I. Информационная часть

Беседа по теме:

– Что такое доверие, взаимопонимание?
– Понятие «Конфликт».
– Возможные причины возникновения конфликтных ситуаций.
– Конфликт: хорошо или плохо?

Конфликт (от лат. сonfliktus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликты  являются частью повседневной жизни. Чаще всего конфликты возникают тогда, когда люди ощущают, что с ними обходятся не справедливо. Согласно теории баланса вклада и дохода, люди определяют справедливость как распределение вознаграждению пропорционально вкладу каждого. Конфликты случаются тогда, когда люди не согласны с оценками своих вкладов и сомневаются в справедливости своих вознаграждений.  Также конфликты возникают тогда, когда есть зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия.  При этом каждый участник конфликта имеет собственное представление о ситуации. Эти представления чаще всего не совпадают. Но, как правило, из любой конфликтной ситуации есть выход конструктивный или деструктивный, что зависит как от участников конфликта, так и от других факторов.
Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит больше узнать о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликтов.

II. Практическая часть

Конфликты, возникающие по любым причинам, протекают особенно остро, если стороны не владеют элементарными навыками партнерского общения. Выбор стиля общения  во многом предопределяет возможность партнеров понимать друг друга.

1. Упражнение «Кулак».

Работа в парах. Одному из партнеров нужно зажать карандаш в кулак, а другому любыми способами (без применения насилия) нужно разжать кулак и высвободить карандаш. Затем в паре меняются ролями. По окончании упражнения проходит обсуждение.
Нарушают отношения и осложняют ситуацию перебивание, настаивание на собственной правоте, упреки, выдвижение ультиматума. Это является «барьером общения», на который люди реагируют весьма эмоционально, и чаще всего эти эмоции носят негативный характер. Чтобы такого не происходило, нужно уметь контролировать свои эмоции, а также преодолевать барьеры общения.

2. Упражнение «Рисунок вдвоем».

Работа в парах. Парам необходимо нарисовать рисунок, не определяя совместно тему, при этом ручку (карандаш) держат оба напарника. Рисунок рисуют в течение 3-4 минут.

Обсуждение.

Иногда напряжение в конфликтной ситуации столь сильно, что подлинная коммуникация не возможна. В этом случае мелкие примирительные акции одной из сторон способны вызвать ответные примирительные шаги другой стороны. Первым шагом должно стать снятие негативного эмоционально напряжения.

3. Упражнение «Снежинка».

Каждому участнику собрания выдается лист бумаги. Из него нужно сделать снежинку, но без помощи ножниц. Т.е. листок нужно порвать руками так, чтобы он стал снежинкой. Цель данного упражнения – снятие эмоционального напряжения. По окончании упражнения идет обсуждение, обмен мнениями, впечатлениями. Главный вывод: если есть эмоциональное напряжение, лучше «сделать снежинку»,  чем накричать на близкого человека.

III. Подведение итогов

– Что понравилось / не понравилось?
– Какое упражнение было самым сложным, какое – простым, почему?
– Как нужно вести себя в конфликтной ситуации.

Литература:

  1. Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 2003 – (Серия «Мастера психологии»).
  2. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально – психологический тренинг / Е.Осипова, Е. Чумейко. – М.: Чистые пруды, 2007.
  3. А.Микляева. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 кл) – СПб., 2003.