Задачки для дошколят

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Закрепить представление об арифметических задачах. Учить рассуждать задачу вслух, аргументировать свои действия, и понимать смысл задачи. Обращать внимание на выделение числовых данных в условии задачи, с какими числами будут вступать во взаимодействие, которые можно сложить или вычесть. Развивать смекалку, сообразительность и наблюдательность.

Материал к занятию: изображение Вовки, конверт с письмом, изображение “дерева ума”, листья, картинки к игре “Найти лишнее слово”, мяч, рисунки детей.

Предварительная работа: 1. Просмотреть с детьми мультфильм “В стране невыученных уроков”. 2. Провести несколько занятий на тему “Арифметическая задача”. 3. Дать домашнее задание: придумать задачу и нарисовать картину по содержанию придуманной задачи. (См. приложение №1, приложение №2).

Ход занятия

1.

Воспитатель на магнитной доске прикрепляет изображение героя из мультфильма “В стране невыученных уроков”:

– Ребята, вспомните историю про Вовку. Куда он попал? Как вы думаете, почему? Правильно, он не умел решать задачи. А вы знаете, что такое задача? Из каких частей состоит задача? Что надо сделать, чтобы правильно решить задачу? Надо понять условие задачи, правильно поставить вопрос к задаче, решить ее и найти ответ.

Пришло письмо от Вовки. Воспитатель обыгрывает ситуацию:

– Сегодня мы получили письмо от Вовки. Давайте откроем и прочитаем его: “Здравствуйте, ребята! Вы все скоро собираетесь поступить в школу. Умеете решать задачи? А я с тех пор, как попал в нелепую историю, до сих пор решаю задачи, поэтому в школе учусь только на “отлично”. Для того, чтобы научиться хорошо решать задачи, надо тренировать ум”.

Воспитатель спрашивает у детей:

– Что такое “тренировать ум”?

Затем продолжает читать письмо: “Я хочу подсказать, что надо сделать для этого. Посадите “Дерево ума”. Сколько задач вы решите, столько листочков расцветет на дереве”.

– Спасибо скажем Вовке, ведь он подсказал, как тренировать ум.

2.

Воспитатель вывешивает на магнитной доске изображение дерева и

говорит:

– Ребята, по совету Вовки мы посадили “дерево ума”, а для того, чтобы у него появились листочки, что надо делать? Правильно, решать задачи. Слушаем первую задачу. Это задача на нахождение суммы и остатка.

1. В группе было 5 красных и 3 зеленых мяча. Сколько всего мячей было в группе?

2. На дерево сели 4 вороны, 2 вороны улетели. Сколько осталось ворон на дереве?

По ходу решения задач воспитатель прикрепляет по листочку к “дереву ума”.

Игра “Найти лишнее слово”. Воспитатель объясняет правило игры:

– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – услышать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Самолет, стрекоза, вертолет, ракета. (стрекоза)

Чашка, чайник, сахар, тарелка. (сахар)

Варенье, огурцы, компот, конфеты. (огурцы)

3.

Задачи на увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц.

1. В первой теплице было 10 огурцов, а во второй на 2 меньше. Сколько огурцов во второй теплице?

2. В городской библиотеке 6 новых книг, а старых на 2 книги больше. Сколько было старых книг?

Дети образуют круг. Воспитатель становится в середину, бросает мяч одному ребенку и говорит:

– Эта игра называется “Скажи наоборот”. Я бросаю одному ребенку мяч, у того, кто поймает, спрашиваю:

– Река широкая, а мостик…?

– Веревка длинная, а ремень…?

– Елочка высокая, а лестница…?

4. Минутка отдыха:

Две лягушки-хохотушки
Прыгали, скакали,
Лапкой – хлоп, другою – хлоп,
Щеки раздували,
Увидали комара,
Закричали: “Ква-ква-ква!”

5.

Решение задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

В сумке было 4 тетради в клетку и несколько тетрадей для письма. Всего в сумке было 8 тетрадей. Сколько тетрадей для письма было в сумке?

– О чем говорится в задаче? (о тетрадях)

– Сколько было тетрадей в клетку? (4)

– Известно ли, количество тетрадей для письма? (нет)

– Что нам известно: части или целое? (одна часть и целое)

– Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть.

– Как вы думаете, какой знак будет в решении – “минус” или “плюс”? (“минус”)

– Как будет выглядеть решение? (8-4=4)

– Чтобы сказать ответ задачи, что надо сделать? Правильно, ответить на поставленный вопрос.

6.

– Итак, время подходит к концу, а у нас половина дерева стоит без листочков. Дети, вспомните, что я вам задавала на дом? Да, придумать свои задачки и нарисовать к ним рисунки. Сейчас я буду зачитывать ваши домашние задания. Начнем с Насти. (См. приложение №1, приложение №2)

Воспитатель прикрепляет рисунки детей вокруг “дерева ума”.

7.

Итог занятия.

– Смотрите, наше “дерево ума” расцвело так, что вокруг него появились ваши рисунки. О ваших рисунках мы поговорим на следующем занятии. Что вам больше всего понравилось? Трудно решать задачи? Все эти знания пригодятся в школе.