Конспект подгруппового занятия по преодолению аккустической дисграфии с учащимися 1-го класса

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

Речевые:

1. Закрепить знания детей о твёрдости и мягкости согласных звуков.
2. Дифференцировать согласные звуки перед гласными: И-Ы.
3. Формировать умение грамматически правильно обозначать твёрдые и мягкие согласные на письме при помощи букв: И, Ы.
4. Развивать фонематическое восприятие.

Неречевые:

1. Развивать зрительно-моторные координации, мелкую моторику кисти и пальцев рук, слуховое внимание, навыки самоконтроля.
2. Развивать умение взаимодействовать в группе, принимать общее решение, быть добрыми и отзывчивыми.

Оборудование:

  • фигуры мамонтёнка, слона;
  • набор карточек-“льдинок” с заданиями и для поощрения за правильный ответ;
  • грамзапись песни “Мамонтёнка”;
  • 2 наборных полотна;
  • серия предметных картинок: лиса, белка, сосна, ёлка.

Индивидуально для каждого ребёнка:

  • наборы фишек синего, зелёного, красного цвета для составления “звуковых схем”;
  • карточки–слоги (в малиновых конвертах),
  • набор букв (в красных конвертах),
  • набор счётных палочек (в оранжевых конвертах)

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит 1 куплет песни Мамонтёнка.

Вступительная беседа.

Мамонтёнок попал в беду. Он потерял свою маму. К ней малыш сможет попасть, перебравшись через море “Русского языка” по “льдинкам”.

“Льдинки” эти непростые, это задания, которые нужно выполнить во время занятия. Тогда “льдинки” образуют мост, и по нему Мамонтёнок пройдёт на берег к своей маме.

– Поможем малышу?

II. Основная часть.

1. Сообщение темы и целей занятия:

– Помогая Мамонтёнку, будем учиться читать и писать слова, в которых после твёрдых и мягких согласных стоят буквы…. А вот какие попробуйте догадаться сами.

– Прочтите слова, записанные на доске, выделите гласные буквы, которые встречаются чаще других:

сыр

мир

мыло

тир

дом

сад

мышь

тигр

– С какими буквами будем работать?

2. Сравнение звуков И – Ы по акустическим признакам.

Сравнение гласных Ы – И в печатном и рукописном шрифте.

3. Развитие слухового внимания и фонематического анализа.

а) Соотнесение слогов со “звуковыми схемами”.

(На доске два наборных полотна с расположенными над ними схемами слогов: с мягким согласным – фишка зелёного и красного цвета; с твёрдым согласным – фишка синего и красного цвета)

– Первая “льдинка” с заданием – малинового цвета, значит, первое задание мы должны выполнить то, которое находится в малиновых конвертах. Возьмите малиновые конверты, откройте их, достаньте карточки-слоги, прочтите их и поставьте на наборное полотно под соответствующую схему.

(Слоги: ты – ти, ми – мы, ни – ны, ви – вы, ры – ри. (Образец рассуждения: в слоге МИ согласный М – мягкий, ставлю под схему с зелёной фишкой)

– Проверьте выполненную работу, прочтите слоги, стоящие слева. Что у них общего?

– Почему согласные в этих словах произносятся мягко?

(аналогично со слогами с твёрдыми согласными)

– Чем различаются слоги, стоящие слева и справа?

– Какие гласные подсказывают, что согласные твёрдые, а не мягкие?

– Прочтите слоги очень внимательно. В каких слогах спрятались слова? (мы, ты, вы)

– К кому мы обращаемся при помощи этих слов?

За каждый правильный ответ и за каждое выполненное задание ребёнок получает поощрительную карточку в форме льдинки. По количеству заработанных льдинок выставляются оценки в конце занятия.

– Первое задание выполнено правильно. Начинаем строить мост с малиновой льдинки.

б) Игра “Буквы рассыпались”.

Из красного конверта, лежащего на столе, достаньте буквы и попробуйте составить из них слова (уши, мыши, лыжи)

– Верно ли, что буква и может стоять после твёрдого согласного?

– После каких твёрдых согласных всегда пишется буква и?

– Прочтите слова, которые вы составили и выделите слоги с буквой и. (Мамонтёнок продвигается по мостику)

в) Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Выкладывание слогов жи – ши из счётных палочек

– Выложите выделенные слоги из счётных палочек, которые находятся в оранжевых конвертах.

– Молодцы, ребята. Мамонтёнок перебирается ещё на одну льдинку, скоро он встретится со своей мамой. Но чтобы он не заболел в пути, поможем ему укрепить здоровье.

4. Физминутка. Точечный массаж. (Вращение указательным пальцем в указанных точках по часовой стрелке с лёгким нажимом)

Раз грудинку, два грудинку
Разотрём, расправим спинку,
Раз, два, три, четыре, пять
Надо кровь нам разогнать.
Растираем выше, выше
Осторожней и потише
Точку гормональную,
Ямку простывальную (вилочковую железу)
Мышцы шеи раз, два, три
Слева, справа разотри (повторить два раза)
Точку мы найдём над ухом
И улучшим орган слуха
Три, четыре, пять и шесть
Мозгу надо пить и есть.
Кисть руки в последней точке – “табакерочке”
Для активности потираем точку по стрелочке.
Сам себя я полечу, если только захочу.

III. Работа над темой (продолжение). 

1. Работа по словоизменению. Образование имён существительных множественного числа:

Прочтите слова, записанные на доске:

ёж-

карандаш -

уж -

нож -

пляж -

мышь-

– Сколько предметов обозначает каждое слово?

– Измените, слова так, чтобы они стали обозначать не один, а несколько предметов и запишите эти слова в тетрадь.

2. Развитие зрительно-моторных координаций.

Работа по зрительно-двигательным траекториям. Слова-паронимы.

– Благодаря нашей помощи, Мамонтёнок начал продвигаться по мостику, выполним следующее задание.

На доске: и предметные картинки мышки и мишки.

– Прочтите слово с мягким согласным, стоящим вначале. Покажите мишку.

– Что произойдёт со словом, если вместо гласной И мы поставим Ы? Покажите мышку.

Составьте словосочетания, соединив слова при помощи стрелок.

плюшевый

мышка

шустрая

мишка

– Какими буквами отличается написание этих слов?

– Составьте предложения с данными словосочетаниями.

3. Обогащение словаря (многозначные слова; слова, обозначающие название детёнышей животных). Развитие слухового внимания.

У вас на карточках написано стихотворение, но чтобы его прочитать, нужно вставить пропущенные буквы: И или Ы. Вставьте буквы и прочтите стихотворение.

Шла л…с…ца вдоль троп…нки
И несла гр…бы в корз…нке:
Пять опят и пять л…с…чек
Для л…сят и для л…сичек.

И. Мазнин.

– О каких лисятах и лисичках идёт речь?

– Как называется детёныш лисы? А если их много? Назови всю “семью” лисы: папа – …, мама – … дети – …. .

– Какая буква “показывает”, что согласный произносится мягко?

– Наш герой уже почти добрался до берега, ему осталось совсем чуть-чуть до встречи с мамой. Выполним последнее задание.

4. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие навыка самоконтроля.

Упражнение в согласовании прилагательных и существительных.

– Вместо картинок вставьте и запишите слово так, чтобы получилось предложение (предложение записано на доске).

У (картинка сосны) и (картинка ёлки) колючие иголки.

У (картинка лисы) и (картинка белки) пушистый хвост.

– Мягкие согласные подчеркни зелёным цветом, твёрдые – синим.

– Запишите предложение по памяти в тетрадь.

– Мягкие согласные подчеркни зелёным цветом, твёрдые – синим.

– Проверьте написанное вами предложение по образцу, данному на доске

IV. Итог занятия.

– Мамонтёнок встретился бы со своей мамой, но ему не хватило маленького кусочка льдинки. Льдинок – заданий больше нет.

-Как нам быть, где взять льдинку? Кто поможет Мамонтенку? (кто-то из детей отдает свою поощрительную льдинку)

– Я очень рада, что ваша доброта и отзывчивость помогли состояться этой встрече.

-Давайте вспомним, какую работу нам пришлось выполнить, чтобы Мамонтёнок нашёл свою маму.

– Вспомните, какие слова с буквой И нам сегодня встретились? А с буквой Ы?

– Молодцы, занятие окончено.