Урок окружающего мира "Жизнь диких животных зимой"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить детей как разные дикие животные проводят зиму, познакомить детей с Хоперским заповедником, расположенным на территории Воронежской области.
  2. Развивать речь учащихся, мышление, творческие способности.
  3. Воспитать у детей бережное отношение, любовь к животным.

Оборудование: макет экрана телевизора, выполненный из картона, ободки на голову с изображением животного, музыкальная заставка P. Maurat “Alouette”.

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! На предыдущем уроке мы с вами узнали о жизни птиц зимой. Сегодня мы познакомимся с тем, как дикие звери проводят зиму. Но урок у нас с вами будет не совсем обычный, это будет урок телепередача с элементами сказки.

Пришла зима. Уже 11 дней распоряжается погодой она. Первый месяц матушки – зимы – декабрь. В древней Руси декабрь означал "студень". Всю зиму землю студит, приколачивает. Это месяц самых коротких дней, сумрака и длинных ночей

Спрятались под снегом плоды, семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. Но не боятся звери зимы. Почему? А это мы и узнаем из телепередачи "В мире животных".

Кто в лесу разносит новости? (Сороки).

Правильно, сороки! Они все знают, их стрекот далеко разносится по лесу. Вот они-то и будут нашими ведущими, ну а я – главным режиссером телепередачи.

Итак, начинаем!

(Звучит музыкальное оформление “В мире животных, на экране "телевизора" вставка (летящие журавли или гуси, лебеди), надпись "В мире животных'').

После музыкальной вставки "открывается" экран и мы видим ведущих в костюмах сорок.

1-я сорока. Здравствуйте, ребята!

2-я сорока. Здравствуйте, дорогие гости!

1-я сорока. Мы по лесу летали, все-то слышали, все-то видели, и вот прилетели к вам сюда на передачу.

2-я сорока. А еще мы принесли вам телеграммы.

Свои владения сдала в отличном порядке. Спешу в другие места, другие страны. Ждите другую гостью.

До свидания. Осень”.

(Текст телеграммы написан на кленовом листе, вырезанным из бумаги).

1-я сорока. "Спешу, лечу на смену осени. Несу снега белые, вьюги да метели. Зима".

(Текст телеграммы написан на снежинке).

(Слышен стук в дверь).

2 сорока. Постойте, мы слышим стук. Кто же это к нам пожаловал на телепередачу?

Проходите, пожалуйста!(Входит зима).

Зима. Здравствуйте, дети! Ах, как я устала! Летела, словно на крыльях. Кругом беспорядок, грязь, лужи, дожди идут. Много мне предстоит работы, ну да ничего, управлюсь. Все засыплю белым снегом, на помощь придет Дедушка Мороз, закует он во льды реки, разбросает алмазы, драгоценные камни повсюду.

2-я сорока. Постойте, постойте! А как же птицы, звери? Холодно им беднягам, голодно!

Зима. А давайте спросим ребят, как будут зимовать птицы? Давайте предоставим слово Почемучке.

II. Проверка домашнего задания по вопросам.

(Выходит Почемучка, на голове ободок со словами “Почему?” и на груди большой " ? ". Он задает вопросы классу.)

1.Почему осенью многие птицы улетают в теплые края? Как они называются ?

2.Как называются птицы, которые у нас остаются зимовать?

3.Каких птиц ты видел около своего дома?

4.Какую птицу называют лесным доктором? Почему?

5.Чем питаются птицы зимой?

6. Птенцов какой птицы называют “птенцами – подснежниками”?. Почему?

7.Как вы помогаете птицам перезимовать зиму?

III. Изучение нового материала.

Зима. Вот видите, как хорошо ребята отвечали. А о диких зверях еще осень позаботилась. Звери не боятся лютой зимы. От зимней стужи их спасает пушистый и теплый мех.

1-я сорока. Лучше всего лежебоке – медведю. Лежит он в своей берлоге и сосет лапу. За зиму он сильно похудеет, ведь живет он зиму за счет своего жира. Зимой у медведя рождаются медвежата, совсем крошечные, как два ваших кулачка. И весят всего полкилограмма. У такой большой матери такой крошечный детеныш. Интересно, правда?

2-я сорока. Но что это? Кто это там бродит по лесу такой сердитый? Да ведь это Михаил Потапыч.

(Входит мальчик в костюме медведя).

1-я сорока. Здравствуй, Потапыч! Что это ты бродишь по лесу, ведь твое место сейчас в берлоге, ведь у тебя пища на зиму не заготовлена, как же ты будешь жить?

Медведь. Да вот, потревожили меня охотники, выгнали из берлоги, насилу ноги унес. Ну ничего, найду где-нибудь яму, улягусь снова, авось не найдут меня охотники с собаками.

(Медведь уходит).

2-я сорока. Спит и барсук в своей норе. Но он, в отличие от медведя, иногда просыпается, поест что– нибудь из своих запасов и снова засыпает.

1-я сорока. А чей это рыжий хвост мелькнул среди деревьев? Да это же плутовка – лиса!

Лиса. Добрый день! Что это у вас здесь за праздник?

Зима. Да вот ребятам интересно узнать, как ты зиму проводишь, не заморозила ли я тебя?

Лиса. Что вы, что вы! У меня вон, какая пушистая, теплая шуба, как огонь горит, как жар греет. А в непогоду спрячусь в нору. Хуже, правда, с пищей. Зайцы стали такие осторожные, прямо беда, никак их не поймаешь. Да и шубка у них белая стала, под цвет снега. И в курятник незаметно никак не пробраться, собаки такой гвалт поднимут, еле ноги унесешь. Ну да ничего, у меня острый нюх, зрение и слух. Я слышу малейший писк мышки по снегом. А ведь это мой основной корм. Чтобы быть сытой, мне надо съесть за день не меньше 20 мышей. Так что я тороплюсь, пока!

1-я сорока.

А теперь, ребята, отгадайте загадку.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Через поле напрямик
Скачет белый воротник.

(Заяц)

Правильно, заяц! А вот и он. Ну как ты живешь, косой? Не замерз ли?

(Выбегает мальчик в костюме зайчика белого).

Заяц. Нет, я не замерз. Ведь я уже почти сменил сою серую шубку на белую. Вот только ушки еще остались серенькие. А белая шубка у меня тепленькая, и на снегу не видно меня, легко спрятаться от лисы. Улягусь под поваленным деревом, которое засыпал снег, и полеживаю. Никому и в голову не придет искать меня там. А проголодаюсь, выскочу, поем веточки деревьев, поглодаю кору с их стеблей, а то где-нибудь на огороде листочек мерзлой капустки ухвачу. Голодно, да что поделаешь. Ну, мне пора, а то как бы сюда лиса не пожаловала.

Зима. А вот прыгала по снегу белочка – и вдруг давай копать снежную норку до самой земли. Зачем это? Ведь это лиса ловит мышей под снегом, а белке ведь мыши не нужны.

(Выбегает девочка в костюме белочки).

1-я сорока. А вот и она! Давайте ее спросим. Что это ты, белочка, достаешь из-под снега?

Белочка. Да ведь там моя кладовая. Еще летом я спрятана туда орешки, желуди, ягодки, вот и достаю их сейчас оттуда. Ведь у нас, у белок, много зимних кладовых, порой даже забываем о них, не можем найти. Мы и грибы сушим. Сорвем грибок и повесим на веточку дерева, высохнет грибок на солнышке. А зимой когда облетят листья с деревьев, их хорошо видно. Обычно у каждой белки до 30 кладовых.

Зима. А не боишься ли ты зимней стужи?

Белка. Мы, белки, сооружаем гнезда из прутиков, мха в развилках веток, у стволов дерева или в его дупле. Здесь мы спасаемся от врагов, проводим ночь и укрываемся от сильных холодов и непогоды. Иногда приходится не выходить из гнезда несколько дней. Да и шубка у нас стала серебристой, и от врагов легче спрятаться, и теплая она.

А станет уж очень холодно и голодно нам, мы поселимся в парках, скверах, ближе к людям. Авось помогут нам они зиму перезимовать.

Ну, я побежала. Мы белки, не любим, сидеть на одном месте, мы подвижные зверьки. До свидания, ребята!

1-я сорока. Смотрите, смотрите, а это и лесной красавец. Как гордо несет он свою голову.

2-я сорока. Да это же лось! Какие у него красивые рога, какие сильные копыта!

Лось. Здравствуйте! Я тоже спешил на вашу телепередачу.

Зима. Очень хорошо! Расскажи нам, как ты зимуешь.

Лось. Трудно нам зиму зимовать, особенно когда зима снежная. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев не всегда достанешь.

Корм зимой малопитателен и чтобы насытиться им, надо каждому лосю съесть 9-10 кг, а при сильных морозах – 20 кг корма.

Трудно нам и бегать по глубокому снегу, а значит и трудно добывать корм. Да и от врагов надо спасаться, особенно от волков. В одиночку волки нам не страшны. Удары острых копыт бывают смертельными для волков, даже медведю череп проламывали. А вот когда волки нападают стаей, это нередко приводит к гибели лосей. Волки свободно бегают по глубокому насту, а лоси проламывают его, движения лося становятся медлительными, неточными. Вот тут-то волки и нагоняют нас.

При очень снежных зимах мы перебираемся поближе к жилью, бывает, даже заходим в крайние дворы, где, как правило, стоят стожки сена. Вот и полакомимся мы там.

Ну, прощайте, ребята!

Отправляюсь в поисках пищи. А, может вы нам, чем поможете, ребята?

2-я сорока. А, в самом деле, ребята, как может помочь человек перезимовать?

1-я сорока. Правильно, молодцы!

Зима. А теперь, ребята, школа следопытов предлагает вам вопросы. Постарайтесь на них дать правильные ответы.

1.Чья это столовая?
(Шишка, объеденная белкой).

2.Какую веточку обглодал заяц, а какую лось?
(Заяц – срез как ножом; лось – обламывает веточку).

3. Что делает лиса?
(Мышкует).

Почему фотографу удалось снять лису с близкого расстояния, ведь у лисы очень острый слух? (Рисунок сделан с фотографии).

4.Чья это лежка? (Зайца).

1-я сорока. Школа следопытов прощается с вами, друзья.

2-я сорока. До свидания, до новых встреч.

Физкультминутка.

Зима. И наша телепередача "В мире животных" подошла к концу. (Звучит музыкальная вставка).

До свидания, ребята!

Учитель. А мы, ребята, продолжим наш урок. Сейчас мы посмотрим, что вы узнали из телепередачи, побеседуем по вопросам.

1.Когда дикие звери начинают готовиться к зиме? Как называется тот период, когда животные меняют свой мех?

2.Чем питаются зимой заяц, лось?

3. Почему медведи к зиме накапливают жир? Какие еще животные впадают в зимнюю спячку?

(Барсук, еж).

4. Как белка запасает себе корм на зиму? Всегда ли она находи свои кладовые.

(Не всегда). А если не найдет, что с ними будет?

(Ими полакомятся другие зверьки, например, бурундуки, а из желудей могут вырасти молодые дубки).

Как человек заботится о диких животных?

IV. Итог урока.

Правильно, ребята. В последнее время люди всего мира беспокоятся о чистоте воздуха, рек, озер. Морей и океанов, о сохранении растительного и животного мира. Сейчас все больше и больше создается заповедников, заказников. На территории нашей области есть Хоперский заповедник. Его значение велико. А сейчас мы совершим заочное путешествие по хоперскому заповеднику. (Стенд “ Хоперский заповедник”).

Вот и подошел наш урок к концу. Думаю, что он пойдет вам на пользу, вы еще внимательнее будете относиться к животным, беречь их. А знакомство с Хоперским заповедником мы продолжим с вами весной, когда поедем туда на экскурсию.