Педагогическая мастерская построения знаний на уроке литературы

Разделы: Литература


Тема: «Литература и я»

Цель: создание опыта сотрудничества, построения знаний по теме:

- стимулирование учащихся к осуществлению индивидуально-коллективного поиска;
- решение творческих задач.

Структура мастерской:

1. «Индуктор» - создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого, создание личного отношения к предмету обсуждения (ввожу, навожу, побуждаю).

2. Работа с материалом:

- «самоконструкция»;
- «социоконструкция»;
- «социализация»;
- «афиширование»;
- «разрыв».

3. Построение собственных знаний в мастерской.

4. Рефлексия

Ход урока

Учитель: Приглашаю вас принять участие в моей педагогической мастерской.

Главные условия работы в мастерской:

Все равны.
Каждый имеет право на ошибку.
Никто никого не оценивает.

Учитель: Тема мастерской «Литература и я».

1. «Индуктор»

Учитель: С каким литературным героем, писателем, поэтом ассоциируется у вас слово «литература»?

Отвечает каждый, в том числе и учитель.

2. Работа с материалом

«Самоконструкция»

Учитель: Проранжируйте место учебной дисциплины «литература» среди других дисциплин.

Отвечает каждый.

«Социоконструкция»

Разделить учащихся на группы, задание для каждой группы: у вас на столах есть листы с определением «Что такое литература». Вам необходимо ответить на вопрос:

- В чём отличие литературы от других учебных дисциплин?

(Литература – вид искусства, совокупность художественных произведений, описывающих действительность посредством художественного слова, образа.)

Отвечают представители от каждой группы.

«Социализация»

Работа в группах.

Задание: из предложенных вам высказываний о литературе выберите одно от группы и объясните, почему остановились именно на этом высказывании.

 «Вся литература есть выяснение эстетического идеала, иначе говоря – нравственного идеала. А нравственный идеал складывается из отношений человека к главным проблемам бытия: Жизни, Смерти, Любви, Природе, Искусству» (И.С. Грачёва).

 «Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, читатель незаметно для себя формирует свой взгляд на мир, свою жизненную позицию» (Г.И. Беленький).

 Главный предмет литературы как искусства – человек, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу и природе» (Г.И. Беленький).

 «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение. Ничто не может его заменить. Лекции, картинки не могут соперничать с чтением» (А. Моруа).

 «От литературы получаем мы и наслаждение, и научение. В юные годы человеку нужно прежде всего помогать стать человеком» (Ю.Нагибин).

 «Нет, литература – это всё же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного порядка» (В. Шукшин).

Отвечают представители от групп.

«Афиширование». «Разрыв».

Ответьте письменно на вопрос (отвечают на листочках, затем их будут вывешивать на доске). Можно изобразить в образах-ассоциациях, рисунках.

- Как вы думаете, зачем человеку, живущему в 21-м веке, веке современных информационных технологий, необходимо изучать литературу?

 Ответы вывешиваются на доске, каждый подходит и знакомится с ответами других.

3. Построение собственных знаний в мастерской

Учитель: Прочитайте фрагменты поэтических и художественных текстов. Какой из них привлёк и почему?

Отвечает каждый, в том числе и учитель.

1. «Опять ему стало больно, когда его ненавидели, ему было очень больно и страшно. Казалось: ну, теперь всё, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются» (В. Шукшин, рассказ «Чудик»).

2. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! …Да, любовь поразила нас мгновенно» (М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»).

3.

С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
С любимым не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них.
И каждый раз навек прощайтесь,
И каждый раз навек прощайтесь,
И каждый раз навек на век прощайтесь,
Когда уходите на миг.
(«Баллада о прокуренном вагоне»)

4.

Что счастье? Есть бесспорный признак,
Избранников судьбы удел:
Гармония души и жизни –
Того, что в нас и наших дел.

Любовь? Люблю? Что значит жить любя?
Скажу одно без выспренности пышной
Она когда: Мне плохо без тебя…
И всё.
И комментарии излишни.

Судьба? – Пути и перепутья. Тракты.
То вдаль ведёт. То гасит нас, губя.
Судьба – предначертанье? Нет. Характер!
Судьба - не вне, она – внутри тебя.

Жизнь? – Творчество? Работа? Бой?...
Я не прибегну к упрощенству.
Жить – значит быть самим собой.
Жить – прорываться к совершенству.
(Я.Л. Белинский)

5. «Ну что же, - задумчиво отозвался тот, - они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны…ну, что же …и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…квартирный вопрос только испортил их…» (М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»).

4. Рефлексия

Продолжите предложения:
Литература…………….
Самое главное………………
Однако мне кажется, ………………….
Сегодня на уроке………………………

Каждый читает свой текст.

Домашнее задание

Написать сочинение «Моя любимая книга».