Проект "Открытка". 8-й класс

Разделы: Технология

Класс: 8


ТИП УРОКА: Объяснение нового материала. Комбинированный урок.

РАЗДЕЛ: Начала художественного ремесла. Лоскутная техника. Аппликация.

ТЕМА УРОКА: Проект «ОТКРЫТКА».

1. Историческая справка.
2. Лоскутная техника.
3. Разработка эскиза.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Обобщение проведённой исследовательской работы по истории возникновения и развития открытки.
  • Научить выполнять эскиз открытки по замыслу, совмещая два вида художественного ремесла, две технологии (лоскутная техника и аппликация). Вызвать интерес к изготовлению открытки в лоскутной технике и в технике аппликация, как к новому этапу в развитии этой области в мировой культуре.
  • Прививать любовь к историческому прошлому нашей родины.

ОБОРУДОВАНИЕ:

УЧИТЕЛЬ: технологическая карта выполнения открытки в технике вышивки крестом, технологическая карта выполнения открытки в лоскутной технике с аппликацией Экран, мультимедиа-проектор, диск с презентацией (Приложение 1), текст к презентации (Приложение 2), выставка открыток из архива, образцы открыток в лоскутной технике, образцы открыток выполненные мальчиками, 5-х классов в технике изонить (в японском стиле) и девочками 8-х классов в тех.

УЧЕНИКИ: Альбомный лист, карандаш, копировальная бумага, ножницы, текст обобщения исследовательской работы по историческому материалу, об открытки.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

a) взаимное приветствие;
б) проверка наличия учащихся;
в) проверка готовности учащихся к работе;
г) организация внимания.

II. СООБЩИТЬ ТЕМУ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня на уроке мы продолжим работу над проектом «Открытка». Урок будит состоять из двух частей. Вначале мы сделаем обобщение материала
собранного на предыдущих уроках по теме «История возникновения и развития открытки», затем изучим технику выполнения нового вида художественного ремесла - лоскутная техника. Разработаем эскиз открытки и подготовим его для дальнейшей работы.

III. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НА ПРЕДЫДУЩИХ УРОКОВ

Показ презентации «ИСТОРИЯ ОТКРЫТКИ. ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ.» с комментариями учащихся.

Обобщение и дополнение учителем представленного материала с показом открыток из личного архива Мавриной О. Н., образцов открыток выполненных мальчиками 5-х классов в технике изонить (в японском стиле) и девочками 8-х классов в технике вышивка крестом.

IV. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Историческая справка о новой технологии.

1) Вторая цель нашего урока разработать эскиз открытки и подготовить его к дальнейшей работе.

Открытку мы будим выполнять в двух техниках лоскутная техника и аппликация. С технологией выполнения аппликацией вы уже знакомы.
Мы изучали эту технологию при пошиве прихваток. Выставка, выполненных вами, прихваток с аппликациями, здесь представлена.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом художественного ремесла – лоскутная техника.

Лоскутная техника – это создание чего-либо из лоскутков ткани.

Ткань раньше бала очень дорогим удовольствием, особенно пёстрая или цветная, поэтому остатки ткани - лоскутки не выбрасывали, а старались их использовать в быту. Например, шили одеяла, матрасы, фартуки, головные уборы, детские платьица и т. д.

Сейчас лоскутная техника так же очень модна, она применяется при пошиве одежды больше детской и молодёжной, в аксессуарах, даже известные кутюрье используют её в создание своих коллекций.

Технология соединения лоскутков может быть различной, в каждой семье был свой способ, который передавался из поколения в поколения и держался в строжайшем секрете.

Составные части открытки

2) Основа нашей открытки, как раз и будет, выполнятся в Лоскутной технике.

Вопрос: Скажите пожалуйста, из скольких лоскутков может состоять основа открытки?

Ответ учащихся: Сколько пожелаешь.

Посмотрите на эти образцы открыток, выполненные девочками 8-х классов.

Так сколько частей может иметь основа открытки?

Правильно, сколько хочется, но учтите, чем больше частей, тем больше времени и сил вы потратите на её изготовление, постарайтесь рассчитать правильно свои возможности.

Вторая часть открытки, это аппликация. Рисунок аппликации выбирается в соответствии с тем, чему посвящена ваша открытка.

Здесь вы видите на открытках сердечки т. к. открытки были посвящены «Дню Валентина», а на этих открытках изображена природа, какой-то пейзаж.

Подумайте, чему будет посвящена, или кому адресована, ваша открытка.

Чтобы правильно составить эскиз открытки, нужно знать, технологию выполнения открытки.

Технология выполнения лоскутной техники

3) Сегодня мы познакомимся с одним из видов соединения лоскутков.

Каждая часть основы открытки переводится на флезилин с припуском 1 см, затем флезилин приклеивается к выбранному кусочку ткани и вырезается по контуру флезилина.

Два продублированных флезилином кусочка ткани соединяются стачным швомв разутюжку, а затем отстрачиваются с лицевой стороны на один миллиметр от шва соединения тканей.

Далее на основу приклеивается аппликация. С технологией выполнения аппликации вы уже знакомы.

Вопрос: Скажите пожалуйста, как можно прикрепить аппликацию к основе?

Ответ: Ручными стежками или на швейной машине строчкой зигзаг.

V. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Вводный инструктаж № 1

Европейский стандарт открытки 110 х 220, но открытки могут быть и других размеров, как меньше до 40 х 60 – визитки, так и больше. Мы возьмём размер открытки 140 х 200. Это формат бумаги А4 сложенный пополам.

Возьмите лист бумаги и сложите его пополам, у вас получился размер открытки в натуральную величину. Зарисуйте эскиз открытки. Вначале разделите основу на части – лоскутки, а затем прорисуйте аппликацию рисунка.

Работа оценивается на оценку.

Самостоятельная работа учащихся № 1

Зарисовка эскиза.

Вводный инструктаж № 2

Вы уже знаете что при выполнение аппликации обязательно нужно сделать дубликат эскиза. Выполните дубликат эскиза с помощью копировальной бумаги.

Самостоятельная работа учащихся № 2

Учащиеся выполняют дубликат эскиза с помощью копировальной бумаги.

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

Подведение итогов и оценка работы учащимися

Оценка качеству работы даётся учителем устно и ставится в журнал в баллах.

Запись домашнего задания и краткий инструктаж

Принести:

1. Эскиз открытки.
2. Детали аппликации.
3. Ткань.
4. Флезилин.
5. Клеевой карандаш.
6. Нитки и иголку.

Уборка рабочего места.