Методика "Космическое животное"

Разделы: Школьная психологическая служба


При использовании теста «Несуществующее животное» порой приходилось сталкиваться с проблемой: ребенок не может придумать образ несуществующего животного, не может нарисовать.

Поэтому появилась идея создать методику, похожую на эту, но более простую, удобную для выполнения ребенком, более близкую для него. Тема космоса оказалась такой.

Рисунок 1

Эту методику  можно использовать как  диагностическую (для индивидуальной и групповой диагностики), арт-терапевтическую (как этап индивидуальной работы с ребенком), при проведении тренинга или тренинговой работы с трудными детьми (агрессивными, тревожными), при проведении психологической игры (тема космоса, космического путешествия, взаимоотношений космических  цивилизаций стала очень популярной в тематике и сюжетах игр).

Цель диагностической методики: исследование индивидуально-личностных особенностей ребенка (агрессивности, тревожности), эмоционального фона настроения, особенностей взаимоотношения ребенка с окружающими.

Цель арт-терапевтической методики - выплеск негативных эмоций, снижение тревожности ребенка.

Рисунок 2

Рисунок 3

Оборудование: лист бумаги формата А4, восковые мелки, восковые карандаши. Чтобы подчеркнуть необычность работы, рисунка, нужны и не совсем привычные средства рисования. Таким средством стали для нас восковые мелки, карандаши. Они нравятся детям за их мягкость, цветовую насыщенность, простоту создания фона.

Оформление. Электрическое панно «Звездное небо», карта звездного неба, нарисованные и вырезанные из цветной бумаги, фольги символы космоса: луна, планеты, звезды, метеориты, звездная пыль и т.д.

Космическая музыка.

Рисунок 4

Количество детей в группе – 10 – 15 человек.

Возраст – учащиеся начальной школы и среднего звена (5 – 7 классы), тест более информативен для работы с подростками (3 – 7 классы) и интересен для них.

Инструкция. Сядьте поудобнее, откиньтесь на спинку стула, опустите руки вниз или положите на колени. Закройте глаза. Слушайте музыку и мой голос…

Представьте себе, что вы находитесь на борту космического корабля, который отправляется на экскурсию в межгалактическое пространство. Цель нашего путешествия: увидеть необычных, а потому таинственных и загадочных, существ – космических животных.

Наш корабль стартовал…

Будьте внимательны: вы можете увидеть неземных существ прямо в иллюминатор. Внимательно посмотрите на них, постарайтесь запомнить. Вы никогда и нигде еще не видели космических животных: ни в книгах, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх.

Посмотрите, какие они необычные. Как они выглядят? Чем-то похожи на наших земных животных? Или совсем-совсем другие? Как они передвигаются, как взаимодействуют друг с другом?

А теперь мы возвращаемся на землю. Тихонечко откройте глаза.

Попытайтесь нарисовать то, что вы увидели. Пофантазируйте. Постарайтесь, чтобы ваше животное было по-настоящему неземным, космическим.

Рисунок 5

Анализ рисунков «Космическое животное»

Рисунок 6

Анализ рисунков проводится точно так же, как и при анализе теста «Несуществующее животное». Особое внимание обращается на следующие моменты.

1. Общее впечатление. Помимо амбивалентной оценки (негативный, нейтральный, позитивный образ) целесообразно использовать другие оценки–определения: робкий, слабый (см. рисунок 1), агрессивный (см. рисунок 2), добродушный (см. рисунок 4), злой (см. рисунок 5), неуверенный, добрый, сильный, уверенный, неприятный, грустный, мрачный, испуганный, странный, тревожный, недобрый и т.д.

2. Особое значение придается цветовому решению образа космического животного и фона рисунка. Эмоциональное состояние ребенка, особенности взаимоотношения с миром  выявляются и оцениваются согласно интерпретации цветов по Люшеру.

3. Два и больше изображенных животных (см. рисунок 6) говорят об активности ребенка.

4. Довольно часто ребенок рисует животное в рамке (рисунок 7): круглой, овальной, рамке другой формы. Такой способ изображения говорит о желание ограничить, защитить свой мир, себя.

Рисунок 7