Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Литературное чтение. Тема: А.Дуйсенбиев «Зима в лесу»

Изобразительное искусство. Тема: «Изображаем зимние деревья»

Задачи:

1. Совершенствовать навыки работы над литературным произведением, навыки сознательного и выразительного чтения. Совершенствовать навыки рисования.

2. Развивать эстетический вкус через восприятие поэтических произведений и картин живописи.

3. Воспитание положительных мотивов учения. Привязать любовь к чтению.

 Оборудование: Краски, альбом, ватман, клей, ножницы, вата, сухие листочки; картинная галерея, представленная рисунками детей.

I. Организационный момент

 Прозвенел звонок и смолк, начинается урок.
 Ваши ушки на макушке, глазки широко открыты,
 Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

- Сегодня мы с вами будем создавать одну общую работу, и оттого как каждый из вас будет работать, зависит итог нашего урока.

- Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки. От меня вправо пойдёт «доброе тепло», т.е. я легонько пожму своему соседу справа руку, он - следующему, и так по кругу.

II. Актуализация ранее изученного

- Мы с вами находимся в картинной галерее, в которой выставляют свои работы наши ученики. Посмотрите внимательно на эти работы, и скажите к какому жанру живописи они относятся.

- Что такое пейзаж?

- Итак, картины, на которых изображены объекты природы, называются пейзажем. Назовите объекты природы.

-Где ещё вы встречались со словом пейзаж?

- Что такое пейзаж в художественном произведении? Для чего он нужен? (Описание природы в литературном произведении помогают читателю лучше понять переживания героев, их мысли и чувства.)

- Какие у вас возникают ассоциации со словами «зима в лесу»?

III. Изучение новой темы

- Сейчас мы с вами представим, как представляет себе зимний лес поэт Ануарбек Дуйсенбиев. (Литературное чтение с.117)

Первичное восприятие. (Выразительное чтение учеником.)

- В чём выражена тема стихотворения? (В названии.)

- Найдите в тексте слова непонятные вам и выделенные звёздочкой.Объясните их лексическое значение. (Работа со словарём.)

Хоровое чтение стихотворения учащимися.

- Нравится ли поэту зима? Докажите строчками из стихотворения.

- Какие эпитеты использует автор? (Несильный мороз, тяжёлое небо, лохматый дуб, сырые сугробы, пушистый наряд.)

- Какое небо над лесом? (Тяжёлое.)

- Почему небо над лесом кажется тяжёлым? Какого цвета такое небо? (Затянутое серыми тучами, хмурое, холодное, свинцового цвета.)

- Какое настроение у этого неба? (Печальное.)

- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому стихотворению, если бы были художниками?

IV. Работа в творческой мастерской

- Сегодня мы с вами работаем в «творческой мастерской», рисуем иллюстрацию к стихотворению А. Дуйсенбиева «Зима в лесу». С чего начинается рисование пейзажа?

- Как называется эта линия? (Ученик на листе ватмана рисует линию горизонта.)

- В рисовании пейзажа есть свои законы. Какие?

- О каких деревьях писал автор? Чем они отличаются?

- Наша «мастерская», как вы видите, разделена на группы, у каждой группы будут свои задания. Вы должны распределить обязанности в группе, выполнить работу, а затем вынести её на лист ватмана. У нас с вами получится одна картина.

I группа. Изобразите на листе бумаги зимний дуб. Какие у него ветви, какая кора? Вспомните основные законы живописи. Вам поможет учебник Изо с.79.

II группа. Изобразите зимние осины и клёны. Чем они отличаются? Вспомните основные законы живописи. Вам поможет учебник Изо с.79.

III группа. Изобразите ели. Вспомните основные законы живописи. Распределите обязанности в группе.

IV группа. Вы – художники-оформители. Вам необходимо распределить обязанности в группе и:

А) затонировать бумагу;
Б) изобразить дальний план;
В) изобразить животных.
 
V. Работа учащихся

VI. Обобщение знаний

- С помощью чего можно передать красоту природы? (Слов, красок.)

- А ещё красоту природы можно передать с помощью звуков, музыки.

Чтение стихотворения (про себя) под музыку П.И.Чайковского «Зимнее утро» («Детский альбом»)

- Посмотрите внимательно на нашу картину и скажите, что бы вы ещё дорисовали?

VII. Подведение итогов

- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Понравилось ли вам работать всем вместе? Почему?
- Каждое настроение соответствует определённому цвету. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению. («Цветопись настроения»)

Перед детьми на столе лежат лепестки различных цветов. Каждый ребёнок выбирает один лепесток, соответствующий его настроению. Выходят к доске и составляют один, общий на весь класс «Цветок настроения».

- К какому жанру живописи относится наша картина?
- Чем пейзаж отличается от остальных жанров живописи?
- А знает ли кто-нибудь из вас стихотворение о пейзаже?

Дома. Написать мини-сочинение о зиме в лесу.