Лапта на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры, особенно в тех школах, где нет спортивных залов, и большинство уроков проводится на открытых спортивных площадках.

Вот уже несколько лет я включаю лапту в уроки как отдельный раздел. В младших классах (2-4-й) при обучении играем в подвижные игры с элементами лапты, с 5-9-й классы - в саму лапту.

Лапта, подвижные игры с её элементами, упражнения на освоение игровой техники являются средствами подготовки к метаниям и бегу.

Метание выполняется на дальность и в цель - вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей.

Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, всё это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.

Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге. На средней дистанции школьники выполняют значительно больший объем работы в игре, при этом перебежки выполняют в соответствии со своими индивидуальными и физическими возможностями.

Игра не требует сложного инвентаря и оборудования, достаточно иметь один мяч и лапту. Но для обучения на открытой площадке я использую один мяч на двоих и биту, флажки для установки на площадке.

Весь инвентарь для лапты можно изготовить своими силами, в том числе и мячи. Я применяю тряпочные мячи, сшитые из ярких материалов.

Так как у меня площадка для игры небольшая (30*20), применение тряпочных мячей очень удобно - они и летят не далеко и не нанесут травму во время попадания в играющего. Жесткие теннисные мячи я применяю в упражнениях при совершенствовании ловли мяча, а также для развития силы метающих мышц.

Правила игры

В нашей школе правила игры таковы.

В игре могут участвовать от 10 до 30 человек.

На площадке отмечается кон, откуда одна команда выполняет забег до города. На другой стороне площадки отмечается город.

Одна команда находится на кону, другая располагается на площадке между коном и городом. Команда, которая находится на кону подает мяч, и, пока вторая команда пытается поймать мяч, старается добежать до города и возвращается назад так, чтобы соперники не «осалили» игроков мячом. Добежав до города и назад, игрок приносит команде очко и так до тех пор, пока игрока одной команды не «осалит» мячом игрок другой команды. Поймав мяч с лету, команды меняются местами. Бросать биту нельзя. Нельзя мешать бегущим игрокам, загораживать движение.

Играть можно как по времени, так и на очки.

Накапливая картотеку упражнений для обучения лапте, я подбираю их с таким расчётом, чтобы учащиеся от начала до конца были в парах. Мяч достаточно иметь один на двоих.

Ловли и броски

  • Имитация положения рук при ловле мяча (показать и опробовать).
  • Передача и ловля мяча в парах, постепенно её увеличивая.
  • Передача мяча и ловля после отскока.
  • Передача и ловля одной рукой.
  • Передача и подбор мяча, катающего по площадке
  • Мяч на середине площадки, рывок парами, один убегает, второй добегает до мяча, берет его и старается «осалить» убегающего.
  • Дети стоят параллельно друг-другу в шеренге. Один из игроков бежит вдоль шеренги, а остальные игроки, передавая, друг-другу мяч стараются «осалить» движущегося игрока (идущего, медленно бегущего, быстро бегущего).

Перемещение игроков по площадке

  • Ученики бегут по площадке левым (правым), приставными шагами, спиной вперёд, змейкой.
  • Бег с пролеганием под препятствием, перепрыгивая через препятствия.
  • Бег по команде: остановиться, продолжить бег, присесть, выполнить прыжок, поворот кругом, бег зигзагами.
  • В парах. Один игрок свободно бегает по площадке, а другой, находясь рядом, повторяет все его движения, при этом наблюдает за каким-либо заданием другого объекта.

Удар битой по мячу

  • Имитация удара.
  • Мяч висит перед игроком, удар по мячу.
  • Подбросить мяч и стараться попасть битой по мячу.
  • Подача мяча с подачей об стену.
  • Подача мяча снизу-вверх в руки ловящему игроку.
  • Подача мяча сверху-вниз.
  • Подача мяча влево-вправо.
  • Хорошо освоив подачу со своего подбрасывания, перейти к подаче с набрасывания другим игроком.

Я предлагаю упражнения наиболее простые и доступные для учащихся любого возраста, а также максимально приближённые к игре в лапту.

В лапте присутствуют все элементы школьной программы по легкой атлетике, даже прыжки, хотя редко встречаются в игре.

1. Во время бега по сигналу учителя выполняется прыжок.
2. Чертится ров на определенном расстоянии. Во время бега, играющие должны преодолевать препятствие.
3. Игроки в лапте не только должны метать, прыгать, бегать, подавать мячи, но и ловить, а также убегать от мяча, посланного соперником.

Убежать от мяча сложно и решить эту задачу помогают подвижные игры.

Подвижные игры с элементами игры лапта

Охотники и утки

Могут играть от восьми до четырнадцати учащихся.

Класс делится на «охотников» и «уток». Четыре игрока-охотника, располагаются по двое на разных сторонах площадки, а остальные - игроки-утки - в середине площадке.

По команде, «охотники» перебрасывают мяч, стараясь попасть в «уток». «Утки» всячески избегают попадания в них мячом. Если «охотник» попал в «утку», «утка» и «охотник» меняются местами.

Перебежка под обстрелом

Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды строятся в две шеренги на определенном расстоянии друг от друга. Игроки второй команды по-очереди бегут вдоль стоящих, которые стараются попасть в бегущего (на пару игроков один мяч).

Точный удар

Игроки одной команды располагаются в кружках (острова - круги по числу играющих). По сигналу, игроки второй команды стараются перебежать на другую сторону игрового поля, а игроки, находящиеся в кружках, стараются попасть перебегающих.