Урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Правописание родовых окончаний в глаголах прошедшего времени"

Разделы: Начальная школа


Тема: Правописание родовых окончаний в глаголах прошедшего времени. (Урок в 4-м классе)

Цель: Учить распознавать род глагола и правильно писать их родовые окончания.

Задачи урока: Развивать коммуникативные умения, способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения и осмысления изученного.

Оснащение урока: компьютер, проектор, презентация Power Point (Приложение 1), учебник: автор Т. Г. Рамзаева

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация

Сегодня на уроке нам предстоит открыть ещё один секрет правописания. Чтобы подготовиться к открытию секрета, проверим, все ли готовы к серьёзной исследовательской работе.

2. Каллиграфическая разминка. (Презентация, слайд 2)

Продолжить закономерность.

Лл ла ля лю Лл ал (ял юл)

3. Словарно – орфографическая работа

Выпишите глаголы прошедшего времени. (Презентация, слайд 3)

Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнца заухает в лесу филин. (По И.Соколову- Микитову)

- Как определили что это глаголы прошедшего времени? (По вопросу; действие совершено до момента речи; наличие суффикса –л.) (Презентация, слайд 4)

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

(Общеклассная дискуссия.)

Молодцы! Вы доказали, что умеете работать аккуратно, думать и объяснять свои действия. Прочтите это шуточное стихотворение. (Презентация, слайд 5).

Вот наст`ал[а] утр[а]
Солнышко пригр`ел[а]
От жары Мартышка
Сразу разомл`ел[а].

- Значение всех ли слов вам понятно?
- Что значит слово разомлеть? (Прийти в состояние расслабления, истомы)
- Назовите глаголы. Что общего у этих глаголов (имеют формы прошедшего времени)
- В какой части слова находится звук [а]?
- При записи стихотворения у меня возник вопрос: какой буквой обозначить безударный звук [а]?

 (Выслушиваются версии детей.)

- Правильно ли я поняла, что для решения проблемы надо найти способ проверки окончаний глаголов прошедшего времени, но известные способы проверки не подходят:

1) Для проверки окончаний существительных: определяем склонение, затем слово-помощник ставим в тот же падеж. Глаголы по падежам не изменяются!

2) У имен прилагательных окончание проверяется по окончанию вопроса? У вопроса глагола прошедшего времени ЧТО Д`ЕЛАЛА? - окончание в слабой (безударной) позиции.

4. Решение учебной задачи (работа в группах)

Может быть, вам помогут столбики глаголов, записанные на карточках- заданиях. Попробуйте найти способ проверки окончаний глаголов прошедшего времени и через 5-7 минут представить свой вариант ответа.

Карточка- задание

Сравните столбики глаголов.

пел
пела
пело

шёл
шла
шло

летел
летела
летело

  • Чем различаются эти глагольные формы прошедшего времени?
  • Что показывают окончания?
  • Зависит ли окончание от позиции ударной или безударной?
  • Уточните, от чего зависит написание окончаний глаголов прошедшего времени?
  • Как определить род глагола?

5. Защита детских гипотез по результатам обсуждения в группах (по карточкам-заданиям).

6. Моделирование вывода

 Написание окончаний глаголов прошедшего времени зависит от грамматического значения рода, а для того, чтобы определить род глагола надо определить с каким существительным (или местоимением) он связан.

7. Решение частно-практических задач

Индивидуальная работа по учебнику: упражнение №496 с последующей проверкой.

8. Самостоятельная творческая работа

Составьте 2-3 предложения по картине художника И.И.Левитана «Март», используя глаголы прошедшего времени.

9. Домашняя работа

Упражнение 495.

10. Рефлексия

Удалось ли нам сегодня открыть секрет правописания глаголов прошедшего времени?