Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Тема: Сказки зарубежных писателей. Шарль Перро. "Подарки феи"

Разделы: Начальная школа


Тема: Сказки зарубежных писателей. Шарль Перро «Подарки феи».

Цели урока:

  • Закрепить понятия о народных и литературных сказках.
  • Учить различать положительных и отрицательных героев сказок.
  • Учить работать с сюжетом сказки.
  • Выделять особенности сказки.
  • Обучать художественному рассказыванию сказок.
  • Учить видеть сходство и различие сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать. 

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

1. Организационный момент

Приветствие гостей.

2. Постановка цели урока

Учитель: Сегодня на уроке литературного чтения мы поговорим об одном из любимых жанров литературы. Для этого надо в пропущенные клеточки вставить буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. (Слайд 1 )

Дети: Это сказка.

Учитель открывает на доске тему урока.

Учитель: Что такое сказка?

Дети: Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном фантастическом. Сказки бывают народные и литературные (авторские).

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться:
Что-то ждёт пас впереди?
Слышишь?
Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке: "Заходи".

3. Игра «Вспомни и назови» (слайд 2-16)

Учитель: А сейчас по отрывку определите названия сказки?

Народные сказки

Самое дорогое

На ровном месте, как на бороне, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили-были старик со старухой.

Старик ивовые прутья резал, корзинки плёл. Старуха лён пряла да ткала. Тем и кормились.

Про Ленивую и Радивую

Были у старика со старухой две дочери. Старшая и минуты без дела не посидит. И за что не возьмётся, всё у неё выходит, всякое дело спорится.

А меньшая дочь была ленивица. Ничего делать не хотела, к тому же спесивая была, неприветливая. Что ни станет делать, всё с неохотой да кое-как. И прозвали в народе старшую Радивая, а меньшую - Ленивой. Так и пошло - Радивая да Ленивая.

Дочь семилетка

Ехали два брата, один бедный, другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом.

 У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного.

- Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.

Царевич Нехитёр-Немудёр

А было это, голубчик, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на Луну;
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
(Присказка).

Ну вот, жили- были царь да царица. Был у них один сын Иван-царевич.

Лихо одноглазое

Жил один кузнец.

- Что, - говорит, - Я горя никакого не видал. Говорят, лихо на свете есть; пойду, поищу себе лиха.

Дрозд Еремеевич

Жил- был Дрозд Еремеевич. Он свил на дубу гнездо и вывел трёх детёнышей. Повадилась к нему Лиса Романовна. Придёт и поёт:

- Этот бы дубочек ссекти, срубить:
Сохи, бороны чинить да полозья гнуть!

Лиса и Котофей Иваныч

Жили-были старик со старухой. Жили они бедно. Скотинки никакой у них не было - только один кот. Жил он у стариков долго, остарел так, что перестал мышей ловить. Старуха стала обижаться на кота, говорит: «Раз не ловит он мышей, так не нужен нам!» И заставила старика положить кота в мешок, унести в лес подальше и там вытряхнуть.

 Елена Премудрая

В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату у каменной башни на часах стоять; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело то было ночью.

Литературные сказки

 В. Даль «Старик- годовик» (загадка-сказка)

Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Л. П. Толстой «Два брата»

В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,
- Говорит одна девица
- То на весь крещёный мир Приготовила б я пир».

Л.Н.Толсто «Ореховая ветка»

Жил богатый купец, и было у него три дочери.

Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привести. Старшая попросила бусы. Вторая попросила колечко, а меньшая говорит: - Мне ничего не нужно. Если вспомнишь обо мне, то привези ореховую ветку.

4. Знакомство со сказочником Ш. Перро (слайд 17-19)

Шарль Перро (12 января 1628, Париж - 16 мая 1703, там же) - известный французский писатель-сказочник, поэт и критик.

Родился в буржуазно-чиновничьей семье. Был юристом. Интересно, что свои сказки Перро издал не под собственным именем, а под именем своего молодого сына Перро д'Арманкура, пытаясь оберечь свою уже сложившуюся репутацию от обвинений в работе с «низким» жанром. В XX веке возникла дискуссия об авторстве сказок, в ходе которой пытались доказать, что сказки действительно написаны Перро-сыном. Всё же, по-видимому, традиционная версия об авторстве более вероятна.

Некоторые известные произведения

«Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями»

  • «Волшебницы»
  • «Золушка»
  • «Кот в сапогах»
  • «Красная Шапочка» народная сказка
  • «Мальчик с пальчик» народная сказка
  • «Ослиная шкура»
  • «Спящая красавица»

5. Работа со сказкой, стр. 148 -151 Ш. Перро « Подарки феи»

Слушание сказки. (Читают сказку хорошо читающие дети.)

6. Беседа

- Как начинается сказка?
- Помнишь ли ты сказку, которая начинается так же?
- Происходят ли в этой сказке чудеса? Какие?
- За что Фея наградила младшую дочь и наказала старшую?
- Какой была младшая дочь? Как она относилась к людям?
- Почему королевский сын женился на ней?
- Как автор описывает старшую дочь?
- Прочитай концовку сказки. Почему сказочник так заканчивает сказку?

7. Физминутка

8. Составление схематической цепочки событий

Схематическая цепочка событий (слайд 20)

Две дочери
Младшая дочь и фея
Подарки феи младшей дочери
Фея и старшая дочь
Подарки феи старшей дочери

Младшая дочь и принц
Судьба старшей дочери

9. Сравнение героев сказки. Заполнить таблицу. Характеристика героев, данная автором: зачитывание слов, рассказывающих о каждом герое (слайд 21-22)

Положительные герои

Отрицательные герои

добрая груба, спесива
приветливая заносчива
кроткая зла

10. Словарная работа (спесива, заносчива, зла, кротка) (слайд 23)

Спесива высокомерная, надменная (стремление подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими).
Заносчивавысокомерная, самоуверенная.
Кроткаяуступчивая, покорная.

11. Работа с тетрадью (Стр. 60) (слайд 24 -25)

Поиск

- Какой была младшая дочь? Допиши предложение.
- А младшая дочка была вся в покойного отца.
- Соответствие Как наградила фея девушек?
- Что получила каждая из них?

12. Итог урока

- Чему нас сказка учит?
- Что нового вы узнали о сказочнике Шарле Перро?
- Понравилась ли вам сказка?

Задание на дом

Подготовить рассказ о доброй фее по плану в учебнике (стр. 151).