Урок русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цели урока

1. Познакомить учащихся с правилом правописания букв Е, И в личных окончаниях глаголов I и II спряжения.
2. Научить определять спряжение глаголов.
3. Расширить лексический словарь учащихся.
4. Формировать умение правильно и красиво выражать свои мысли в устной и письменной речи.
5. Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, к грамотной речи.

План урока

I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
III. Минутка чистописания.
IV. Повторение. Глагол.
V. Физминутка.
VI. Закрепление. Самостоятельная работа.
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
IX. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Приложение №1

I. Орг. момент

Учащиеся:

Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Буду правильно писать,
Буду много - много знать.

Презентация

Стихи о русском языке.

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В.Г. Белинский)

Спросят меня: что похоже на море?
- Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далекие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море!..
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость, -
Этим ключом было русское слово…
Русский язык! В нем, как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений…

(М. Гетуев)

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н.М. Карамзин)

Слайд 1

Учитель: Так критики, писатели и поэты отзывались о русском языке. Наш язык они сравнивали то с безграничным морем, то с величественной рекой, то с нежным ручейком. А мы сравним его с великолепным замком.

Слайд 2

- Каждая башня этого замка имеет свое название: фонетика, словообразование, части речи, синтаксис и пунктуация. С первого класса мы старательно выстраиваем каждую башню и сегодня мы продолжим строительство одной из башен. Какое название она имеет, вы должны догадаться самостоятельно. Для этого мы вспомним с какими частями речи знакомы и выполним словарную работу.

Слайд 3

- Посмотрите на экран. С этим стихотворением мы знакомы. Прочитайте про себя.

Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!

- О каких самостоятельных частях речи в нем говорится?

- Какие служебные части речи вы знаете?

- А отдельная часть речи?

Слайд 4

Вывод: мы знакомы с шестью самостоятельными и тремя служебными частями речи.

1. Самостоятельные: сущ., прилаг., глагол, местоимение, наречие, числительное.
2. Служебные: предлог, союз, частица.
3. Отдельная часть речи: междометие.

Слайд 5

 

- Даю вам подсказку: название башни имеет такое же название, как одна из самост-х частей речи. Следующий этап нашей работы - это запись словарных слов.

У вас на столе лежит карточка, подпишите ее. Прочитайте и вставьте пропущенные буквы.

Слайд 6

II. Словарная работа

Ко__ _сп_ндент, л_б_ратория, тр_вога, р_монт, с_ребро, пут_шеств_ __ик, г_товить, пр_стиж, п_ _нино, пам_тн_к, ма_ч, л_п_сток. (Взаимопроверка)

- Найдите лишнее слово. Почему?

 

III. Минутка чистописания

- Молодцы! Вы догадались как называется башня?

- Для изучения и понимания нового материала мы должны закрепить знания о глаголе.

Слайд 7

 

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, какой частью слова являются буквосочетания? (Это личные окончания глаголов.)

- Какие соединения встречаются в буквосочетаниях?

Слайд 8

 

 

- Данная запись выполнена красиво и аккуратно. Ведь аккуратность - это вежливость по отношению к самому себе.

- Как вы понимаете это высказывание? (Подчерк - это зеркало, которое отражает ваше внутреннее содержание.)

- Аккуратность в подчерке мы тренируем на минутке чистописания.

- На доске дан образец. Запишите в тетради.

- Приведите примеры глаголов с окончаниями на -ат, -ят, -ут, -ют.

Слайд 9

 

- А вот мой пример: развевают, развивают- это словарные слова.

- Чем схожи эти слова? (Звучанием)

- Найдите отличие этих слов. (В написании и значении)

- Что обозначают?

- Составьте предложения с этими словами.

- В качестве примера запишем предложение, которое вы видите на слайде. (1 ученик работает у доски)

- К какой части речи относятся эти словарные слова?

Слайд 10

 

IV. Глагол. Повторение

Итак, подведем итог того, что мы знаем о глаголе:

1) определение;
2) неопределенная форма глагола;
3) вид глагола;
4) время глагола;
5) лицо ( в наст. и буд. времени, род (только в п. времени) и число.

Слайд 11

- В ваших папках находится данная памятка.

 

- Что мы не сказали о глаголе? (Окончания глаголов в наст. времени - это личные окончания.)

Слайд 12

 

V. Физминутка

- Хорошо поработали - значит, надо хорошо отдохнуть!

Слайд 13

VI. Закрепление. Самостоятельная работа

- Вы приводили примеры глаголов с личными окончаниями и, чтобы закрепить умение выделять их, мы выполним следующее задание (в тетради).

- Чем отличаются личные окончания в этих словах? (Гласной буквой, ударением.)

Вывод.

Учащиеся:

1) под ударением личные окончания глаголов пишутся так, как слышатся;
2) в безударных личных окончаниях под сомнение ставим гласные буквы Е, И.

Учитель:

1) - Молодцы! Я добавлю к вашим ответам, что изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Слайд 14

2) Т к под сомнение ставим две буквы, поэтому глаголы имеют два спряжения: I и II.
3) Буквы Е, И в личных окончаниях глаголов I и II спр - это орфограммы.
4) Чтобы правильно определить спр глагола. Мы должны выстроить алгоритм ответа (на доске):

1. Чтобы определить спр глагола надо поставить глагол в 3 л, мн ч.
2. Выделить окончание.
3. Вспомнить памятку.

- Окончания -ут, -ют указывают на I спр и в личных окончаниях пишется буква Е (Ё).

- Окончания -ат, -ят указывают на II спр и в личных окончаниях пишется буква И.

- Определите тему нашего урока.

Слайд 15

 

Дети записывают тему урока.

- Мы с вами разобрали только один способ определения спряжения глаголов, на следующих уроках мы продолжим изучать эту тему и разберем 2 способ.

Слайд 16

 

- Для этого дома вы должны выучить стихи. Распечатка стихов у вас на парте.

Слайд 17

- Вы молодцы! Самостоятельно определили тему урока и верно сформулировали правило.

Слайд 18

- Откройте учебник на стр.68 и прочитайте правило про себя.

- Для закрепления материала вместе выполним упр.250. (По алгоритму.)

- Вы отлично поработали, теперь проверим, как вы усвоили тему.

Самостоятельная работа.

Слайд 19

VII. Итог урока

- Сегодня на уроке мы выполнили большую работу - достроили башню под названием глагол.

- Как любая башня значима для замка, так и глагол играет важную роль в нашей речи. Какую?

Слайд 20

VIII. Домашнее задание

- Прослушайте стихотворение и акцентируйте своё внимание на глаголах, с помощью которых Сергей Есенин постарался более точно описать действие предмета.

- Это домашнее задание (списать стихотворение, выделить глаголы, определить спряжение глаголов).

Слайд 21

IX. Рефлексия

- На этом наш урок закончен, закройте тетради, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ведь улыбка имеет эффект зеркала! Улыбнись… и ты увидишь улыбку!

Слайд 22