Краеведение как важнейшее средство всестороннего развития личности и воспитания патриотизма

Разделы: Начальная школа


 «Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма.
Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины».

М.И. Калинин

Чем раньше ребенок соприкоснется с природой родного края, тем неразрывнее будет его связь с ним. Младший школьный возраст наиболее благоприятен и значим для развития духовно-нравственных качеств личности, так как именно в этот период формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности.

Современное общество ставит вопрос об экологии культуры: о сохранении национального прошлого, народной этики и морали, об уникальности каждой национальной культуры.

Я учитель начальных классов, работаю в школе 15 лет. За годы педагогической деятельности и общения с учениками сформировалась и окрепла моя позиция: урок окружающего мира занимает одно из особых мест, так как этот урок позволяет более, чем другие решить одну из задач современной школы - привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. И невольно задаешься вопросом : «Как развивать интерес детей к судьбе своей “малой Родины”, формировать нравственную позицию по отношению к родному краю?»

Краеведение, как знание о своих родных местах, зародилось еще в далеком прошлом.

У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь.

Важную роль в становлении краеведения в России сыграл М.В. Ломоносов. Составляя первый географический атлас России, он разослал по всем губерниям специальную анкету, содержащую вопросы о природных богатствах, истории и жизни населения.

В процессе развития краеведения в России наметилось два направления: научное и школьное.

Важную роль в развитии школьного краеведения в России сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное значение и образовательное значение изучения своего края. Все эти принципы учтены в нормативно-правовой документации образовательного учреждения.

Базисный план отводит на изучение национально-регионального компонента не менее 10 % часов, в том числе на изучение предмета «Окружающий мир».

Присутствие «регионального компонента» в школьных программах как необходимая составляющая в образовании, знания, приобретенные по традиционной культуре региона, в будущем более чем востребованы и нужны. И, в свою очередь, я строю свою педагогическую деятельность в соответствии с нормативными документами при изучении учебных предметов. Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.

При этом объем, содержание и формы краеведческой работы зависят от возраста учащихся, от их общего кругозора, уровня знаний и умений.

В первых классах учащиеся получают элементарное представление о своем крае, его природе и жизни людей. С введением интегрированного курса «Окружающий мир» (человек, природа, общество, история) краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этого курса изучается в значительной степени на краеведческой основе.

Школьное краеведение - важный фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой действительности.

Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Понятие «край»- условное. Для детей младшего школьного возраста край - это поселок, район, республика, в которой они живут.

Эффективность введения краеведения в начальных классах требует поиска путей интеграции учебного процесса, поиска точек соприкосновения нескольких предметов, таких как окружающий мир, чтение, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение. В содержании этих уроков, воспитывающих любовь к родной земле, присутствует народный дух, народная мудрость, любовь к родному поселку. И такой курс, который синтезировал и объединил все эти предметы - есть. Это предмет «Окружающий мир».

Мной составлена рабочая программа интегрированных уроков с 1-го по 4-й классы с использованием национально-регионального компонента. (Приложение)

У детей рано складывается своя «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой.

При изучении раздела «Природа нашего края» создаются исключительно благоприятные условия для формирования у учащихся гражданственности, качеств, таких, как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Здесь уместно вспомнить слова М.И. Калинина: «Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма. Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины».

Помимо этих методов в моей педагогической практике накоплено немало других методов, позволяющих, успешно изучать материал краеведческого характера:

  • Метод творческого сотрудничества - это совместный поиск оптимального решения. На первом этапе решение поставленной проблемы решается с помощью учителя. Основная практическая часть занятий – частично - поисковый метод.
  • Метод дифференциации предполагает выполнение учеником индивидуальной задачи, учитывающей его психофизиологические особенности, сложившийся опыт и жизненные притязания.
  • Метод сравнения - один из путей активизации мышления. На уроках окружающего мира проводится сравнительный анализ природных зон России.
  • Метод рефлексивного анализа: оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих одноклассников, ценить их.
  • Метод «педагогики успеха» предполагает, что гораздо разумнее стремиться развивать достоинства человека, чем искоренять его недостатки; ученик, ориентированный на достижение успеха, имеет больше шансов в полноценном развитии, чем ученик, ориентированный на избегание неудачи.
  • Метод портфолио как метод оценивания успехов и достижений, основывается на анализе способностей ученика, его интересов. Этот метод позволяет выстроить систему развития ученика на протяжении всех лет учебы в школе и увидеть его результаты.

На уроках окружающего мира ведется работа по охране природы на примере бурятского народа, для которого вода была святыней: великим грехом считалось селиться вблизи истока ключей, засорять их нечистотами, черпать воду грязной посудой, стирать белье в реке. Широко был распространен обычай почитания огня. В связи с этим были выработаны определенные правила обращения с огнем: нельзя плевать в огонь, бросать в него мусор, нельзя ковырять в огне острыми предметами, нельзя играть или шалить с огнем, нельзя с размаху бросать поленья в огонь… Это воспитывает не только почтительное отношение к огню, но и осторожность, и бережливость в обращении с ним. А знание учащимися народных обычаев по охране природы помогает формированию у них ответственного отношения к природе.

На интегрированном уроке окружающего мира и литературного чтения по теме «Многообразие природы» я знакомлю детей с фольклором бурятского народа. Загадки издревле являлись средством испытания находчивости, остроумия и наблюдательности людей, они служат своеобразной формой освоения и познания детьми реальной действительности в художественной, образной форме. Бурятские загадки триады и четвериады вызывают большой интерес.

Например:

«Что в мире самое удивительное?»

«Удивительно, что гора без пояса,
удивительно, что небо без опоры,
удивительно, что река без крышки».

«А самое легкое?»

«У скакуна ноги легкие,
у острого ножа лезвие легкое,
у вора ноги легкие,
у лжеца язык легкий».

А творческий диапазон бурятских народных сказок о природе удивительно широк. Бурятский поэт Баир Дугаров пишет так: « Если прибегнуть к сравнению, мир бурятской сказки – чудесный кедр, чей ствол произрастает из глубин народной жизни, а сказочные сюжеты – те же раскидистые ветви, что тянутся во все стороны света, словно незримые к иным сказочным мирам».

Немаловажным толчком для изучения краеведения стало мое участие в фольклорном коллективе ДК «Верас» «Наранай Туяа». Я убедилась в том, что ребята, живя в Республике Бурятия, не знают, мало знают, или совсем не знают о ней. И считаю, что дети должны знать культуру, традиции и обычаи того народа, с которым проживают, и поэтому возникла необходимость включения краеведения в учебный процесс.

Таким образом, изучение краеведение влияет на духовное становление человека, помогает воспитать в детях гордость за принадлежность к человеческому роду, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.

Духовное возрождение общества возможно только на основе общечеловеческих ценностей. Решение этой проблемы невозможно без знаний о культурном наследии народа. В традициях и обычаях каждого народа зафиксировано то, что когда-то было достигнуто его предками в понимании своего места в мире.

Моя цель – научить уважать себя, свою семью, свой язык, свой край, свою Родину, воспитывать патриота своего края, своей Родины - России.