Урок по физической географии материков и океанов в 7-м классе на тему "Народы Южной и Восточной Азии"

Разделы: География


Цели:

  • образовательная– сформировать представление о народах Южной и Восточной Азии, их внешних различиях, быте, культуре и традициях;
  • развивающая – развивать навыки работы с картой, работы в парах, память (зрительную, слуховую, моторную);
  • воспитательная– воспитывать чувство патриотизма, эстетический вкус, трудолюбие.

Оборудование: магнитофон; листы бумаги для оригами; цветы, веточки, соломенные вазы для икебаны; сари, блюдо из морепродуктов; иллюстрации к типам жилища, одежде, традициям и культуре народов.

Для учащихся: шаблоны таблиц, учебник, атлас, тетради, дневник.

Оформлена выставка: оригами.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверяется готовность учащихся к уроку. Сообщается тема и цель урока.

2. Изучение нового материала.

– Опираясь на политическую карту атласа, назовите государства Южной и Восточной Азии? (Ответы детей: Южная Азия – Индия, Непал, королевство Бутан, Мальдивская республика, Бангладеш, Мьянма; Восточная Азия – Китай, КНДР, Республика Корея, Япония).

– Назовите 3 самые крупные государства по площади? (Ответы детей – Китай, Индия, Япония).

– Какая самая крупная из этих стран? (Китай).

– Правильно, самая крупная из этих стран по площади и по численности населения – Китай, а проживают в ней – китайцы.

– Как называется столица Китая? (Пекин).

Ребята, а чтобы нам было удобнее работать, мы все полученные данные будем записывать вот в такую таблицу (Раздаются шаблоны таблицы, в них столбцы – 1 – народ, 2 – внешние отличительные признаки, 3 – тип жилища, 4 – традиционна одежда, 5 – кухня, 6 – культура и традиции народа).

– Какой народ запишем в первый столбик? (Китайцы).

– Китайцы – самый крупный по численности народ мира, он принадлежит к монголоидной расе. Посмотрите на картинку и назовите внешние признаки монголоидной расы? (Ответы – для монголоидов характерны прямые, жесткие, темные волосы, желтый оттенок кожи, уплощённое лицо, узкие глаза).

Результаты записываются в таблицу.

– Быт китайцев очень прост. Традиционное жилище китайцев – фанза. (Демонстрируется иллюстрация фанзы). Стены фанзы делают из различных материалов – бамбука, кирпича, глины, дерева. В домах на севере Китая есть тёплая лежанка – кан.

Записывается тип жилища в таблицу.

Традиционная одежда китайцев.

– В традиционном костюме китайцев преобладают так называемые распашонки – рубашки без пуговиц, причём женская и мужская одежда мало отличаются друг от друга. Праздничная одежда китаянок – цельнокроеное платье цинао.

Записывают в таблицу традиционный тип одежды.

– Как вы думаете, а какой вид транспорта очень популярен в Китае? (велосипед, мотоцикл).

– Почему? (Китайцев более 1 миллиарда, и если бы все передвигались на личных автомобилях, то на дорогах были бы километровые пробки, а также китайцы заботятся об экологии своей страны).

Кухня (кулинария) является частью самобытной культуры китайского народа. Традиционная пища – рис, лапша, которые едят палочками; практически не употребляют в пищу молоко и молочные продукты. Китайская кулинарная энциклопедия насчитывает 40 томов!

Китайцы очень любят блюда из морских продуктов, и нет только из рыбы. В их меню есть некоторые виды водорослей, устрицы, каракатицы, моллюски, креветки. Одно из таких китайских блюд нам приготовила (представление ученицы).

Рассказ ученицы о приготовленном блюде: – «Как мы уже знаем, китайцы очень любят употреблять в пищу рис и морепродукты, поэтому в этом блюде я использовала рис и креветки, а для украшения листья салата».

Записывают в таблицу традиционные блюда.

– Население Китая хранит и развивает древние традиции своего народа. Широкую известность имеют китайские фонари. Первые фонари были изготовлены 2 тысячи лет тому назад. У китайцев есть праздник фонаря, в этом году он отмечался 21 февраля. Самая важная традиция этого праздника – любование фонарями. Китайские фонаря символизируют огонь Дракона, поэтому они чаще всего красные, но есть используют и другие цвета огня – желтый, оранжевый. Дракон символизирует долголетие, огонь – жизнь. Зажигая фонари, китайцы тем самым зажигают долголетие, жизнь. Дракона считают символом Китая.

– А есть ли другие символы у Китая? (Да).

– Какие? (Летающие змеи).

Правильно – символ Китая – летающие змеи.

Дети рассказывают о воздушных змеях. (Рассказ: Проводятся соревнования по запуску летающих змей, в том числе и международные. На таких соревнованиях ставятся своеобразные рекорды длины змеев. На сегодняшний день это рекорд составил 350 метров).

– Ушу – древний традиционный вид военно-прикладного искусства, включающий в себя и оздоровительную и спортивную гимнастику. В наши дни ушу переживает необычайный подъём. Занимаются таким видом спорта не только взрослые, но и дети.

Китайцы очень трудолюбивый народ. Традиционные ремёсла – ткачество, гончарное дело, плетение, резьба по дереву, кости, камню, лепка, вышивание.

Особой известностью пользуются китайский фарфор и китайский шёлк.

Записываются традиции народа в таблицу.

– Самая крупная страна Южной Азии – Индия.

– Назовите столицу Индии? (Дели).

– Какое общее название народов населяющих Индию? (Индийцы).

– Правильно. Индийцы – общее название народов населяющих Индию. Запишите народ в таблицу.

– Скажите, а индийцы, принадлежат к какой расе? (К европеоидной).

– Назовите внешние отличительные признаки европеоидной расы.

– Для европеоидов характерны волнистые или прямые волосы, светлая или смуглая кожа, узкий нос, тонкие или средней толщины губы.

– Наиболее распространенный тип жилища – прямоугольный дом со стенами из обожженного кирпича, с плоской крышей и внутренним двором.

– Традиционная одежда индийцев – сари, кофты и юбки у женщин, у мужчин – штаны и рубаха или лунги. Женщины обычно покрывают голову краем сари или шалью. Мужчины носят тюрбаны.

– Расскажите, что представляет собой сари? (Кусок материи длиной 9 метров, который 6 раз обматывается вокруг талии, а край оставшейся материи кладётся на плечо или им покрывают голову).

В таблицу записывается традиционная одежда.

– Рис, чайный куст, индийский чай широко известен во всем мире. В кулинарии используют очень много пряностей – кардамон, имбирь, гвоздику и многие другие. Особенно ценят индийцы жгучий красный стручковый перец, без которого не обходится ни одно индийское блюдо. Чёрный перец, по сложившейся традиции продают в другие страны. Корова считается священным животным, а её убийство и поедание говядины – тяжким грехом. Поэтому на дорогах всей Индии можно увидеть коров.

Записывается национальная кухня в таблицу.

– Культура Индии – одна из древних в мире. Памятники архитектуры – храмы, богато украшенные скульптурой, дворцы и мавзолеи – привлекают в Индию множество туристов. Разнообразны ремёсла индийцев. Они искусные мастера резьбы по слоновой кости, рогу и дереву, изготовлению статуэток, ювелирных украшений, ковров, кружев.

Одной из культурных традиций являются индийские песни и танцы.

В таблицу записывается культура Индии.

Физминутка. Звучит индийская музыка, все учащиеся под музыку танцуют.

– В чём особенность индийских танцев? (Они все исполняются босиком).

– А что обозначает красная точка на лбу женщины? (Это один из обрядов индийских женщин, её рисуют замужним женщинам).

Проверяется заполненная таблица уже на два народа.

– Ещё одно государство Южной Азии – Япония.

– Опираясь на карту атласа, назовите столицу Японии? (Токио).

– Народ, населяющий эту страну, называют японцами.

Запишите народ в таблицу.

– К какой расе относятся японцы? (К монголоидной).

– Назовите ещё раз отличительные внешние признаки монголоидной расы. (Прямые, жёсткие, темные волосы, желтый оттенок кожи, уплощённое лицо, узкие глаза).

Запишите в таблицу.

– Несмотря на то, что в Японии, одной из самых развитых стран мира имеется современная техника, крупнейшие города с многоярусными мостами и небоскрёбами, в стране незыблемо сохраняется традиционная культура народа.

Традиционное жилище японцев имеет раздвижные стены из рам, оклеенных бумагой или картоном. Крыша высокая, черепичная или соломенная. Пол покрыт циновками из рисовой соломы. Днем на них сидят, обедают, а ночь на них стелют постель. Мебели, как правило, мало.

– Как вы думаете, почему делают такие простые и лёгкие дома, а в доме отсутствует мебель? (Ответы детей: Потому, что Япония находится в сейсмически активной зоне, здесь часты землетрясения, поэтому в случае завала люди бы остались живы, а разрушенный дом можно было бы быстро построить).

– Обратите внимание на такие необычные крыши домов. Почему их строят именно так? (Потому что в Японии сильные дожди, а такие крыши позволяют подальше от дома уносить стекающую воду).

Дома мужчины и женщины предпочитают носить кимоно. Пояс у мужчин узкий, у женщин широкий, завязывается на спине большим бантом.

Записывают в таблицу.

Традиционная пища японцев – рис, который они едят из больших пиал палочками. Кроме риса в основное меню японцев входит овощи и рыба. Самый распространённый овощ – это редька. Без неё не обходится ни одно блюдо. Японцы охотно употребляют в пищу разнообразные виды капусты, корневище лотоса, арбузы, дыни, баклажаны и многие другие овощи. Самая любимая рыба у японцев – тунец (достигает в длину 1,5 метра). В пищу идут и другие дары моря: морская капуста, морские ежи, осьминоги.

Записывается в таблицу.

– Мировую известность имеют такие культурные традиции японцев, как икебана (составление букетов), чайная церемония, архитектура и искусство декорированных садов. Почётное место у японцев занимает искусство выращивания дерева в цветочном горшке – бонсай.

Народные промыслы японцев – это в первую очередь изготовление кукол: из дерева, бумаги, глины; плетение из бамбука корзин, ваз, вееров.

Запишите в таблицу.

Таблица у нас закончена, давайте теперь проверим всё, что у нас получилось. (Проверяются записи в таблице).

3. Групповая работа.

Учащиеся делятся на группы для составления икебаны и изготовления оригами.

– Как мы уже отметили, одним из искусств японцев считается составление букетов – икебана, и изготовление бумажных – оригами. Но известны законы составления икебаны. Так, например, во время обучения учитель соблюдал полное молчание, а и должны полностью сосредоточиться на процессе составления букета. Основные символы икебаны – небо, земля, цветок. Икебана – ассиметричный букет. В его состав входят не только цветы, но и веточки – высохшие, с почками, с листьями, цветами, используют траву и листья, можно использовать и искусственные цветы. В икебане нельзя использовать металлические каркасы.

Оригами – это искусство создание моделей различных предметов, животных, птиц, цветов, путем сгибания листа. С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия, изящные бабочки украшали свадебный стол, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. Оригами могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса. Обязательно при приеме на работу проверяется умение делать оригами, особенно у людей такой профессии как хирург. Таким образом, проверяется ловкость рук.

Сейчас мы попробуем составить икебану и сделать оригами.

Составление икебаны и изготовление оригами.

У вас на столах лежат плетёные корзинки, веточки деревьев и искусственные цветы. Попробуйте составить букет. У некоторых лежат листы цветной бумаги – вы делаете оригами. (Работа в парах).

После завершения составления букетов и изготовления оригами, показываются полученные работы.

4. Закрепление новых знаний.

Игра «Что лишнее?»

– Определите лишнее. Почему вы так решили? (на доске икебана, веер, куклы и воздушные змеи) Это Япония. Лишнее – воздушные змеи – это китайская культура.

– Определите лишнее. Ковёр, Тадж – Махал, шёлк. (Это Индия. Лишнее – китайский шёлк).

– Определите лишнее. Китайский фонарь, фарфор, резьба по кости, веер. (Всё это Китай. Лишнее – японский веер).

– Определите лишнее. Японцы, китайцы, индийцы, грузины. (Все народы Южной и Восточной Азии Лишнее грузины).

5. Домашнее задание.

Домашнее задание: учебник с. 254–264, представить себя любым из изученных народов и написать письмо однокласснику.