Сценарий для внеклассного мероприятия по географии "Путешествие в страну знаний"

Разделы: География


Задачи: Развитие познавательного интереса к географической науке, формирование товарищеской взаимопомощи, дружбы, дисциплинированности, углубление знаний и умений, полученных на уроках. Развитие творческой способности учащихся.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, глобус, магнитофон.

Участвуют две команды. Располагаются по разным сторонам, за столом, впереди стол ведущего, сзади расположились болельщики и гости.

Ход вечера

Звучит музыка, команды занимают свои места.

Ведущий: Итак, друзья, мы начинаем путешествие «В страну знаний».

Чтец:

«На что похожа Земля!»
Я Землю сравнил бы с моей головой.
Как наша планета – лесами,
Покрыта она, местами бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонными не зря,
Глаза – как озёра, и даже моря.
Бывают, что слёзы щекою
Откуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!
Все части лица моего не пусты,
Его поднесёшь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу.
Кругла, как Земля голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится только на шее.
Ну, в общем, всё ясно,
Что наша планета
Сходство имеет с портретом поэта.

Ведущий: В путешествии участвуют команды 7-х классов.

Команды представляются друг другу и болельщикам.

Ведущий: Наше путешествие состоит из нескольких туров.

1-й тур – «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ».

Командам задаются вопросы в течение двух минут. Счётчик фиксирует количество правильных ответов.

Вопросы 1-го тура:

  1. На какой реке стоит Багдад (Тигр).
  2. Самое большое озеро Марий Эл (Яльчик).
  3. Столица Татарстана (Казань).
  4. Языковая группа, к которой относятся чуваши (Тюркская).
  5. Река, на котором стоит Йошкар-Ола (Кокшага).
  6. Самое мелководное озеро мира (Азовское).
  7. Столица Франции (Париж).
  8. Какой полуостров обижается на свою величину (Ямал).
  9. Крупнейший приток Оби (Иртыш).
  10. Крупнейший по запасам угольный бассейн (Тунгусский).
  11. Куда впадает реки Ировка (Илеть).
  12. Автор Уральских сказов (Бажов).
  13. Столица Республики Марий Эл (Йошкар-Ола).
  14. Русский землепроходец, впервые достигший Тихого океана (И.Москвитин).
  15. Прибор для измерения влажности воздуха (Гигрометр).
  16. Государство, столицей которого является Варшава (Польша).
  17. Естественный спутник Земли (Луна).
  18. Место рождения Христа (Вифлеем).
  19. Самый крупный железорудный бассейн России (КМА).
  20. Козьмодемъянск расположился на берегу реки (Волга).
  21. Прибор для определения направления ветра (Флюгер).
  22. Столица республики Саха-Якутия (Якутск).
  23. Самая высокая точка Урала (Народная).
  24. Самое пресное море в мире (Балтийское).
  25. Как до недавнего времени назывался Нижний Новгород (Горький).
  26. Путешественник, которого называли русским Колумбом (Шелихов).
  27. Западный сосед Марий Эл (Чувашия).
  28. Можно ли увидеть Полярную звезду на южном полушарии (нет).
  29. Где нужно строить дом, чтобы все окна смотрели на север (на южном полюсе).
  30. Самый большой океан (Тихий).
  31. Языковая семья, к которой относятся марийцы (Уральская).
  32. Самая высока точка Кавказа (Эльбрус).
  33. Столица России (Москва).
  34. Море, в которое впадает река Обь (Карское).
  35. Крупнейший остров у берегов России (Сахалин).
  36. Одно из чудес света, сохранившихся в Африке (пирамиды).
  37. Где живут индейцы (в Америке).
  38. Автор учебника «География» 8-й класс (Баринова И.И.).
  39. Чем кончается полуостров Камчатка (м. Лопатка).
  40. Самое глубокое озеро мира (Байкал).
  41. Самая большая пустыня в мире (Сахара).
  42. Гора в Моркинском районе (Карман Курык)
  43. Сухая, ясная погода (Антициклон).
  44. Древнейший материк Южного полушария (Гондвана).
  45. Столица США (Вашингтон).
  46. Самая северная точка России (м. Челюскин).
  47. Президент Республики Марий Эл (Л.И.Маркелов).
  48. Крупнейший нефтегазоносный район России (Западносибирский).
  49. Как называется озеро в центе п. Морки (Энсул).
  50.  Самая полноводная река России (Енисей).

2-й тур.

Ведущий: К нам прибыла гостья. Кто она Вы узнаете из её рассказа.

РАССКАЗ НЕЗНАКОМКИ:

Я расскажу Вам свою биографию. Если Вы хорошо знаете географию, то из моего рассказа отгадаете всё. Имя моё такое, как название столицы Перу. Отца моего звали так, как звали первопроходца, который в XVII веке достиг полива между Евразией и Америкой. Фамилия моя такая, как название самой высокой точки России. Родилась я в тот же день и месяц, когда Амундсен достиг Южного полюса, но на_____ лет позже. Сейчас я возвратилась из путешествия по стране, которая занимает целый материк, лежащий в южном полушарии, пересекаемым Южным тропиком. Чтобы добраться до Вас, мне пришлось пересечь один океан, четыре моря, два канала.

Кто я, когда родилась, Откуда приехала, какие океаны и моря пересекла, через какие каналы переплыла.

Пока команды решают задачу, проводится игра с болельщиками.

3-й тур.

Ведущий: Этот тур называется «Один в поле воин». Я буду задавать каждому игроку по одному вопросу. Если все члены команды ответят правильно, то команда получит ещё одно дополнительное очко. На обдумывание 15 секунд.

1-й пакет вопросов:

  1. Где находится Долина смерти? (в Северной Америке).
  2. Как называются выходы кристаллического фундамента платформы на поверхность? (щит).
  3. Кто возглавил 1-ю и 2-ю Камчатские экспедиции? (В.Беринг).
  4. Область высокого давления (Антициклон).
  5. Какова ширина территориальных вод страны? (12 миль).
  6. Как называется город, основанный в 1603 году недалеко от устья реки Таз? (Мангазея).

2-й пакет вопросов:

  1. Назовите самую высокую точку Республики Марий Эл (г.Чукша).
  2. Назовите фамилию русского землепроходца, первым достигшего берегов Тихого океана (Москвитин).
  3. Назовите Северного соседа Марий Эл (Кировская область).
  4. Как называется молодая платформа? (Плита).
  5. Область низкого давления (Циклон).
  6. Как назывались поселения, которые строили русские первопроходцы? (Остроги).

4-й тур.

Ведущий: Просит дать слово видавший виды турист и охотник, бывалый путешественник и знаменитый морской волк Алексей Перепуткин. Только у него фамилия подозрительная – Перепуткин. Поэтому слушайте его с карандашом в руке. Если что перепутает, запишите на бумаге и сдайте в жюри.

Итак, слово Алёше Перепуткину (одет в тельняшку, на голове цилиндр).

РАССКАЗ ПЕРЕПУТКИНА:

Друзья мои! Я очень рад, что попал к людям, знающим географию. Путешествия – моя страсть. Я объездил весь земной шар. Из Европы через Индийский океан я попал в Северную Америку, а оттуда через Тихий океан в Африку, в саванны. Стояло жаркое сухое лето. На безбрежном травянистом море виднелись громадные баобабы и карликовые берёзки. Я решил поохотиться на кенгуру. Но где взять оружие? Вот вопрос! и тут меня осенило. Ведь в саваннах живут пигмеи, и у них можно одолжить бумеранг. Я так и сделал. Засел, прицелился, жду…

Вдруг из-за дерева показалась шея, потом зубы, потом уши. Я в страхе закрыл глаза и стал ждать, что же ещё покажется из-за дерева… . Но… ничего страшного! Из-за него выбежала лошадь Пржевальского. Я метнул в неё бумеранг. Но признаюсь, такой опытный охотник, такой знающий географ, как я, на этот раз промахнулся, что раньше никогда не бывало. А этот неблагодарный бумеранг возвратился и ударил в мой единственный цилиндр, и он получил несколько пробоин (показывает их).

Но такие пустяки меня ненадолго огорчают. Убежала лошадь, убью бегемота, носорога или слона. Или другое насекомое и докажу, что я охотник. А пока сел под баобабом и решил перекусить, чтобы пополнить истраченные силы. Вдруг из травы выскочила стая полосатых волков и понеслась на меня. Аппетит у меня сразу пропал. В мгновение ока я очутился на верхушке эвкалипта. Дрожащими руками я срывал плоды этого дерева финики и бросал ими в волков. На этот раз я не промахнулся, под деревом образовалась груда трупов. С гордостью спрыгнул я с дерева и упал на что-то мягкое и полосатое. Сначала думал тигр. Но нет, это зебра, маленькая лошадка, на которой я поскакал на север и прибыл к Вам в посёлок Морки и как раз попал на такой приятный для меня, знающего географа, вечер.

Ведущий: Географы должны уметь всё. Пока команды решают, мы проведём конкурс: «Кто быстрее». 1 человек из команды. Надеть косынку, очистить 3 картофелины, морковку, лук положить в тарелку, снять фартук и косынку.

5-й тур.

Ведущий: Этот тур называется «Заморочки из мешочка». Из мешочка вытаскивают номера вопросов. Задаются каждой команде по 3 вопроса.

  1. В каком из морей желающий покончить самоубийством (решив утопиться) не достигнет результата? (Мёртвое море).
  2. В флаге США 50 звёздочек в левом верхнем углу. Почему их столько? Всегда ли так было? (звёздочки обозначают число штатов, сначала было всего 13 звёздочек).
  3. На этом полуострове, за тысячи километров от чёрного континента, расположен вулкан Африка. Где это? (на Камчатке).
  4. В названиях частей путешествии Гулливера упоминается всего одна реально существующая страна. Какая? (Япония).
  5. Ботаники их называют семенами сибирской сосны, а мы называем их по-другому. Как? (Кедровые орехи).
  6. Доходами, какого пирата Англия расплатилась со всеми своими долгами? (Френсиса Дрейка).

6-й тур

Ведущий: А теперь подходим к самому ответственному этапу состязания наших команд «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ». Задаются вопросы в течение 1 минуты.

  1. Как называется наша планета? (Земля).
  2. Верхний, плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва).
  3. Как называется линия до которой нельзя дойти? (Горизонт).
  4. Прибор для определения сторон горизонта. (Компас).
  5. Движение воздуха в горизонтальном направлении. (Ветер).
  6. Самый маленький материк на Земле. (Австралия).
  7. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал).
  8. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан).
  9. Самая полноводная река в мире. (Амазонка).
  10. Самый большой остров. (Гренландия).
  11. Воображаемая линия, которая делит земной шар на 2 полушария. (Экватор).
  12. Из чего делают манную крупу. (Из пшеницы).
  13. Высочайшие горы Земли. (Гималаи).
  14. Кто открыл Америку? (Колумб).
  15. Место впадения реки. (Устье).

Пока подводят итоги, учащимся предлагают посмотреть видеофильм.

Подведение итогов и награждение.

Ведущий: На этом наше путешествие заканчивается. До новых встреч.

Звучит музыка.

Литература:

  1. Касаткина Н.А. География. Занимательные материалы к урокам. Волгоград: Учитель, 2001.
  2. Журнал «География в школе». – 1972. – № 2; 1982. – № 4; 1994. – № 2.
  3. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Справочник школьника. География, М., 1996.
  5. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М.: Просвещение, 1983.
  6. Перепечёва Н.Н. Нестандартные уроки географии. –Волгоград: Учитель, 2004.