Цель:
- Повторить сведения об обстоятельствах как второстепенном члене предложения, о разных способах его выражения.
- Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах.
- Применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения» (в группах).
Каждой группе дается 15 предложений: 5 – с обособленными определениями, 5 – с обособленными приложениями, 5 – с обособленными обстоятельствами (они затем будут использованы при работе над темой урока). 2 листа бумаги с заголовками: «Обособленные определения» и « Обособленные приложения», третий лист – чистый. Учащиеся, расставив знаки препинания в предложениях и выделив обособленные члены, наклеивают их или прикрепляют с помощью степлера на соответствующий лист. Оценка выставляется группе, получают ее путем взаимопроверки.
3. Новая тема. На доске на месте темы «?»
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Когда вы выполняли проверочную работу, у вас осталось 5 «лишних» предложений. Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? Нужны ли запятые в этих предложениях? Почему? Какие второстепенные члены обособляются в этих предложениях?
- Вывод: тема урока – «Обособленные обстоятельства».
- Прежде чем перейти непосредственно к изучению темы сегодняшнего урока, давайте определим, о чем же мы будем сегодня говорить.
- Вспомните: что такое обособление? С какими видами обособленных членов предложения мы уже знакомы? Что называется обстоятельством? Чем может быть выражено обстоятельство?
Упражнение 280.
Попробуйте подобрать свои примеры. Если затрудняетесь, обратитесь к предложениям, оставшимся после выполнения проверочной работы.
На доске (вывешиваю на листах):
- Собака грызла кость, ворча.
- Блестя на солнце, снег лежит.
- Несмотря на ранний час, улицы были полны народа.
- Я сидел молча.
К доске выходят по одному представителю от каждой группы. Их задача – подчеркнуть обстоятельства, определить, чем они выражены и к какому слову относятся.
Вывод: обособляются обстоятельства, выраженные..., не обособляются...
А теперь проверим правильность наших выводов. Для этого обратимся к учебнику стр. 163–164, параграф 34.
– Теперь, вспомнив о том, что есть разные виды памяти, которые должны быть задействованы, если мы действительно хотим запомнить материал, обратимся к таблице, включив тем самым зрительную память.
Один ученик (по желанию) выходит к доске и проговаривает материал, работая по таблице.
4. Тренировочные упражнения (закрепление).
1) Теперь я прошу обратить ваше внимание на 1-й и 4-й примеры. Давайте подумаем, с помощью каких приемов можно отличить одиночное деепричастие от деепричастия, превратившегося в наречие образа действия? (Вопрос, интонация, перестановка). Потренируемся?
1-я группа.
Читать лежа вредно.
Лежа на песке, мы слушали шум прибоя.
2-я группа.
Я хорошо знал, где лежит моя любимая книга, и мог взять ее не глядя.
Не глядя на доску, трудно играть в шахматы.
Теперь, я надеюсь, вы не ошибетесь?
2) Чтобы немного переключиться, давайте рассмотрим интересные случаи построения предложений с обособленными обстоятельствами.
«Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь, отправился в дальнейший путь». Найдите в этом предложении, взятом из басни Ивана Андреевича Крылова, подлежащее. Типичен ли такой порядок слов для русского языка?
«Он морщит лоб, не в силах понять написанное». Что это за обособление? Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота «будучи не в силах понять написанное», в котором деепричастие играло вспомогательную роль и поэтому исчезло без ущерба смыслу.
3) На этом этапе слабые ученики получают индивидуальные карточки.
Класс продолжает работу. Задание – составить предложение с данными деепричастными оборотами, причем 1-я группа ставит оборот в начале предложения, 2-я группа – в конце.
Обороты:
- Побродив по лесу
- Вернувшись домой
- Проплывая самое глубокое место
- Улыбаясь
Не забывайте, пожалуйста, подчеркивать обособленные обстоятельства и расставлять знаки препинания.
4) Упражнение 282 (2 ученика на доске). Дополнительно выполняем морфемный разбор деепричастий.
Диктовка (на доске, с синтаксическим разбором).
В кольцо свернувшись, он прянул в воздух, и узкой лентой блеснул на солнце.
Они любили друг друга, несмотря на различие характеров и вкусов.
Я еще в начале ссоры, испугавшись, вскочил на печь.
Однажды, вследствие сложившихся обстоятельств, он ушел.
5) Дополнительно: упражнение 286.
5. Подведение итогов урока: что узнали нового? Что было интересно?
6. Домашнее задание: параграф 34, упражнение 283.