Урок по теме "Обособленные обстоятельства". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель:

  1. Повторить сведения об обстоятельствах как второстепенном члене предложения, о разных способах его выражения.
  2. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах.
  3. Применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения» (в группах).

Каждой группе дается 15 предложений: 5 – с обособленными определениями, 5 – с обособленными приложениями, 5 – с обособленными обстоятельствами (они затем будут использованы при работе над темой урока). 2 листа бумаги с заголовками: «Обособленные определения» и « Обособленные приложения», третий лист – чистый. Учащиеся, расставив знаки препинания в предложениях и выделив обособленные члены, наклеивают их или прикрепляют с помощью степлера на соответствующий лист. Оценка выставляется группе, получают ее путем взаимопроверки.

3. Новая тема. На доске на месте темы «?»

  1. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Когда вы выполняли проверочную работу, у вас осталось 5 «лишних» предложений. Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? Нужны ли запятые в этих предложениях? Почему? Какие второстепенные члены обособляются в этих предложениях?
  2. Вывод: тема урока – «Обособленные обстоятельства».
  3. Прежде чем перейти непосредственно к изучению темы сегодняшнего урока, давайте определим, о чем же мы будем сегодня говорить.
  4. Вспомните: что такое обособление? С какими видами обособленных членов предложения мы уже знакомы? Что называется обстоятельством? Чем может быть выражено обстоятельство?

Упражнение 280.

Попробуйте подобрать свои примеры. Если затрудняетесь, обратитесь к предложениям, оставшимся после выполнения проверочной работы.

На доске (вывешиваю на листах):

  1. Собака грызла кость, ворча.
  2. Блестя на солнце, снег лежит.
  3. Несмотря на ранний час, улицы были полны народа.
  4. Я сидел молча.

К доске выходят по одному представителю от каждой группы. Их задача – подчеркнуть обстоятельства, определить, чем они выражены и к какому слову относятся.

Вывод: обособляются обстоятельства, выраженные..., не обособляются...

А теперь проверим правильность наших выводов. Для этого обратимся к учебнику стр. 163–164, параграф 34.

– Теперь, вспомнив о том, что есть разные виды памяти, которые должны быть задействованы, если мы действительно хотим запомнить материал, обратимся к таблице, включив тем самым зрительную память.

Один ученик (по желанию) выходит к доске и проговаривает материал, работая по таблице.

4. Тренировочные упражнения (закрепление).

1) Теперь я прошу обратить ваше внимание на 1-й и 4-й примеры. Давайте подумаем, с помощью каких приемов можно отличить одиночное деепричастие от деепричастия, превратившегося в наречие образа действия? (Вопрос, интонация, перестановка). Потренируемся?

1-я группа.

Читать лежа вредно.

Лежа на песке, мы слушали шум прибоя.

2-я группа.

Я хорошо знал, где лежит моя любимая книга, и мог взять ее не глядя.

Не глядя на доску, трудно играть в шахматы.

Теперь, я надеюсь, вы не ошибетесь?
2) Чтобы немного переключиться, давайте рассмотрим интересные случаи построения предложений с обособленными обстоятельствами.

«Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь, отправился в дальнейший путь». Найдите в этом предложении, взятом из басни Ивана Андреевича Крылова, подлежащее. Типичен ли такой порядок слов для русского языка?

«Он морщит лоб, не в силах понять написанное». Что это за обособление? Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота «будучи не в силах понять написанное», в котором деепричастие играло вспомогательную роль и поэтому исчезло без ущерба смыслу.

3) На этом этапе слабые ученики получают индивидуальные карточки.

Класс продолжает работу. Задание – составить предложение с данными деепричастными оборотами, причем 1-я группа ставит оборот в начале предложения, 2-я группа – в конце.

Обороты:

  1. Побродив по лесу
  2. Вернувшись домой
  3. Проплывая самое глубокое место
  4. Улыбаясь

Не забывайте, пожалуйста, подчеркивать обособленные обстоятельства и расставлять знаки препинания.

4) Упражнение 282 (2 ученика на доске). Дополнительно выполняем морфемный разбор деепричастий.

Диктовка (на доске, с синтаксическим разбором).

В кольцо свернувшись, он прянул в воздух, и узкой лентой блеснул на солнце.

Они любили друг друга, несмотря на различие характеров и вкусов.

Я еще в начале ссоры, испугавшись, вскочил на печь.

Однажды, вследствие сложившихся обстоятельств, он ушел.

5) Дополнительно: упражнение 286.

5. Подведение итогов урока: что узнали нового? Что было интересно?

6. Домашнее задание: параграф 34, упражнение 283.