Историко-литературная композиция "Великий Учитель Света" (праздник, посвященный дню рождения Н.К. Рериха)

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством, Н.К.Рериха, способствовать формированию понимания Культуры в истинном значении этого слова;
  • развивать умение учащихся проникать в смысл художественных произведений, формировать эстетический вкус;
  • воспитывать духовно-нравственные качества: стремление к поиску истины, чувство патриотизма и восхищения подвигом жизни.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвященном дню рождения Н.К. Рериха.

Эта композиция посвящена Великому человеку Н.К Рериху. Великий просветитель гуманист Н.К.Рерих утверждал в жизни Основы Культуры. «Красота и Знание – вот Основы Культуры, – утверждал он. И осознание Красоты спасет Мир».

l-й ведущий:В далекой Индии, в окружении вечных гималайских снегов, в долине Кулу воздвигнут памятник с надписью «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

2-й ведущий:

Сегодня наш рассказ пойдет
О том, кто смерть поправ, живет
В картинах, мыслях и делах,
Неся нам Будущего Знак.

l-й ведущий: Так прикоснемся трепетно к необычной жизни и удивительному творчеству этого Великого Духом человека – Николая Константиновича Рериха. Прикоснемся трепетно к тайне его бессмертия.

2-й ведущий: Рожденный в России Н.К.Рерих был гражданином мира. 43 года он прожил в России, около 20 лет в Индии, 3 года в США, 2 в Финляндии, более года в Англии, 2 в Китае, 1.5 в Тибете, 1 год в Монголии. Был в Швеции, Швейцарии, Италии, Голландии, Бельгии, Германии, Египте, Джибути, Японии, Гонконге, на Филиппинских островах и Цейлоне. Пять лет он отдал большой научно-­художественной экспедиции в Центральную Азию, где прошел 35 высочайших горных перевалов, пересек пустыни Монголии и Китая.

l-й ведущий. При этом Николай Константинович оставался горячим патриотом своей любимой Родины, постоянно думал о благе русского народа и творил для него. Он создал более 7 тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Его творения находятся в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах.

2-й ведущий. Художник, философ, ученый, путешественник, писатель. О его жизни сложились легенды. Трижды в газетах сообщалось о его гибели. Ему приписывалось завоевание целых стран. Рассказывалось, что от его взгляда будто бы седеют волосы. Голоки, напавшие на экспедицию Рериха в Центральной Азии, уверяли, что они неоднократно стреляли в Рериха, но никакая пуля не могла его поразить.

l-й ведущий. В чем же, откуда? Давайте спросим об этом у его творений.

«Веления Неба»

1-й ученик. Откуда есть пошла Русская Земля? Где истоки богатырской несломимой силы русского народа? На этот вопрос Н.К.Рерих отвечает в серии картин «Начало Руси. Славяне». Вот одна из картин этой серии «Веления неба».

Собравшиеся люди пытаются уловить «веления», которые посылает им небо, охваченное огнем.

2-й ученик.

Небеса не Земля.
На Земле все должно совершаться людьми,
По Законам Земли,
И по силам земным,
И по мерам людским.
Тот, кто учит, сказал:
Меч большой втиснуть в малые ножны нельзя. Небеса не Земля.
Но Земля - отраженье Небес.

«Гонец»

1-й ученик. И эта картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. По тихой, словно застывшей реке, в легкой лодке пробирается седой старик-гонец. Он погружен в тяжелые думы – спешит оповестить своих соплеменников о том, что восстал соседний род. Гребец бесшумно ведет лодку, отталкиваясь багром. На берегу реки, на высоком холме – укрепленный славянский городок. Таинственный своей тишиной, залитый спокойным лунным светом пейзаж. Это картина «Гонец. Восстал род на род».

2-й ученик. Необычным и многозначительным было замечание об этой картине Льва Николаевича Толстого. Он говорил: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет».

«Микула Селянинович»

1-й ученик. Кто сеет хлеб, тот сеет праведность. Образ Микулы Селяниновича – это символ пробудившейся нравственной силы русской души, русского народа. Влечет ее огненный конь по трудному пути возделывания матери-Земли, к просветлению, преображению и утончению материи. Труден этот путь истины. «В безмерных страданиях и лишениях Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех», – писала Е.И. Рерих.

2-й ученик.

Божья помощь тебе, орат-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьянствовати,
А бороздки тебе пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А большие-то каменья в борозду валити!

«Сергuй Радонежский»

1-й ученик. Вот тот, кто Рериха на подвиг жизни и творчества благословил, как некогда Дмитрия Донского.

Что знаешь ты об этом Старце,
державшем на ладони Русь?
Картина эта – дверь,
а сердце твое – ключ,
открой. Войди
в четырнадцатый век Отчизны.

2-й ученик.

«Татарин!» – истошно крикнул кто-то.
И страх, стрелой ударив в грудь,
кровь льдом сковал
и в землю впрессовал
униженного рабством человека.
... Как медленно вращалось колесо
с распятой покоренной Русью.
Над ней Орда висела солнцем черным,
и материнский плач был колыбельной песней ...

1-й ученик.

Но вот в лесу дремучем, близ Радонеги,
забил Родник,
который, как молва твердила,
огнем бесстрашья зажигает сердце.
И к Роднику пошли и стар, и млад,
и смерд, и князь,
и даже матери с младенцами в руках.
llIли русичи испить глоток любви к Отчизне.

2-й ученик.

И просыпалося сознание народа
крылатое уснувшее дитя.
Здесь Дмитрий – князь,
перед Учителем колена преклонив,
услышав твердое: «Иди».
Все средства мирные ты честно испытал.
Теперь сразись! Победа ждет тебя нетерпеливо!

1-й ученик.

Богом данный Воевода Земли Русской,
Он родом был из Огненного Мира
там, где бессмертье выдают
в обмен на сердце, отданное людям.

«Держательница Камня» и «Канченджанга»

1-й ученик. Горы – символ духовных вершин, тех нравственных высот, по которым держать должен руль своей лодки человек, переплывающий реку жизни. Н.К.Рериха называют певцом гор. Самая белая среди всех белых вершин – двуглавая святыня Алтая – Белуха. Она сверкает на солнце и похожа на гигантское седло небесного коня Бэльгэна, которого мог укротить только герой Гесер-Хан, воплотившийся в человеке сын дочери Солнца. Знаменитая Рериховская экспедиция в Центральную Азию включала и Алтай и Белуху.

2-й ученик. Белуха – Белая гора. Самая таинственная вершина Великой России. Сокровенная гора Алтая. А вот стражи Индийских гор – Гималаи и одна из их высочайших вершин Канченджанга.

В Гималайских отрогах
немногословный лама
на Канченджангу глядя,
сказал художнику:
«Там вход в Священную страну.
Там – Шамбала.
Вся мудрость – там.
Вся слава – там.
Там мир земной
соприкасается
с сознанием Космическим».
Незваный к Канченджанге не дойдет –
лишь тот, кто Зов услышит.
«Ты слышал Зов?» – спросила Канченджанга.
«Да, – отвечал художник. – Слышал. И потому иду.
Дорогу помнит Урусвати».

1-й ученик. Дух этой священной вершины един с духом Белухи. «Истинно, Алтай – Гималаи, – писал Н.К. Рерих, – два Магнита, два равновесия, два устоя».

«Орифлама»

1-й ученик: Истинным устоем Культуры, получившим всемирное признание и одобрение стал так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Отличительным знаком этого международного движения в защиту культуры стал Символ Знамени Мира – Знамени Культуры. На белом полотнище красная окружность, вмещающая три красных круга, – настоящее, прошлое и будущее в круге Вечности.

2-й ученик: Н.К. Рерих писал: «Женщины, ведь вы соткете и развернете Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий ... Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной Иерархии Знания. Вы скажете малым о творческой мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажите малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесете священное слово Культура».

1-й ученик: Ближайшим помощником и единомышленником Н.К.Рериха была его жена Е.И. Рерих. Результатом ее высокого сотрудничества стала серия уникальных книг «Живая Этика» или «Агни Йога». Е.И. Рерих является высоким примером, конкретным воплощением предназначения женщины. Эта светоносная женщина стала путеводной Звездой Н.К. Рериха. В прекрасных символах на его полотнах отражены труды Матери Агни Йоги. Н.К. Рерих говорил: «Под каждой картиной я могу по праву поставить ее имя».

2-й ученик:

Когда-нибудь Земля моя
среди Учителей своих,
отравленных, сожженных и распятых,
известных всем или оставшихся в тени,
среди мужских имен
с поклоном низким назовет
и женские святые имена.
И среди первых будет Имя
вот этой женщины.

«Микулична»

1-й ученик: Вот она, просветленная и преображенная Светом Культуры, непобедимая и могучая русская душа – Микулична – сила и мощь современной России, ставшей духовным Источником объединения всего человечества для строительства Нового Мира Земли. Известный испанский художник Игнасио Сулоага писал о Н.К.Рерихе: «Великий художник! Его искусство свидетельствует, что из России на весь мир исходит некая сила – я не могу измерить ее, не могу определить ее словами, но она налицо».

2-й ученик:

России сердце песнь поет.
Ей предстоит высокий взлет.
Ей суждено вести народы
К пределам истинной свободы.
О ней Иисус Христос вещал,
«Свободой в духе» называя.
Планете нашей предвещал
Достичь ворот Земного Рая.
С тех пор уж два тысячелетия прошло.
И все предвещенное им произошло ...
Но кто врата открыть сумеет?
И предрассудки самости преодолеет?
России это суждено –
В Мир Духа «отворить окно»,
Чтоб на Планете воплотился
Мир Тонкий, что нам только снился.

«Знамение»

1-й ученик. А в новом мире человек свободен есть. Ибо свобода в духе. И на духовной вершине свободно может раскинyrься его душа, и будет в ушах его гудеть вольный ветер, и не будет знать глаз его предела в небесных сияющих далях.

2-й ученик. Об этом картина «Знамение», на которой странными причудливыми формами, отдаленно напоминающими птиц, плывут облака.

l-й ведущий:

Идеи Н.К. Рериха повелительно входят в жизнь.
Он спустился на Землю с неба,
Чтоб народ не ведал невзгод.
Он спустился на Землю с неба,
Чтоб спасти человеческий род.
Чтоб узнала людская семья
Праздник жизни и свет бытия!

2-й ведущий:

И пусть покинул этот мир Учитель Света,
Но не покинул он Планету.
Из Сфер Невидимых нам Руку протянул,
Чтоб каждый вслед за Ним
В Бессмертие шагнул!

Список используемой литературы.

  1. Круглов Ю.Г. Былины. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Дмитриева Л. «Тайная доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах. – Магнитогорск: Амрита, 1992. – Часть 1.
  3. Рерих Н.К. Россия. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004. – 92 с.
  4. Рерих Н.К. Культура и Цивилизация. – М.: Международный Центр Рерихов, 1997. – 200 с.
  5. Николай Рерих. – СПб., 1994. – В.П.Князева.