Эффективное управление и организация учебно-познавательной деятельности младшего школьника

Разделы: Начальная школа


Данная система работы возникла из необходимости решений следующих противоречий:

  • между необходимостью повышать качество обучения и развития каждого школьника и острым дефицитом учебного времени, вызванного перегрузкой школьных программ;
  • между механическим заучиванием материала и стремлением ребёнка к получению возможности работать в своём темпе на уровне своих способностей, обретая при этом желательный успех.

и проблем:

  • неразвитость речи младшего школьника;
  • бедный словарный запас;
  • неумение выражать свои мысли вслух;
  • неумение слушать ответ товарища;
  • много ошибок при письме;
  • неумение осуществлять самоконтроль;
  • пассивность учеников на уроке.

Не сразу, по крупицам создавалась моя методика. Сначала стремилась к тому, чтобы дети не молчали, говорили, чтобы каждый был включён в работу. Так родилась идея комментированного управления. Меня волновали «средние» и «слабые» ученики. Как и многим моим коллегам мне приходилось дополнительно заниматься после уроков.

Ни меня ни детей не устраивали дополнительные занятия. И я стала думать, почему они слабо усваивают материал. Постепенно пришла к выводу, что многим просто не хватает времени для усвоения темы, значит нужно ребятам дать для прочного и глубокого усвоения знаний, умений время. Пришла к выводу, что надо опережать программу.

Часто на уроках «слабые» и даже «средние» обучающиеся становятся пассивными на уроке, начинают отставать. Моя задача была включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, сформировать понятия, устойчивые навыки. Помогли мне в этом опорные схемы.

В основе моей системы работы лежит педагогика сотрудничества. Главным в работе считаю успех ученика, создание комфортных условий в классе: доброжелательность, взаимопомощь. Стараюсь предупредить ошибки, а не исправлять их. Постепенный переход к полной самостоятельности ученика – через знающего ученика учить незнающего.

Чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Опорные схемы и комментированное управление обеспечивают дружную работу всего класса и быстрое продвижение в учении всех ребят. В результате появляется резерв времени, что позволяет работать на будущие темы программы, на трудные темы, которые начинаю не в заданные программой часы, а много раньше. Начало попутного прохождения трудной темы и есть перспективная подготовка. Перспективная тема даётся на каждом уроке малыми дозами. Тема раскрывается медленно, последовательно. В обсуждение сначала включаются «сильные», затем «средние», лишь потом «слабые» ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. Многие ребята, например, испытывают затруднения в решении так называемых косвенных задач. В программе даётся всего три часа, а перспективная подготовка позволяет снять эту проблему.

Упражнения в сравнении чисел также рано вводятся в уроки. К моменту введения текстовых задач на сравнение перспективно у детей уже имеется практическая база. Проводятся упражнения с вычерчиванием отрезков, чтением таблиц сравнений:

Вывод формируется: «Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого надо от большего числа отнять меньшее». «Чтобы узнать, во сколько одно число больше или меньше другого надо большее число разделить на меньшее».

На последующих уроках эта схема активно используется. Так вводятся все виды задач – идёт перспективная подготовка. Правило постепенно входит в доказательство решения этих видов задач.

Скажу немного о навыков устных вычислений при сложении и вычитании с переходом через десяток. Эту тему я подключаю при изучении темы: «Нумерация второго десятка».

Одновременно с отработкой навыков счёта при сложении отрабатывается навык вычитания. Например:

9 + 2 = 9 + 1 + 1 = 11

11 – 9 = 11 – 1 – 8 = 2

11 – 2 = 11 – 1 – 1 = 9 и т. д.

Поэтому, когда подходим к этой теме по программе, дети уже получают оценки за знания табличного сложения и вычитания с переходом через десяток.

Решая более сложные примеры, ученики применяют эти знания. Например:

На первом этапе используются рассуждения. На втором этапе решения примеров такого типа на время. На третьем этапе формируется навык беглого выполнения действия. Эта работа по карточкам. Учитель показывает карточку с примером, ученик даёт ответ. И пока придёт время изучать решение примеров на вычитание, ученики это уже усвоили.

Опережение помогает обеспечить высокие результаты учение детей. Так тема: «Безударные гласные» может быть усвоена только на фундаменте знаний по теме: «Ударение». Поэтому когда начинаем проходить тему: «Безударные гласные» работа строится на основе твёрдого знания темы «Ударения» каждым учеником. А перспективное изучение темы: «Безударные гласные» идёт во время усвоения таких тем, как «Название предметов», «Название признаков», «Название действий». При этом используются опоры:
 

Кто это?

 

 

Что делают?

 

 

Какой? Какая?

Что это?

 

 

Что делает?

 

 

Названия признаков

Название предметов

 

 

название действий

 

 

Имена прилагательные

Имена существительные

 

 

Глаголы

 

 

 

Всю свою работу начинаю строить от простого к сложному. Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

  • предварительное введение первых порций будущих знаний;
  • уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
  • развитие беглости мыслительных приёмов и учебных действий.

Методический приём «комментируемое управление» представляет по существу ответ с места о том, что делает ученик. Помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом. У ребят вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя товарищества. Я могу видеть продвижение в учении каждого ученика.

Так комментируемое управление, работа по схемам-опорам, помогают детям осознавать, осмысливать всё происходящее на уроке, обосновывать, доказывать свои действия. Вот почему в результате почти все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнять грамматические задания.

Создание в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувство коллектива – тоже необходимые слагаемые успеха.

Урок сотрудничества – рождает чувство успеха в учении. Главная ценность на уроке – время. Вот, что, прежде всего, отнимают у учителя слабые ученики и то, что он должен выиграть.

На моих уроках все дети говорят вслух, сначала подражая учителю, а потом самостоятельно, ведя за собой весь класс. Так, например, на уроке математики: 5 + 2 =, обращаюсь к ученику – «Веди»:

– пишу «5», пишу «+», пишу «2» и т. д.

Обращаюсь к другому:

– «Дальше веди!»

– А теперь пишите за мной и т. д. Таким образом осуществляется руководство самостоятельным решением примеров. Так же работаем и с задачами и на уроках обучения грамоте: «Первое слово в предложении с заглавной буквы», «Слова в предложении отдельно», «Имена с заглавной буквы» и т. д. Очень важно организовать труд ученика на уроке. Это удаётся с помощью комментируемого управления. Термин «веди» вошёл в наш урок вместо традиционного очень страшного для маленьких: «Отвечай!». Включить каждого ученика в активную деятельность, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – помогают достичь этой цели опорные схемы. Вот, например, простейшая схема введение в анализ задачи:

2 + 3    ?

2 + 3 = 5

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

Новые виды решения примеров тоже есть «карточки – опоры», по которым ученики сравнивают решения примеров. Решая пример, 3 х 0, ученик записал неверный ответ, тут же достаю карточку 15 х 1 = 15. Дети убеждаются, что произведение числа на 0, есть 0.

На уроке русского языка можно прокомментировать любое правило при помощи схемы:

Склонение имён существительных

1 склонение
Муж. р., жен. р.

2 склонение
Муж. р., средн. р.

3 склонение
Жен. р.

 -а, -я
Маша
Ваня
Дядя

 -о, -е
Сарай
Молоко
Гость
Село, поле

- ь
Рожь
Соль

Р.п. – ы,и
Д.п. – е
Т.п. – ой, ей
П.п. – е
Сова, земля

Т.п. – ом, -ем
П.п. – е
Слон

Р.п..- и
Д.п. – и
П.п. – и
Т.п. – ью
степь

Использование опорных схем, позволяет ученикам не учить дома правило, всё усваивается на уроке. Объединение близкого и однородного материала учебника, поминутное прохождение трудных тем программы путём приближения их к изучаемому в данный момент. Так, например, при знакомстве с решением примеров через десяток:

- 9 + 2 = 9 + 1 +1, подключаю карточку и на вычитание: 11 – 2 = 11-1-1.

Так же идёт перспективная подготовка по теме «Табличное умножение и деление». Наряду с понятием об умножении, как сложение одинаковых слагаемых, с табличным умножением «Замена сложения умножением». При этом уделяется внимание на связь умножения с делением:

4 × 8 = 32

32 : 4 = 8

32 : 8 = 4

Для успешного решения задачи нужно уметь составлять краткую запись задачи. Для этого использую схемы задач:

 6
 5  на  ?  м.

 7
 8  на  ?  б.

 5       7
      ?

Это экономит время на уроке и ученики постепенно самостоятельно начинают писать краткую запись задачи.

Чтобы повысить грамотность на уроках русского языка, ошибки нужно предупреждать. Так перед записью предложения идёт анализ орфограмм на однотипных словах. Только после этого записывается предложение. Очень важно научить детей писать и диктанты. Пишется диктант по правилу. Дети к этому привыкают:

  1. Послушай предложение.
  2. Повтори про себя.
  3. Пиши, слушай диктовку учителя.
  4. Проверь.

Когда диктант написан, тетради сданы, ученикам даю возможность спросить в правильности написания каких слов они сомневались. Постепенно дети овладевают навыками самоконтроля. Предупреждать ошибки необходимо и при выполнении творческих работ. Выписываются слова трудные для написания. Здесь нужно обратить внимание, что дети называют слова. Правописание которых можно проверить. Некоторые слова можно заменить другими более простыми, например: сзывали – звали, по желанию – по душе и т. п.

Работу «По связи слов в предложении», начинаю с первой четверти во 2-м классе. Начинаем работать коллективно, но под руководством учителя. Например: Наступила золотая осень. Один из учеников ведёт разбор по членам предложения, затем предлагаю построить 1-ю пару и т. д. Так постепенно до изучения темы дети пишут и находят пары слов в предложении.

В связи с объяснением темы «Состав слова», углубляются знания учащихся по теме «Безударные гласные», используются схемы:

Состав слова

Приставки

Корень

Суффикс

Окончание

На этом этапе ученики выделяют в слове только корень. Продолжая работу над группами родственных слов, ученики подбирают их теперь по частям речи, с использованием схем:

седой, седина, седеет

Работа над словами с непроверяемыми написаниями ведётся на каждом уроке. Один раз в неделю (лучше в начале) дети переписывают с доски группу близких по теме слов (4–6). Данная группа слов отрабатывается в течение недели. На каждом уроке дети пишут эти слова под комментирование одного ученика. В конце недели записывают изученную группу слов по памяти. Здесь же диктуется ещё несколько слов из пройденных раннее. На уроках русского языка в 4-ом классе, как перспективная тема, изучается разбор по членам предложения. Перед глазами схема-таблица, которой ученики пользуются:

Главные члены:

 

 

 

Подлежащее (кто? что?)

 

 

 

 

Сказуемое (что делает? что сделает?)

Второстепенные члены:

 

 

 

Дополнение (вопросы падежей)

 

 

 

 

Определение (какой? какая?)

 

 

 

 

Обстоятельство места (где? куда? откуда?)

 

 

 

 

Обстоятельство времени (когда?)

 

 

 

 

Обстоятельство образа действий (как? каким образом?)

На предупреждение ошибок направлена вся система обучения с опорными схемами. Тема: «Правописание звонких и глухих согласных на конце и середине слова». Эту тему начинаю изучать немного раньше. В процессе объяснений создаётся, а потом постоянно используется такая таблица:

Б – П

 

 

 

зубы – зуб

В – Ф

 

 

 

шарфы – шарф

Г – К

 

 

 

снега – снег

Д – Т

 

 

 

дедушка – дед

Ж – Ш

 

 

 

ножи –нож

З – С

 

 

 

морозы – мороз

Парные согласные на конце и в середине слова пишутся так же как и перед гласной в родственных словах.

Так же попутно на каждом уроке ( в плане перспективной подготовки) изучается «Алфавит» с 1-ого класса с момента изучения первой буквы А. Каждый урок начинается с чтения алфавита на лентах схемы сначала хором, затем цепочкой. В результате вместо двух часов по программе урок-обобщение по теме «Алфавит» проходит за один час. Все дети без всяких затруднений выучили его на уроках. Во втором классе знают все.

В период обучения грамоты вся работа направлена на овладение детьми слоговым чтением и письмом. Надо систематически на каждом уроке чтениями письма в букварный период проводить минутку перспективного чтения группы букв с нарастанием трудностей.

1. Открытые слоги:

МА, ШУ, РИ, РО, СУ, ПУ ЛЫ.

2. Закрытые слоги:

ШАР, СЫР, СОН, ХОР, ЖАР.

3. Слоги со стечением согласных:

ШКО, ПРИ, СНУ, СЛИ, ГРО.

4. Слоги с йотированными гласными:

МА, МЯ, НА, НЯ, ЛУ, ЛЮ.

При наборе предложений используются карточки !______! – слово, карточки со словами с заглавными буквами. Набирается предложение в кассе. Предложение комментируется: первое слово в предложении – с заглавной буквы, ставлю …, слова в предложении ставлю отдельно, имена людей с заглавной буквы и т. д. При такой работе дети овладевают слоговым способом чтения и письма, работают в едином ритме, развивается орфографическая зоркость с первых шагов обучения. При работе над техникой чтения так же использую методику Зайцева, Кушнира.

Что достигается с помощью комментированного управления:

  • средний и слабый тянутся за сильными учениками;
  • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
  • ученик ставится в положение учителя.

Использование опор при ответах позволило развить и постоянно применять этот способ обучения. Опоры – это выводы в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важно условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Так комментированное управление, работа по схемам-опорам помогают детям осознавать, осмысливать всё происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Вот почему все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений.

Результаты мониторинга качества знаний учеников 4-го класса 1999/2000 – 75%, 3-й класс 1998/1999 – 70%.

По результатам мониторинга обучающихся 1-го класса (2000/2001) овладели программными знаниями, умениями, навыками по всем предметам.

Анализ уровня знаний по математике, русскому языку позволил выявить следующие результаты: уровень знаний по русскому языку и математике (на 4 и 5):

  1. Решение примеров на «+» и «-» в пределах первого десятка – 92%;
  2. Решение задач – 92%;
  3. Решение примеров с переходом через десяток – 76%;
  4. Грамотность – 86%;
  5. Число безошибочных работ по русскому языку и математике в 1 классе:
    • русский язык – 57%;
    • математика – 58%.

Проверка техники чтения показала, что все дети овладели процессом сознательного и плавного чтения целыми словами. Целыми словами читают 64% обучающихся. Прочность навыка чтения подтвердили результаты «входного» контроля во 2-м классе (2001/2002 уч. г.) Темп чтения сохранился у всех учащихся. 100% учеников выполнили программные требования по чтению.

Результативность технолого-методических приёмов, которые я использую позволяют:

  1. В первом классе домашнее задание не задавать.
  2. Домашнее задание по новой теме даётся тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения.
  3. Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.
  4. Дифференцированный опрос.
  5. Воспитание организованности в ребёнке.

 За основу своей технологии я взяла опыт С. Лисенковой. Работаю по этой технологии уже три года.