Конспект урока по теме "Огонь — друг или враг?"

Разделы: ОБЖ


Цели:

  1. Узнать, как выглядит опасность и почему она возникает.
  2. Развивать общий кругозор и культуру пожаробезопасного поведения учащихся.
  3. Воспитывать бережное отношение к своей жизни; находчивость, собранность.

Оборудование:

  • Мультимедиапроектор, презентация.
  • Плакаты “Опасность игры с огнем”, “Новогодняя елка”, “Первичные средства пожаротушения”.
  • Игрушечные телефоны.
  • Карточки для закрепления.

Ход урока

Организационный момент: проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

Сообщение темы и целей урока:

- Вам хорошо известны эти строки из сказки К.И.Чуковского “Путаница”:

А лисички взяли спички,
К морю синему пошли, море синее зажгли.
Море пламенем горит.
Выбежал из моря кит:
- Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!

- Как вы думаете, почему я начала урок с этих строк?
- Сегодня мы будем говорить о нашей безопасности. Мы постараемся ответить на вопрос “Огонь – наш друг или враг?”, как выглядит опасность и почему она возникает.

Работа по теме урока.

- Ребята, как появился огонь на земле у человека?
- Как давно это произошло?
- Для чего нужен был огонь человеку?
- Я попросила группу наших шефов – пятиклассников сочинить сказку про огонь. Хотите узнать, что у них получилось?

Сказка про Огонек.

Жил-был Огонек. Он был сыном мамы Молнии.

Как любой малыш он был временами добрым, отзывчивым и послушным.

С давних времен Огонек с радостью приходил на помощь людям, чтобы зажечь костер, затопить очаг, печь, чтобы люди могли согреться, приготовить вкусную еду. И сейчас он зажигает горелки газовых плит, помогает работе плавильных печей, мартенов.

Огонек защищал первобытного человека от диких животных, помогал ему на охоте загонять мамонтов и бизонов в ямы и ловушки.

Он освещал в ночи дорогу путникам - зажигал факела и лучины. А позже люди придумали фонари, и Огонек зажигал их вечерами, освещая улицы и дороги.

Но Огонек мог быть шалуном, непоседой и проказником. Он очень любил веселиться в оставленных без присмотра кострах, печах, свечах, гирляндах новогодних елок.

Большую радость доставляли ему игры с Ветром. Как здорово, когда можно рассыпаться тысячей искр, поднимать языки пламени до самого неба! Как весело потрескивали дрова, а потом и деревья, когда Огонек обнимал их своими жаркими объятиями! Правда, ему было жаль погибающих и мчащихся прочь от дыма и пламени зверей и птиц.

Он любовался собой, когда Ветер раздувал пламя в квартирах и домах. Это так красиво! Правда, страдает человек. Но что поделать.

Вот таким был наш Огонек. Себе он очень нравится. А вам?

Физминутка.

Мы работаем отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше ноги,
Улыбнись веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем все бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!

- Как случаются пожары?

Пожар в квартире, в доме, на даче может возникнуть и по нашей вине, и из-за стихии. Если мы неосторожно обращаемся дома с огнем, пользуемся испорченными электроприборами или просто включаем в одну розетку и пылесос, и холодильник, и электрочайник, – жди пожара!.. Не нужно сушить выстиранное белье над газовой плитой или разогревать на ней огнеопасные жидкости (лаки и краски). Под Новый год и Рождество не стоит приносить домой купленные на рынках фейерверки, хлопушки и бенгальские огни, а еще лучше – не пользоваться ими и во дворе: они очень опасны! Не оставлять на ночь телевизор включенным.

- Назовите причины пожаров.

Причины пожаров: СЛАЙД № 2

  1. Молнии.
  2. Природные катаклизмы.
  3. Неисправность газовых и электроприборов.
  4. Оставленные без присмотра электроприборы, газовые приборы, печи.
  5. Игры со спичками , зажигалками. (работа с плакатом)
  6. Горючие материалы (бензин, краска и т.д.).
  7. Сушка белья над газом.
  8. Петарды, свечи, фейерверки, елочные украшения.
  9. Большое количество включенных в одну розетку электроприборов.

“Запомнить твердо нужно нам – пожар не возникает сам!” В.Маяковский. СЛАЙД № 3

- Кто является самым главным виновником пожаров?
- По какому номеру телефона нужно позвонить, чтоб вызвать пожарных или службу спасения? СЛАЙД № 4

Игра “Вызов по телефону пожарной команды”.

Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным “01”.

- Какие данные должен сообщить звонящий в пожарную часть? СЛАЙД № 5

(- свою фамилию;
- адрес, где горит; на каком этаже горит;
- как удобнее подъехать)

Все это нужно произносить быстро, без запинок.

- Если случился пожар в квартире , как надо действовать? СЛАЙД № 6, 7

Главное не паниковать, а действовать решительно и быстро. Если огонь разгорается и захватывает все большую площадь, необходимо немедленно покинуть квартиру. Уходя из квартиры, перекройте газ , закройте дверь в горящую комнату и в квартиру. Пламя уменьшится без доступа кислорода. Уходить из квартиры только зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми и животными. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома – помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма. Обратись за помощью к соседям, прохожим на улице. Вызывай “01” или службу спасения.

- Как надо действовать, если загорелся телевизор , утюг или новогодняя елка ? (работа с плакатом) СЛАЙД № 8

Если пожар совсем маленький, вызвав по телефону “О1” пожарных, стоит тушить огонь самостоятельно, с помощью огнетушителя, воды, или просто накрыв пламя ковром или одеялом. Горящие электроприборы можно тушить, лишь отключив их от источника тока. Нельзя открывать окна во время пожара: приток кислорода только даст огню силы разгореться. Если пожар потушить не удалось, а покинуть здание уже трудно, нужно вывесить в окне “знак беды” — белую простыню. Если ты живешь на одном из первых этажей, путь к спасению лежит только через окно, брось вниз матрасы, подушки, одеяла; сократить высоту прыжка можно, используя привязанные к батареям отопления веревки, шторы или простыни.

- Как уберечь органы дыхания от дыма? СЛАЙД № 7

Часто на пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

- Что нужно делать если горит в подъезде или другой квартире , чтобы дым не попал в вашу квартиру?

Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако это делать нужно осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься вниз. Возвращайся в квартиру, сообщи соседям и звони “01”и родителям, сообщай о случившемся. Закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, выйди на балкон, закрой балконную дверь , подавай знаки спасателям ,жди пожарных.

- Можно ли пользоваться лифтом во время пожара?

Нет, спускаться только по лестнице. В случае распространения пожара по всему зданию лифт может остановиться и превратиться в страшную ловушку.

Физминутка.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Нас еще работа ждет.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

- Пожары возникают только в тех местах, где живут, учатся, работают люди?

- Конечно, часто случаются пожары и в лесу, куда люди выезжают на отдых, за грибами и ягодами, на охоту. В Хабаровском крае и в районе нашего города Комсомольска – на Амуре довольно часто бывают лесные пожары. СЛАЙД № 9

Очень опасен лесной пожар, его жертвой могут стать огромные площади деревьев и лесные обитатели. Лесные пожары бывают двух видов: низовые и верховые. При низовых пожарах выгорает лесная “подстилка”, трава, кустарник и молодая поросль. А вот старые деревья чаще всего выходят из огня целыми. Низовой пожар — тихоход, движущийся со скоростью 2-3 метра в минуту.

Верховые пожары возникают в сухую погоду при сильном ветре, когда огонь распространяется на кроны деревьев (преимущественно хвойных). Скорость верхового пожара при умеренном ветре сравнима со скоростью курьерского поезда — около 100 метров в минуту. При верховом пожаре лес выгорает полностью.

Действия в зоне пожара: СЛАЙД № 10

Очень коварен в нашем крае тихий пожар на торфяниках. Этот пожар – подземный. В его причине виновны и люди, и молнии, и даже... никто, так как торф может возгореться сам и гореть без доступа воздуха, даже под водой! Если пламя во время небольшого низового пожара можно сбить, захлестывая его ветками лиственных пород, заливая водой, затаптывая ногами, то верховой и торфяной пожар потушить так практически невозможно. Торфяные пожары тушат, перекапывая горящий торф и поливая его очень большим количеством воды, но отдельные очаги все-таки сохраняются.

Выход из задымленного лесного массива:

Если ты оказался вблизи очага пожара, немедленно предупреди всех находящихся поблизости людей и постарайся покинуть опасную зону. Выходить нужно на дорогу, широкую просеку, опушку леса, к водоему. Двигаться следует перпендикулярно к направлению распространения огня. Если обстоятельства мешают уйти от огня, лучше всего войти в водоем или оставаться на открытой полянке, накрывшись мокрой одеждой. Дышать нужно воздухом возле земли (он менее задымлен), прикрывая рот и нос марлевой повязкой или мокрой тряпкой.

Закрепление изученного:

Игра “Крестики – нолики” (работа в парах)

Отметьте красным цветом причины опасности в квартире, в окружающей среде.

Объект Причина
  Люди Техника Другие причины
Утюг      
Печь      
Телевизор      
Елочная гирлянда      
Лес      
Густой дым на лестнице      
Молния      

Итог урока:

- Назовите причины возникновения пожаров.
- Как правильно вызвать службу “01”?
- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Как действовать в лесу, если вы попали в зону пожара?
- Вспомните вопрос, который я задала вам в начале урока “Огонь – наш друг или враг?”

Домашнее задание:

  1. Нарисовать рисунок на тему : “Запомнить твердо нужно нам – пожар не возникает сам!”
  2. Написать рассказ “Почему нужно быть осторожным с огнем.”