Урок обучения грамоте по теме: "Согласные звуки [з], [з'], буквы З и з"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с новыми звуками [ з ], [ з ] , с новыми буквами З, з ;
  • учить плавному слоговому чтению;
  • развивать фонематический слух, внимание, речь, память;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • Горецкий В.Г. и др. Русская азбука 1кл.,
  • вывеска «ЗООПАРК»
  • билет с буквами;
  • рисунки животных с табличками;
  • схемы- человечки,
  • тетради для печатанья.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи.

У нас сегодня необычный урок- экскурсия. Куда?

(На доске вывеска ЗООПАРК).

- Что такое зоопарк? (место, где содержат диких животных, животных разных стран).

- Поднимите руки кто был в зоопарке?

Путешествуя по зоопарку мы узнаем новые буквы и звуки. Чтобы экскурсия была интересной нам надо хорошо читать, потребуется внимание и смекалка

2. Повторение.

1. Для входа в зоопарк нам нужен билет. Отгадайте загадки и покажите букву.

Вот 2 столба наискосок,
А между ними- поясок.
Ты эту букву знаешь?
Эта буква…. ( А)

На хоккее, на футболе
Буква эта ворота в поле. ( П)

Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто. ( У)

Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р- одну, а другая буква две. ( В)

Взялись за руки друзья
И сказали: « Ты да я- это мы»
А между тем получилась буква… ( М)

Вот топор. Полено рядом.
Получилось то что надо:
Получилась буква. Какая? ( Ы.)

2. А вот и билет. Все буквы перемешались.

- Назовите гласные буквы, согласные буквы.

3. Новый материал.

1. Входим в зоопарк.

Мы видим много разных кого? (зверей)

- Понаблюдаем над этим словом.

- Сколько слогов в слове звери?

- Сколько звуков в 1 слоге? Во 2 слоге?

- Какой первый звук? [з]

- Гласный или согласный? Почему?

- Звонкий или глухой? Почему?

- Твёрдый или мягкий?

Вывод: какой первый звук в слове звери?

2. Подходим к одной из клеток.

- Кого видим? (зебры)

- Расскажет нам о зебрах Алёна. ( рисунок с табличкой)

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт до головы.

Зебры живут в Африке. Полосатая шкура служит им хорошей маскировкой от хищников.

- Сколько слогов в слове зебры?

- Сколько звуков в 1 слоге? Во 2 слоге?

- Какой первый звук?

- Какой звук [з]? ( согласный, звонкий, мягкий)

Вывод: какие новые звуки узнали?

3. Игра «Сигнальщики».

Произнесём новые звуки [з], [з].

Я буду называть слова, если вы услышите звук [ з] твёрдый- руки вверх, если мягкий звук- руки на пояс.

(Зонт, зима, рассказ, мази, забор, мороз, зерно, сани.)

- Придумайте названия животных со звуками [з], [з].

4. Звуки [з], [з] можно записать буквой З.

- На что похожа буква?

На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3.

5. Завершим схему- человечка. Зовут его буква З.

(Дети работают в тетрадях для печатанья.)

4. Упражнения в чтении.

1. Переходим к следующей клетке. Это ( обезьяны).

- Расскажет о них Вика.

Приплыл по океану
Из Африки матрос.
Малютку обезьяну
Он в ящике привёз.
Мартышка вспоминает
Страну свою- Алжир
И утром принимает
Прохладный рыбий жир.

Обезьянки предлагают поиграть в слоги.

- Прочитать с разной громкостью: от шёпота до крика.

АЗ

 

 

ОЗ

 

 

ИЗ

 

 

УЗ

 

 

ЕЗ

 

 

ЫЗ

ЗА

 

 

ЗИ

 

 

ЗУ

 

 

ЗО

 

 

ЗЕ

 

 

ЗЫ

- Поиграем в слоги: один читает, сосед по парте договаривает до слова.

2. Идём дальше. Нас встречают львы.

- Расскажет о львах Анжелла.

Вы разве не знаете папы-
Большого, рыжего льва?
У него тяжёлые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит- басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосём молоко.

Льва часто называют царём зверей, потому что это очень крупный хищник, и за его величественный вид.

- Прочитайте слова.

ЗО/О/ПАР/КЕ , В, ЗВЕ/РИ, РАЗ/НЫ/Е,

- Лев просит поставить слова так слова, чтобы стало всё понятно, чтобы получилось предложение.

5. Физминутка « Хомка».

В зоопарке есть хомячки, они предлагают отдохнуть, сделать зарядку.

Хомка- хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5!
Хомка хочет сильным стать

6. Работа по учебнику.

А как называется учебник в названии которого есть буква З.

- Откройте учебник ( с.95)

- Что нарисовано на рисунке?

- Прочитайте текст самостоятельно, кто быстрее ( с. 96)

- Чтение вслух по предложению.

- Какие звери в зоопарке?

- Кого увидели дети?

- Чем занят слон?

О слоне расскажет Максим.

Африканец молодой
Обливается водой.
Вы мыл голову и ухо-
И в лоханке стало сухо.
Для хорошего слона
Речка целая нужна.
Уберите-ка лоханку,
Принесите- ка Фонтанку!

Слоны только кажутся неуклюжими. На самом деле, несмотря на свой вес, они умеют бесшумно продвигаться по джунглям.. С помощью хобота слоны добывают себе пищу, и пьют, и едят. За один раз слон набирает почти ведро воды и выливает себе в рот.

7. Закрепление.

В следующей клетке живёт страусёнок.

Расскажет Серёжа.

Я - страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твёрдой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу.
И петь я не умею.

Страус - самая большая из живущих на земле птиц. Её рост бывает почти два с половиной метра. А вот летать она не умеет.

Наш страусёнок фокусник.

- Поучимся его фокусам.

  1. Берёт СОР и превращает его во что- то съедобное. (СЫР)
  2. Был ДОМ, а получилось то, что бывает во время горения. (ДЫМ)
  3. Как страусёнок КАРЕТУ запустил в космос. (РАКЕТА)
  4. Как КОТА превратил в животное, которое живёт под землёй. (КРОТ)
  5. Как ПАЛКУ превратил в птицу. (ГАЛКА)

8. Итоги урока.

Наша экскурсия заканчивается.

- Каких животных увидели в зоопарке?

- С какой буквой познакомились?

- Кто покажет на доске? Расскажите о новой букве?

Молодцы! Спасибо за урок!