Цели урока:
- Установить причины изменения рыночного равновесия.
- Научить анализировать изменения спроса и предложения.
- Выявить взаимосвязь рынков различных товаров.
- Продолжить формирование умения проводить анализ реальных ситуаций, используя графики.
- Содействовать профессиональной ориентации учащихся.
Методы: частично-поисковый, ситуационного анализа.
Оборудование: раздаточный материал: карточки-задания, инструкция, практикумы.
ХОД УРОКА
Актуализация знаний:
- Мы начали изучать тему " Рыночное равновесие", сегодня продолжаем анализировать причины его нарушения.
Предлагаю варианты поведения покупателя и продавца: " Я хочу и могу купить этот товар, но не более чем за 1500 руб.". "Я хочу и могу продать этот товар, но не менее чем за 2000 руб."
- О чем идет речь? (1.О спросе и цене спроса. 2. О предложении и цене предложения).
- По какой же цене будет продан этот товар? (по рыночной или равновесной.)
- При помощи графика объясните механизм формирования рыночной цены. (Ученик на доске чертит графики спроса и предложения, показывает точку равновесия, и равновесную цену).
- Как еще можно назвать равновесную цену?
- В чем заключается уравновешивающая функция рыночной цены? (Величина спроса равна величине предложения).
Известный экономист, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон говорил: "Экономисты влюблены в рыночную цену, бесконечно носятся с ней и видят свою задачу в создании условий для ее формирования."
- Как вы думаете, почему? (т.к. она стабильна, уравновешивает рынок).
Задание. Проанализируйте прайс - листы за ноябрь 2007и январь 2008 г.г., сравните цены на отдельные продукты в магазине "Хони". Какой вывод можно сделать?
- В чем причины изменения цен? (Влияние факторов, формирующих спрос или предложение)
- Приведите примеры влияния фактора изменения цен на другие товары (товары- субституты, товары- комплименты).
Сделаем вывод: равновесная цена не остается постоянной, она изменяется под влиянием различных факторов, следовательно, устанавливается новая точка равновесия на рынке.
Постановка проблемы. По мнению Самуэльсона - точка равновесия- самая большая загадка в экономике. Почему?.
Мотивация: ответить на этот вопрос вам помогут результаты работы, которую вам предстоит выполнить. Умения, проявленные при выполнении практической работы будут необходимы не только тем, кто свяжет свою будущую профессию с экономикой, но и каждому из вас помогут сориентироваться в жизненных ситуациях.
Принятие темы и цели урока.
Задание: исходя из проблемы и цели урока, сформулируйте цель практической работы.
Инструктаж: ваши группы сегодня представляют исследовательские центры, изучающие конъюнктуру рынка. Каждый из вас в начале самостоятельно выполняет предложенные задания, затем - совместное обсуждение, составление письменного и графического отчета и презентация. Дайте рекомендации предпринимателям, которые занимаются производством и реализацией товаров и услуг в предложенных заданиях. При выполнении работы используйте инструкцию, текст практикума стр.48-49. Время выполнении 10 мин.
Выполнение работы.
- Выполнение заданий.
- Отчеты групп.
- Во время отчетов учащиеся записывают в тетради неизвестные им факторы, изменяющие спрос или предложение:
- 1. Изменение психологии людей.
- 2. Изменение экономической ситуации.
- Оформление результатов работы. Составление письменного отчета.
- Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов. Представители групп представляют результаты работы, сопровождая свои отчеты, демонстрацией графиков и предлагая предпринимателям варианты рыночного поведения.
- Подведение итогов работы. (Общий вывод по итогам работы учащиеся делают самостоятельно): изменение спроса или предложения на одном рынке ведет к изменению равновесной цены и равновесного количества на других рынках, связанных с ним, т.е. мы можем сказать, что устанавливается новая точка равновесия. В блуждании точки равновесия - заключена жизнь экономики, ее эффективность.
Возврат к проблеме: так почему точка равновесия является самой большой загадкой в экономике?
Ответ учащихся: потому что ее трудно установить, она постоянно меняется.
Дополнение учителя: и самое неприятное то, что точка равновесия может обнаружиться только на рынке, после производства, поэтому кто-то все равно останется "за бортом". Вот почему рыночный талант производителей и потребителей - "угадать" ее.
Учитель: анализом и предсказанием точки равновесия заняты все экономисты, и вы сегодня провели анализ, попытались ее предсказать. На следующим уроке мы продолжим исследование рыночного равновесия , познакомимся с законом непредвиденных последствий, который особенно сильно проявился в нашей стране в конце 80-х годов.
Поговорите с родителями о ценах на товары в те годы, о возможности приобрести товары.
Это поможет вам успешнее изучить новый материал.
Подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.
Постановка домашнего задания: повторить параграф 3.4., выполнить упр.7, стр.53 (практикум)
Приложение
Задания группам
1.С началом экономического кризиса из России начался отток иностранных инвестиций, некоторые иностранные компании отменили ранее принятые решения об открытии своих новых филиалов и даже начали сокращение производства действующих. Как это повлияет на спрос и предложение:
А) на рынке товаров и услуг, производимых иностранными компаниями в России;
Б) на рынке труда России;
В) на рынке офисного оборудования.
2.Впервые с начала экономического кризиса цена на нефть на мировом рынке упала ниже психологической отметки - ниже 50 долларов за баррель. В нашем регионе сокращена добыча нефти на 10%
А) изобразите ситуацию падения цены на мировом рынке сырой нефти;
Б) что произойдет на рынке бензина?
Продолжите цепочку связанных рынков
В)
Г)
Д)
3. Предположим, что в стране начата активная компания по защите родной природы и в преддверии Нового года граждане решили отдать предпочтение искусственным елкам. Что произойдет на рынке натуральных елок, искусственных елок, хвойных освежителей воздуха, елочных игрушек?
4. В стране начата активная антиникотиновая компания и многие люди решили бросить курить. В качества средства, помогающего избавиться от вредной привычки, рекламируется новый специальный сорт жевательной резинки. Что происходит на рынке табачных изделий, жевательной резинки, пепельниц и зажигалок?
Инструкция последовательности анализа взаимосвязанных рынков
- Определить из условия задания, какой фактор является причиной изменений на данном рынке;
- Определить, влияет ли выявленный фактор на спрос или предложение (при этом необходимо иметь ввиду только ближайшие последствия и двигать только одну кривую: спроса или предложения);
- Определить, как при этом изменяется рыночная цена и равновесное количество на данном рынке;
- Определить, как изменение равновесной цены или равновесного количества отразится на связанном рынке товара - заменителя или дополняющего товара.