Проектный метод на уроках литературы. Методические рекомендации по подготовке урока–проекта "Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


Метод проектов в школьной практике не нужно рассматривать как универсальный метод. Наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами обучения, в качестве дополняющего ее элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде. Введение наряду с классно-урочной системой обучения с применением курсового проектирования во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы.

Роль обучаемого в организации его образования становится еще более значимой, поскольку обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной рабочей среде. Работая в составе группы по созданию проекта, ученик самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из разных источников, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретает коммуникативные умения, развивает у себя исследовательские умения, развивает системное мышление.

Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения, способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.

Образовательные цели проекта:

  1. Постижение смысла стихотворения «Зимнее утро» путем разрешения проблемных вопросов,взятых учащимися для подготовки проектов.
  2. Расширение представления о средствах создания художественного образа в лирическом произведении.
  3. Анализ отдельных особенностей содержания и формы стихотворения «Зимнее утро».

Воспитательная цель проекта: развитие художественного восприятия поэтического слова, поэтических образов, воспитание чувства прекрасного, воспитание любви к родной природе.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

  1. Рефлексивные умения.
  2. Поисковые (исследовательские) умения.
  3. Навыки оценочной самостоятельности.
  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
  5. Коммуникативные умения.
  6. Презентационные умения.

Развивающие цели:

  1. Уметь самостоятельно искать информацию.
  2. Систематизировать учебный материал.
  3. Развивать навыки формулирования выводов.
  4. Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.
  5. Развивать память, внимание учащихся.

Оборудование:

  1. Стихотворение «Зимнее утро» в учебнике.
  2. Иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро», созданные самими учащимися.
  3. План анализа лирического произведения.
  4. Черновики.
  5. Компьютер.
  6. Проектор.
  7. Экран.
  8. Магниты.

План изучения темы "Лирика А.С. Пушкина" и этапы проекта.

№ урока

Тема урока

Этапы проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Пушкин- лицеист. Лирика А.С. Пушкина

Выбор темы проекта.

Учитель предлагает принять участие в учебном проекте по теме: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". Мотивирует учащихся.

Учащиеся знакомятся и обсуждают тему. Формирование рабочих групп. 

2.

Стихотворение А.С. Пушкина "Деревня"

Выделение подтем и тем проекта.

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Учащиеся выбирают тему для исследования.

3.

Стихотворение А.С. Пушкина "Редеет облаков летучая гряда"

Разработка проекта. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность, обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: презентация, иллюстрации к стихотворению, карточка- помощник.

4.

Размеры стихотворения. Рифмы.

Оформление результатов.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

5.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". (Урок-проект).

Презентация.

Учитель организует экспертизу (в качестве экспертов учащиеся параллельного класса, в рамках недели русского языка и литературы).

Учащиеся докладывают о результатах своей работы.

Темы проектов учащихся:

  1. Пейзаж как средство создания образов, передачи психологического состояния   героя в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро».
  2. Лингвистический анализ стихотворения.
  3. Звуковая организация стихотворения.
  4. Ритмическая организация стихотворения.
  5. Музыка на стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Требования, предъявляемые к самостоятельным исследованиям учащихся:

  1. Тема работы.
  2. Цель работы.
  3. План исследования.
  4. Вывод.

На уроке №1, раскрыв тему «Пушкин-лицеист», учитель переходит к лирике поэта и предлагает учащимся принять участие в учебном проекте «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Знакомит со смыслом проектного подхода, помогает в определении цели проекта, мотивирует на создание проекта по этой теме. После уроков вместе с учащимися обсуждают тему проекта, определяют его цели, формулируют главные вопросы. По желанию и ненавязчивой рекомендации учителя шестиклассники объединяются в группы для совместной работы над темой. Некоторые учащиеся предпочитают работать над проектом индивидуально. Учитель планирует педагогические ситуации участия каждого в определении темы проекта и для работы в группе, стимулирует активность и самостоятельность учащихся.

На уроке №2 для уточнения деятельности проектных групп отводится небольшая часть времени. После урока учитель и участники проекта согласовывают общую линию разработки проекта, обсуждают пути сбора информации и осуществление поисковой работы. Учитель делает свои предложения, но обязательно спрашивает мнения участников проекта, помогает каждому ученику выбрать тему для исследования и спланировать собственную работу (темы, выбранные учащимися для исследования, приведены выше).

На уроке №3 устанавливаются критерии успеха проектной деятельности. После уроков ребята выдвигают гипотезы по теме исследования и вместе с учителем обсуждают формы представления результатов. Выбрано несколько форм: компьютерная презентация материала, иллюстрации к стихотворению, выполненные самими учащимися (предложение художников), карточка-помощник к анализу стихотворения (толкование изобразительно-выразительных средств), изготовление плаката.

На уроках №2 и №3 большое место уделяется анализу отдельных особенностей содержания и формы стихотворений А.С. Пушкина («Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…») таких как композиция, идея, тема, лирический герой, словесная организация лирического произведения, что станет предметом исследования в стихотворении «Зимнее утро». Самостоятельная поисковая работа по анализу этого стихотворения вынесена за рамки урока: дома, в библиотеке, в компьютерном классе.

На уроке №4 учащиеся знакомятся с темой «Размеры стихотворения. Рифмы».

Учитель строит свою работу как образец защиты проекта на эту тему, тем самым, помогая простроить защиту собственного проекта. После уроков координирует деятельность учащихся, консультирует индивидуально или в группах, создаёт соревновательную атмосферу деятельности по подготовке проекта, помогает решать возникшие проблемы, планирует заключительный урок-презентацию. На дом ученики получают задание написать на черновике ответ на вопрос «О чём, по-моему, стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

На уроке №5 учащиеся представляют свои работы по анализу стихотворения, защищают проекты. Этот урок - своеобразная мини-конференция. Остальные ребята слушают выступления, составляют тезисы, конспектируют материалы проектной деятельности одноклассников, т.е. собирают рабочие материалы для ответа на вопрос «О чём, по-моему, стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Дома ученики пишут сочинение в тетради. В конце урока обсуждаются проекты участников, задаются вопросы по теме, ребята участвуют в оценке и самооценке работы над проектом. Учитель, создавая доброжелательную, дружескую атмосферу, играет роль рядового участника проекта, стимулирует участников к самостоятельным высказыванием, оценивает участие каждого в проектной деятельности. После уроков проводит индивидуальные беседы с каждым участником, анализируя его деятельность. Планирует индивидуальную дальнейшую работу с участником проекта.

Список литературы

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. Москва, 2007 г.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе (универсальное издание), Москва, «ВАКО», 2007 г.
  3. Меркин Г.С. Литература, 6 класс, Москва., «Русское слово», 2008 г.
  4. Турьянская Б.И. Холодкова Л.А., Виноградова, Е.А., Комиссарова Е.В«Литература в 6 классе. Урок за уроком». Москва., «Русское слово», 2003 г.   
  5. Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. М., « Высшая школа», 2005 г.