Разработка урока истории в 11-м классе по теме "Пути большевистской модернизации"

Разделы: История и обществознание


ЦЕЛИ:

  • выяснить, какой политический режим установился в СССР в результате “победы социализма по всему фронту”? Демократическим или тоталитарным?
  • развивать сравнение, анализ, выделение главного.

ТИП: изучение нового материала.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ: частично- поисковый, исследовательский, оценка добытой информации и использованием ее на практике.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: экономика, обществознание, литература.

ОБОРУДОВАНИЕ: Теле видеоматериалы, медиапродукция, периодика, схемы, таблица.

Предварительная подготовка:

  1. Найти тексты Конституций СССР 1924 и 1936 гг.(учащиеся).
  2. Подгтовить видео эпизоды: (учащиеся + учитель - компоновка).
  • песня о Родине, (фрагмент),42 сек.
  • из фильма история ВЧК - ГУЛАГ, строительство Беломорканала, СЛОН.2,5 мин.
  • М. Горький на I съезде писателей,32 сек.
  • М. Горький и И. Сталин 1.48 мин.
  • эпизоды по коллективизации 2,4мин.
  • эпизоды строительства Магнитки, Днепрогэса, проект Дворца Советов 2,6 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: 1 мин.

II. Актуализация: 5 мин. (Фронтальный опрос).

-За два десятилетия наша страна прошла сложный исторический путь развития во всех сферах исторического бытия, в котором можно выделить следующие этапы

Учитель:

  1. Какие? Чем он характеризуется? Какая сфера общественной жизни является определяющей?
  2. Его основные черты - доминирующая сфера.
  3. Встал вопрос о дальнейшем развитии страны, чтобы быстро вывести её в передовые. Как называется такой процесс? Какие сферы он охватывает?

Ученик:

  1. “Военный коммунизм” - Проговариваются признаки (с примерами) определяется сфера (политическая).
  2. НЭП - проговариваются признаки (с примерами, сфера - экономическая)
  3. Форсированная модернизация (включающая в себя индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию) - все сферы жизнедеятельности общества (политическая, социальная, экономическая, духовная).

Как же мы её решили?

III. Постановка дидактической задачи:

Итак, за 20 лет мы построили страну где “Так вольно дышит человек...” (Видеоряд из фильма “Цирк”) ?? какое государство мы построили? Постановка целей и задач, решение проблемного вопроса:

Подтвердить или опровергнуть статьями конституции, материалами учебника, и дополнительной литературы сущность большевистской модернизации, определить тип политического режима путем изучения фрагментов Конституции 1936 г., учебных материалов и внесения данных в таблицу, сравнивая материалы конституции и реальную обстановку в стране путем изучения всех сфер общественной жизни по учебнику и документам разного характера. IV. Работа в группах (каждая изучает определенную сферу общественной жизни).

Найденную информацию из источников, документов и учебников вносят в таблицу.

А) Фрагменты из Конституции СССР 1936 г. по сферам общественной жизни. При докладе о сферах общественной жизни по конституции демонстрируются видеофрагменты.

Сфера/режим Политическая Экономическая Социальная Духовная
Конституция        
Фактический        

Б) При докладе о фактическом положении в различных сферах один из учащихся составляет на доске схемы каждой сферы общественной жизни, (вертикаль структур) Ответы на вопросы (закрепление):

  1. Как можно определить сущность общественной системы, сложившуюся в СССР в середине 30-х гг.? К какому политическому режиму она относится?
  2. Каким образом проходили выборы в верховный Совет СССР? Считаете ли вы их конституционными?
  3. К какому типу экономической системы можно отнести данный тип экономических отношений?
  4. Какую политику проводила власть по отношению к церкви. В чем она выражалась?
  5. Предполагалась ли свобода творчества в литературе и искусстве? Какую политику проводила партия (государство) по отношению к творческой интеллигенции? Почему многие науки оказались под запретом?

После отработки каждого вопроса частные выводы:

  1. В политической сфере СССР - сращивание партии с государством, деспотизм ВОЖДЯ, опирающегося на партийную элиту, но фактически стоящего выше нее. Политика отличается крайней жестокостью по отношению к инакомыслящим. В организационном смысле - максимальная централизация.
  2. В экономике - отсутствие даже элементов рынка, господство директивных и внеэкономических методов, подмена социализации средств производства их огосударствлением.
  3. В социальной сфере - формальная демократия, и тотальная бюрократия, подавление демократически форм общественной жизни.
  4. В духовной - “СОЦРЕАЛИЗМ” - господство штампов, клише и мифов, запрет на любое иное духовное мировоззрение. Атеизм.
  5. В идеологии - идеологический конформизм, оболванивание, послушание масс, обещание благ, отодвигаемых в необозримое будущее. “Промывание мозгов”

Подготовленные на уроке схемы, постепенно превращающейся в общую, которую можно использовать на уроках в 9-х классах.

В конце - общий вывод. В СССР был построен жесткий тоталитарный режим, имеющий мало чего общего с социализмом. (Возможен вариант - таблица - “типы политических режимов”).

Тоталитаризм характеризуется:

Признаки Характеристика
1. характер и мера осуществления власти 1. всеобщий контроль, цензура, насилие, репрессии, однопартийная система. Отсутствие оппозиции
2. тип организации власти 2. только вертикальные структуры, жесткая централизация
3. характер запретов 3. разрешено все, что приказано, “партия сказала надо -комсомол ответил - есть!”
4. эталон политического поведения 4. вверху вседозволенность, внизу - рабская психология, отсутствие инициативы, иерархичность.
5. отношение людей и власти 5. “народ и партия едины!” власть и люди слиты воедино.
6. экономические отношения 6. командная, отсутствие рынка распределение, рабский труд
7.идеология 7. единственно-правильная, защищающая власть, запрет на любое инакомыслие

Тесты на закрепление материала:

1. Когда был взят курс на “форсированную коллективизацию”:

а) в 1925 г.,

б) в 1929 г.,

в) в 1933 г.

2. Кто составлял основу рабочей силы на стройках каналов, в шахтах, на лесоповале:

а) завербованные на стройки крестьяне,

б) квалифицированные рабочие,

в) заключенные.

3. Как называлось правительство СССР по конституции 1936 г.

а) Совет Министров,

б) Верховный Совет СССР,

в) Совет Народных Комиссаров

4. Назовите годы второй пятилетки:

а) 1928-1933 гг.,

б) 1933-1937 гг.,

в) 1937-1941 гг.

5. Кого в 30-е годы в деревне причисляли к кулакам:

а) всех, кто имел более 3-х коров,

б) всех, кто имел сельскохозяйственные машины,

в) всех, кто имел двух лошадей,

г) по этому вопросу действовал произвол местных властей.

6.Существование каких форм собственности было провозглашено в СССР по Конституции 1936 г.:

а) государственной,

б) кооперативной,

в) государственной и колхозно-кооперативной,

г) государственной , частной и колхозной,

д) частной и концессионной.

7. Главным итогом индустриализации СССР было:

а) значительное повышение жизненного уровня граждан,

б) создание мощного военно-промышленного комплекса,

в) интеграция страны в мировую экономическую систему.

8. В тридцатые годы одной из гонимых наук была:

а) математика,

б)археология,

в) генетика,

г) ядерная физика.

9. Характерной чертой экономического развития СССР в 30-е годы было:

а) преимущественное развитие легкой промышленности,

б) первое место в мире по производству сельхозпродукции,

в) второе место в мире по абсолютным показателям промышленного производства.

10. В Конституции СССР (1936 г.) было законодательно закреплено:

а) завершение реконструкции народного хозяйства,

б) построение развитого социализма,

в) построение в основном социалистического общества.

11. Когда была принята третья Советская Конституция:

а) в 1935 г.,

б) в 1924г.,

в) в 1977г.,

г) в 1936г.

12. 3а счет чего планировалось проводить форсированную индустриализацию:

а) за счет иностранных займов,

б) за счет сельского хозяйства,

в) за счет экспроприации нэпманов.

Время выполнения заданий:

IV. работа в группах по определению режима - 5 мин.

V. решение проблемы: по 3 мин. (24 мин.).

VI. выводы - 3 мин.

VII. закрепление и рефлексия

VIII. оценка знаний - 2 мин.

IX. Домашнее задание:

  1. (Эвристическое задание) попытаться определить, какие цели перед собой ставил политический режим, исходя из изученного материала;
  2. Подготовить элементы презентации или схемы на электронном носителе;
  3. Составить разноуровневые тестовые задания по изученной теме.