Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов в аспекте предпрофильной подготовки "Что в имени…"

Разделы: Русский язык


Курс по выбору может использоваться учителями русского языка в 9 классах, организующими предпрофильную подготовку.

Содержание.

Пояснительная записка

Тематическое планирование

Список ключевых слов и понятий

Содержание курса

Список использованной и рекомендуемой литературы

Приложение: варианты возможных заданий

Пояснительная записка

Название курса «Что в имени…». Этот курс – синтез межпредметных связей и предметно-ориентированной программы. Здесь воедино сплелись русский язык, литература, история, география.

Актуальность этого курса обусловлена тем, что в программе по русскому языку для общеобразовательной школы не так много места отводится для работы со словарями, справочниками (учащиеся, в основном, знают орфографический, толковый, орфоэпический, реже фразеологический типы словарей), немногие учащиеся умеют самостоятельно ориентироваться в потоке информации, вычленять нужное. Современные подростки мало читают, редко интересуются историческими аспектами жизни родного края и тем более, семейной историей.

Курс ориентирован на то, чтобы, углубляясь в ономастику, дети больше узнали о лексической, языковедческой стороне родного языка, умели свободно получать необходимые знания, работая со специальной литературой, расширять свой кругозор.

Цель курса: на основе проблемного обучения дать предметные знания, сформировать определённые программой навыки и умения, развить универсальные, интеллектуальные умения.

Задачи: развитие навыков работы со справочной литературой и словарями разных типов; расширение кругозора; воспитание уважения к истории семьи и семейным традициям; формирование осознанного отношения к культурному наследию родного края, навыков совместной и индивидуальной поисковой и творческой деятельности, приобретение навыков самостоятельной работы и социального опыта.

Методы обучения: эвристический, исследовательский, теоретический.

Формы организации занятий: беседа, практические занятия (тест, самостоятельная работа), игра, творческая работа (письменная).

Формы контроля: промежуточные – тест, доклад, «творческое досье»; итоговая форма – сочинение.

Образовательные результаты:

  • предметные знания – виды словарей и справочников, работа с художественным текстом, происхождение и разграничение определённых понятий, расширение исторических и географических знаний;
  • умения и навыки – поиск информации в различных источниках, ориентирование в справочной литературе;
  • универсальные умения – аргументация личной точки зрения, умение логично изложить собственную мысль, вести диалог;
  • мыслительные навыки – умение оперировать формулировками и понятиями, решать интеллектуальные (языковые) задачи.

Курс рассчитан на 12 часов.

Тематическое планирование

Тема занятия

Виды деятельности

Контроль

Теория

Практика

1.

Ономастика. Известна ли она вам

+

+

тест

2.

Словари и справочники - наши первые помощники

+

 

 

3.

Работа со словарями

 

+

 

4/5.

О происхождении фамилий

+

+

"творческое досье"

6.

Имя дома твоего

+

+

 

7/8.

Имя и характер. От собственного к нарицательному. Имя в истории.

+

+

доклад

9/10.

Православные имена. Как зовут вашего отца? (В мире интересной информации)

 +

 

11/12.

Итоговая работа (сочинение-рассуждение)

 

 +

 

Список ключевых слов и понятий

Антропонимы

Анемонимы

Астронимы

Гидронимы

Дримонимы

Лингвистические словари

Ономастика

Ойконимы

Оронимы

Справочники

Православный календарь

Спелеонимы

Топонимы

Топонимика

Теонимы

Терминологический словарь

Урбанонимы

Хрононимы

Частотный словарь

Эпонимы

Этимология

Этимологический словарь

Этнос

Содержание курса

1. Ономастика.

Известна ли она вам?

Сколько в мире имён и фамилий?

Сколько на планете географических названий?

Значение имён в жизни человека.

Введение понятий ономастика.

Повторение понятий топонимика, собственные и нарицательные имена.

2–3. Словари и справочники – наши первые помощники.

Повторение типов словарей.

Отличие понятий «словарь» и «справочник».

Умение ориентироваться в словарях, находить нужную информацию, сопоставлять и обобщать информацию.

4–5. О происхождении фамилий.

Информация об истории появления фамилий.

Продолжение работы со справочниками.

Рекомендации по выполнению творческой работы («досье») о собственной фамилии.

6. Имя дома твоего.

Топонимика. Группы топонимов.

Ознакомление с материалами по происхождению названий (справочники, словари).

Умение ориентироваться в географической карте кемеровской области.

7–8. Имя. Имя и характер.

Имя в истории.

От собственного к нарицательному. Повторение отличий нарицательных и собственных имён.

Значение имён собственных.

Как имя влияет на характер (с точки зрения психологов и астрологов).

Великие имена в истории.

Место своего имени в истории общества (доклад).

9–10. Православный календарь имён.

Как зовут вашего отца? (в мире интересной информации).

Отличие православных имён от других.

Именины.

Как произошли отчества.

Знакомство со справочником Б. Хигира.

Влияние отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии).

11–12. Итоговая работа (сочинение-рассуждение).

Мнение об изученном материале, рассуждение о значении имён и фамилий, исторических корнях и т. д.

Приложение

Список литературы

  1. Использованная литература.
    1. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. – 3-е изд. – М., 1986.
    2. Имя нарицательное и собственное/Отв. Ред. А.В. Суперанская. – М., 1978.
    3. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственного к нарицательному: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989.
    4. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. – М., 1975.
    5. Никонов В.А. География фамилий. – М., 1988.
    6. Успенский Л.В. Загадки топонимики. – М., 1973.
    7. Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Имя дома твоего. Л., 1972.
    8. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд. – М., 1985
  2. Рекомендуемая литература.
    1. Абдрахимов М.А. Топонимика и этимология. А-Ата, 1975.
    2. Агеев Р.А. происхождение имён рек и озёр. М.: Наука, 1985
    3. Антропонимика. /Сб. статей под ред. Никонова Н.А., Суперанской А.В./ - М.: Наука, 1970.
    4. Воробьёва И.А. Топонимика Западной Сибири. – Томск, 1977.
    5. Сталтмане В.Э. Ономастическая лексикография. – М., 1979.
    6. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л., 1991.
    7. Яворский В.И. Земля Кузнецкая от древних эпох до наших дней. – М., 1973.
  3. Словари и справочники.
    1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т (любое издание).
    2. Зима Д., Зима Н. Тайна имени. Диагностика кармы. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
    3. Имя. Судьба. /Сборник/. – Новосибирск: Вен-Мер, 2002.
    4. Календарь православный (любой год издания).
    5. Краткий словарь иностранных слов. /Сост. С.М. Локшина/ - 5-е изд. – М.: Советская энц., 1986.
    6. Львов М.Ф. Учусь различать слова и их значения: Учеб. пособ. – М.: Дрофа, 2003.
    7. Никонов В.А. Краткий топографический словарь. – М.: Мысль, 1966.
    8. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-Пресс, 1993.
    9. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).
    10. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. – М., 1998.
    11. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. – М., 1988.
    12. Розен М.Ф. Словарь географических терминов Зап. Сибири. – Л., 1970.
    13. Рязанцев В.Д. Имена и названия: Словарь эпонимов. – М.: Современник, 1998.
    14. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Проханов/ - 4-е изд. – М.:
    15. Сов. энциклопедия, 1986.
    16. Словарь русских говоров Кузбасса. – Новосибирск, 1976.
    17. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. (Любое издание).
    18. Фасмер М. Этимологический словарь рус. Языка. 5-е изд. – М., Прогресс, 1986.
    19. Шабалин В. Тайны имён земли Кузнецкой. – Кемерово, 1994
    20. Шанский И.М., Шанская Т.В., Иванов В.В. Краткий этимологический словарь. – 3-е изд. – М., 1975.
    21. Энциклопедический словарь юного литературоведа /Сост. В.И. Новиков/ - М.: Педагогика, 1987.
    22. Энциклопедический словарь юного филолога. – М.: Педагогика, 1987 

Рецензия на программу элективного курса «Что в имени…»

Автором-составителем данной работы является учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 п. Промышленная Сазыкина Наталья Борисовна. Элективный курс «Что в имени…», общим объёмом восемь часов, предполагает проведение шести занятий, которые включают по два блока: теорию и практику. Два занятия – самостоятельная практическая, творческая работа. По определению автора, курс рассчитан на учащихся 9 класса.

Актуальность разработанного курса возрастает в связи с тем, что в программе по русскому языку для общеобразовательной школы не так много места отводится для работы со словарями, справочниками, немногие учащиеся умеют самостоятельно ориентироваться в потоке информации, вычленять главное. Отличительной чертой курса, на наш взгляд, является синтез межпредметных связей и предметно-ориентированной программы, т.к. здесь воедино сплелись русский язык, литература, история, география. В результате изучения курса обучающиеся овладевают навыками работы со справочной литературой и словарями разных типов, расширят кругозор, сформируют осознанное отношение к культурному наследию родного края, разовьют умения совместной и индивидуальной поисковой и творческой деятельности. Особый акцент в элективном курсе сделан автором на использование методов обучения (эвристических, исследовательских) и форм организации занятий (практические, игра, творческая работа), что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Курс завершается итоговой работой (сочинение-рассуждение).

Считаем, что программа элективного курса «Что в имени…» заслуживает высокой оценки. На наш взгляд, курс имеет большое практическое значение с точки зрения организации индивидуальной работы, повышающей информационную компетентность учеников, ознакомление со способами деятельности, и может быть использован для успешного освоения программы того или иного профиля.

Рецензент: Борисова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа».