Урок — ролевая игра по истории Древнего мира "В афинских школах и гимнасиях"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  1. Образовательная: формирование у учащихся представления об уровне развития образования и сети образовательных учреждений на территории Древней Греции;
  2. Развивающая: развитие познавательного интереса, умение работать с картой и историческими источниками;
  3. Воспитательная: воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей уважение к старшим и к родителям, стремление к получению образования и привитие любви к Родине.

Оборудование:

карта Древней Греции, таблицы с древнегреческим алфавитом, элементы одежды для ролевой игры (лавровый венок, накидка), картонные таблички, покрытые воском, палочки (имитирующие стиль), изображения статуй (“Дискобол” и “Копьеносец”).

Понятия:

Академия, гимнасий, педагог, стиль, красноречие.

Персоналии:

Перикл, Мирон, Поликлет, Аристотель, Антифонт.

Ход урока

1. Вводная часть.

Учитель:

– Сегодня наш урок мы начнём с игры “Да и нет”. Я загадала государство. Вы должны задавать вопросы, которые содержат в себе особенности исторического развития изученных государств. Если заданный вопрос касается задуманного государства, то говорю “Да”, если нет, то “Нет”. ( Примерные вопросы учеников к учителю:

– Это государство расположено на Пелопоннеском полуострове? ( Да )

– В этом государстве внешняя политика направлена на захват территорий ? (Да)

– В этом государстве могли принимать решение в управлении простые граждане? (Нет)

– В этом государстве была развита наука и искусство? (Нет)

– Вы загадали Спартанское государство? (Да)

Учитель:

-Главное занятие в Афинах – ремесло и земледелие, а в Спарте – война.

Афиняне были искусными мастерами в обработке металла, в гончарном деле и каменном строительстве, в мореплавании и кораблестроении. Городская жизнь требовала от большинства афинян хорошего понимания в торговых делах, ориентации во внешней политике. Государству нужны были грамотные люди. Поэтому первой ступенью обучения были школы.

Как было организовано обучение в школах, нам и предстоит изучить на уроке.

2. Изучение нового материала

-Чему учили в греческих школах?

Задание:

Прочитайте п.1 §38 стр.173.

-С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции?

-Кого называли педагогами?

-Каковы были их обязанности? -

-Кого называют педагогом в наши дни?

– В ранний час городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них и мы.

Ролевая игра

Группа мальчиков садится на заранее поставленные скамейки. Выходит учитель (роль учителя выполняет хорошо подготовленный ученик в накидке с лавровым венком на голове). Вступительное слово учителя-ученика:

– Хайрете пайдее! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь, я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите с наступлением сумерек. Не шалите, розги всегда лежат перед вами.

-Учитель:

найдите в тексте и приведите пример, за что наказывали учеников (класс работает с книгой и документом на стр. 173, §38) .

– Вы начинаете учиться и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады с надеждой смотрин на будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство.

А теперь начнем урок.

Учитель – ученик открывает таблицу с древнегреческим алфавитом, прочитывает каждую букву, читают хором:

img1.GIF (8170 bytes)

Затем можно раздать буквы из печенья (это подлинный прием в греческих школах, когда дети угадывают и называют их).

– Дети, послушайте, как может быть прекрасна речь, составляемая из этих букв:

Мэйнен аэйдэ теа Пэлэнадо Ахиллеос уломенун вэ мюри Ахайос альгэ этикэн

Гнев, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял.

Вопрос: из какого произведения взяты эти строки (Илиада).

Учитель:

Читаю несколько строк и говорю о богатстве языка этого произведения.

А теперь попытаемся записать несколько слов.

– Как звучит имя прекрасного бога-покровителя искусств? Аполлон (записывают на дощечках).

– А как по-гречески называется наука о прошлом? История (записывают на дощечках).

– А теперь попробуйте написать без моей помощи. Работайте прилежно, не забывая первое правило школьника: “чаще поворачивай стиль”.

Останавливаю сценку, говорю детям, чтобы нашли объяснение этому выражению в учебнике ( это значит, что надо чаще проверять и исправлять ошибки)

– Ваш первый урок подошел к концу, и я отпущу вас отдохнуть. Завтра – пятый день месяца, праздник основателя города, и вы придете не в школу, а на торжества. Так пусть все увидят, что вы стали образованней и взрослей.

– Положите на мой стол таблички со своими именами ( учащиеся рассаживаются на свои места).

Вопросы к классу:

Чему учили в школе?

О каком празднике говорил учитель?

Докажите, что действительно имелись различия между афинским и спартанским обучением и воспитанием.

3. Учитель:

Далее рассказываю об учебе в палестре и гимнасиях, рассказ сопровождаю беседой по рисунку на стр. 174, §38.

По ходу объяснения работаем над понятиями (запись на доске):

Красноречие (умение выступать с речью, отстаивать своё мнение)

Академия (школа - философии)

Гимнасий ( школа для взрослых афинян)

Палестра (школа физической подготовки для юношей)

Далее показываю статуи “Дискобол” и “Копьеносец”.

Метатель диска – ее создал Мирон, который сумел в ней передать ощущение движения. Кажется, что сейчас атлет распрямится и диск полетит. Копьеносец – статуя Поликлета, которая показывает, каким должен быть каждый юноша: физически здоровым, сильным, прекрасным, готовым к подвигу.

Греческий ученый Протагор утверждал, что сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже перестают ее посещать.

Вопрос: почему мальчики из бедных семей учились недолго? (учащиеся высказывают свое мнение).

Работа с документом (совместно с учителем) на стр.175, §38.

Вопросы:

Сравните взгляды на природу человека разных греческих учёных. Чьи мысли кажутся вам более правильными?

Вопрос: какие качества ценились в человеке в античное время и не перестают цениться сейчас? (дети указывают на физическое совершенство, умение слушаться взрослых и родителей, быть готовыми к подвигам, быть умными, образованными и т.д.).

Если не назовут, то следует дополнить, что главной ценностью античной культуры является свободная человеческая личность. Эта идея дожила до наших дней и воплотилась в слове “Демократия” – народовластие.

4. Итог урока

Вопрос: Какие новые знания вы приобрели на уроке?

Можете ли вы утверждать, что получение образование остаётся значимым в настоящее время. Далее проводится игра в красноречие: два ученика одновременно хвалят или ругают друг друга, не оскорбляя, в течение 1 – 2 минут.