Теоретические и практические аспекты деятельности классного руководителя в процессе предпрофильной подготовки учащихся в условиях классического лицея

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Важнейшей задачей профильной школы является создание условий для самоопределения старших школьников в аспекте выбора профиля обучения. От адекватности выбора, соответствия профиля индивидуальным психологическим особенностям ребёнка, сфере его интересов, познавательным способностям зависит успешность самореализации личности в динамичных условиях современного постиндустриального общества. Следует ясно осознавать, что от выбора, сделанного учеником 8-9 классов в решающей степени будет зависеть его профессиональное самоопределение и дальнейшая «карьерная траектория». Ведь в условиях профильного обучения в 10-11 классах для ребёнка, осознавшего ошибку в выборе профиля, достаточно сложно не столько формально изменить профиль обучения, сколько полноценно адаптироваться к новому профилю: углубленная специализация, к сожалению, осложняет переход между профилями. В связи с этим на первый план выдвигается предпрофильная стадия в образовательной траектории старшего школьника.

Особенностью МНОУ «Лицей» г.Кемерова является приём детей в 8 класс из других образовательных учреждений. При этом решающую роль в выборе будущего профиля играют родители. Именно они задают отправную точку в образовательной траектории ребёнка в лицее, определяя для него, а часто «за него» профиль обучения. В итоге выпускник 7-го класса становится учащимся 8-го лицейского филологического класса (именно классным руководителем этого класса является автор). Следует обратить внимание на следующее обстоятельство: после перехода ребёнка в лицей родители склонны переложить ответственность за дальнейший образовательный путь исключительно на учителей лицея, считая свою «миссию» выполненной. В этой связи именно классный руководитель в 8-9 классах обязан решить двуединую задачу: с одной стороны создать максимально комфортные условия для предпрофильной подготовки детей, верно определившихся с профилем, а с другой стороны уменьшить стрессовую нагрузку на учащихся, совершивших ошибочный выбор. Очень важно в корректной форме донести информацию как об успехах одних учеников, так и о неудачах других до родителей, что поможет одной семье укрепиться в верности выбора, а другой принять меры по коррекции профиля на стадии перехода в 10-й класс.

Определим основные профессиональные требования к классному руководителю предпрофильного класса лицея:

  • классный руководитель должен быть специалистом по базовому для класса предмету (для филологического класса – преподавателем русского языка и литературы; преподавателем иностранного языка);
  • необходима одновременная работа в 10-11-х профильных классах, что создаст ясное понимание перспектив для предпрофильного класса;
  • принципиальна важна работа с лицеистами других профилей, что создаёт достаточно полное представление об особенностях естественно-научных профилей и помогает в корректировке выбора профиля своими учениками.

Вышеназванные требования необходимо учитывать при формировании ежегодной учебной нагрузки преподавателей.

Особое значение имеет адаптационный период, который может длиться для конкретного филологического класса от одной учебной четверти до учебного года. Именно длительный срок адаптации необходим как для формирования детского коллектива, так и для корректировки (выравнивания) уровня знаний учащихся по базовым для будущих филологов предметам (русскому языку, литературе, иностранному языку). Для успеха адаптации принципиально важна работа с делением класса на 2-3 подгруппы. Не может не тревожить тенденция ухода от деления на подгруппы, наблюдающаяся в последние годы.

В сфере персональной ответственности классного руководителя находится задача формирования детского коллектива. Именно она осознаётся как сложная психолого-педагогическая проблема, от решения которой зависит успех собственно учебной (предпрофильной) деятельности класса. Сложности связаны с рядом аспектов:

  • формируется коллектив из незнакомых друг с другом подростков, чей возраст объективно связан со сложными физиологическими и психологическими процессами;
  • однородный половой состав учащихся: филологический класс традиционно «женский»;
  • разный уровень предметной (учебной) компетентности учеников, хотя как правило большинство из них являлись «отличниками» в своих образовательных учреждениях;
  • сегодня важно ставить вопрос о заметных социальных различиях учащихся, неизбежных в социально-дифференцированном российском обществе.

Преодоление названных сложностей требует мобилизации не только профессиональных знаний, но и всех личностных ресурсов, всего жизненного опыта педагога. Принципиальную важность приобретает внеклассная, творческая и досуговая деятельность (в частности подготовка к празднику «Дню лицеиста»), в ходе которой устанавливаются доверительные отношения с детьми, закрепляющиеся первыми совместными творческими (спортивными) успехами. Важнейшую роль играет взаимодействие с психологом и другими учителями-предметниками.

Для успешной предпрофильной подготовки необходима работа с коллективом родителей. Целью её является формирование «гражданского родительского сообщества», которое в полной мере готово разделить с педагогами и администрацией ответственность за успех собственных детей. Трудности в достижении данной цели, к сожалению, объективны и аналогичны тем, которые встречаются в процессе формирования в России «гражданского общества» в целом.

Особенностью предпрофильной подготовки в лицее является чтение элективных курсов для учащихся преподавателями ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». В филологическом предпрофильном классе работают прежде всего представители факультета филологии и журналистики и факультета романо-германской филологии. Элективные курсы имеют системный, перспективный характер, решают как задачи профилизации, так и профессиональной ориентации школьников. Роль классного руководителя в организации данной работы вовсе не сводится к контролю дисциплины и посещаемости учащимися занятий преподавателей КемГУ. Ведётся постоянная воспитательная работа с лицеистами по формированию ответственного отношения и осознанной мотивации к плодотворной работе в рамках элективных курсов. Ведь дети не сталкивались до поступления в лицей с такой формой работы, часто они неверно трактуют педагогические приёмы, применяемые преподавателями высшей школы. Классный руководитель должен тесно и неформально взаимодействовать с коллегами из университета, что является залогом общего успеха.

Итак, фигура классного руководителя в процессе предпрофильной подготовки лицеистов может считаться ключевой. От уровня его профессионализма, жизненной активности, целеустремлённости зависит успех всех участников образовательного процесса, прежде всего – успех самих учащихся в профильном и профессиональном самоопределении в изменяющейся экономической и социокультурной среде.