Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1-го класса по развитию зрительно–пространственного восприятия и буквального гнозиса

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Тема: Сравнение предметов (по высоте, ширине, длине, толщине и.т.д.) Нахождение заданной фигуры среди аналогичных изображений.

Цели:

  • Закреплять умение сравнивать предметы по величине, применять в речи слова-антонимы, описывать местоположение заданных предметов.
  • Развивать внимание, логическое мышление, восприятие размеров предметов, координацию движений.
  • Учить выполнять задание по инструкции.

Оборудование: Лист (№6) к занятию №6 (приложение 1), большая картинка гнома, картинки парных предметов (антонимы), сюжетная картина «Лес», грибы: белый гриб и мухомор, картинка «Художник и гномы» (приложение 2).

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Развитие восприятия величины, закрепление в речи слов-антонимов:

Логопед. У нас в гостях маленький лесной гном. Он пришёл очень расстроенный, потому что забыл некоторые слова с противоположным значением. Помогите, пожалуйста, гному вспомнить эти слова.

На доске картинки:

лента длинная-короткая, пуговица большая-маленькая, дом высокий-низкий, ветка толстая-тонкая.

2. Сформулировать тему занятия.

II. Основная часть

1. Развитие внимания и мышления (сопоставление картинок парами)

Логопед: Сравните пары предметов, дайте полный ответ:

Яблоко больше, а вишенка меньше, бревно длиннее, а веточка короче, супница глубже, а тарелка мельче, дерево выше, а кустик ниже. (Задание № 1, приложение 1)

Логопед: Обведите по контуру тот предмет, который мельче. Раскрасьте тот, который выше.

2. Развитие восприятия размера предмета. Закрепление умения выполнять задание по инструкции

Логопед: Гномы очень хозяйственные: они любят хранить свои вещи в сундуках, грибы на зиму солят в бочках. Рассмотрите картинку (задание № 2, приложение 1) и расставьте цифры от 1 до 4 в порядке уменьшения размера сундуков; в порядке увеличения размера бочек.

3. Развитие логического мышления

Логопед: Отгадайте загадки о лесе, которые принёс вам гном.

***
Клейки почки, зелены листочки.
С белой корой стоит под горой.
(Берёзка)

***
По деревьям скок – скок
И орешки щёлк – щёлк.
(Белка)

***
На спине иголки длинные да колкие,
А свернётся в клубок – нет ни головы, ни ног.
(Ёжик)

***
Кто стоит на крепкой ножке,
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы.
(Гриб)

***
Ну и платье! Сплошь иголки.
Носят это платье ... (Ёлки)

***
Летом в лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)

4. Физминутка

Дети утром рано встали
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Два приседания и встать)

На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним ребята.
Наклоняйся раз – два – три,
И лукошко набери!

Вон на дереве орех. (Ручки поднять вверх)
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Руки вверх и тянуться на носках)

Три часа в лесу бродили
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте)
Утомил всех длинный путь
Дети сели отдохнуть. (Сесть за парты)

Молодцы!

5. Сравнение предметов по величине. Развитие пространственных ориентировок

Логопед: А сейчас внимательно посмотрите на задание № 3 (приложение 1). Ответьте: «Где снеговик ниже ёлочки?» обозначьте «+» эту картинку. «Где берёзка выше домика?» обозначьте «+»

6. Развитие зрительного внимания

Логопед: Пока вы гуляли по лесу и выполняли задание наш маленький гном и его друзья позировали художнику. Внимательно посмотрите на картину и скажите, какого гнома нарисовал художник? Раскрасьте шапочку и башмаки этому гномику. (Задание на индивидуальных карточках, приложение 2)

III. Итог занятия

Логопед: Гном снова зовёт вас на прогулку в лес. Посмотрите, как здесь красиво! Найдите на картине белый гриб. Где он растёт? (Под большим деревом)

Найдите мухомор. Где растёт мухомор? (Около тропинки, справа от тропинки...)

Сравните эти грибы:

Белый гриб

Мухомор

съедобный ядовитый
ножка толстая ножка тонкая
шляпка большая шляпка маленькая
шляпка однотонная шляпка пёстрая.

- Какие ещё грибы растут в лесу? Где они изображены?

Логопед: Скажите, кто был у нас в гостях? Чем мы сегодня занимались на занятии? Что научились делать?

Молодцы!

Литература

  1. Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей», С-Петербург из-во «Союз» - 2004 г.
  2. Иванкова В. «1000 загадок». М. – 2006 г.
  3. Мазанова Е.В. «Логопедия. Оптическая дисграфия».М – 2004 г.
  4. Мазанова Е.В. «Учусь не путать буквы» - альбом №1. М. – 2006 г.
  5. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Физкультурные минутки». М. – 2006 г.