Урок физики в 11-м классе по теме "Радиолокация"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • образовательная: сформировать представление о радиолокации, раскрыть ее физический смысл
  • развивающая: развитие творческого мышления и познавательного интереса к современной технике через создание проблемных ситуаций.
  • воспитательная: воспитание чувства патриотизма и гордости за успехи в развитии науки и техники, развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда.

Оборудование: комплект для демонстрации свойств ЭМВ, персональные компьютеры, проектор, экран, стендовый материал, посвященный профессиям "Радио+техника"

Виды контроля:

  • индивидуальный;
  • групповой.

Методы обучения:

  • наглядный;
  • поисковый;
  • практический.

Ход урока

Мотивация.

Учитель. Сегодня я предлагаю эпиграфом к нашему уроку строки из поэмы В.Маяковского:

Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!

Звучит музыка из кинофильма "Семнадцать мгновений весны".

I. Учитель. Шла вторая мировая война. Газеты мира следили за событиями на фронтах Европы и описывали подробно все операции армий. Но вдруг в печати стали появляться таинственные сообщения о странных боевых эпизодах.

Сообщалось, что военные корабли открыли ночью огонь по соединению немецких военных судов. Стрельба происходила без прожекторов, они были бесполезны, так как расстояние между противниками было не менее 20 километров. Снаряды точно попадали в цель. Немцы не стреляли, по далеким зарницам они могли только определить направление, откуда велась стрельба.

Печать начала сообщать, что появились какие - то самолеты-охотники, которые стали находить подводные лодки и ночью. Они включают прожектора как раз над всплывшей лодкой.

Наконец печать стала давать объяснения таинственным обстрелам, "таранам" подводных лодок, ночным истребителям, сверхдальнему обнаружению самолетов и кораблей. Появились сообщения о "новом оружии":.

Информация к размышлению:

1 мая 1960 год. Был сбит радиоуправляемой ракетой самолет - "шпион", пилотируемый летчиком Пауэрсом.

Обнаружение и определение местоположения объекта с помощью радиоволн называется радиолокацией.

Вопрос. Какое свойство электромагнитной волны используется в радиолокации? (Версии учащихся)

Демонстрируется опыт. Обнаружение объекта (металлический лист) с помощью электромагнитных волн.

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь. Свойство ЭМВ - отражение.

Вопрос. Все ли объекты можно обнаружить? (Версии учащихся)

Демонстрируется опыт. Металлический лист заменяется спицей.

Вопрос. Какой вывод позволяет сделать этот опыт о длине ЭМВ, используемых в радиолокации?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь. Диапазон волн: УКВ и КВ. Длина волны ? = дц, см, мм. Частота волн ? = 107 гц - 1011 гц.

Современная РЛС - сложное радиотехническое сооружение. Принцип работы можно объяснить, используя блок-схему.

II. Работа в группах.

Задание.

Создать проект РЛС, указать основные блоки и их назначение.

(Представление проекта, рисуют схему в тетради)

 Рисунок 1

Интерактивное задание.

Выяснить принцип работы РЛС

 

Рисунок 2

"Мозговой штурм":

Почему РЛС работает в импульсном режиме?

Почему антенна имеет вид параболического зеркала и вращается?

Почему принятый сигнал дает на экране слабый всплеск?

Вернемся к информации для размышления.Так почему же летчик - шпион Пауэрс так "глубоко" проник на территорию нашей страны? (летел на высоте 20 километров)

При каком условии самолет станет невидимкой для РЛС?

(длина волны большая, материал покрытия корпуса объекта поглощает ЭМВ.)

Интерактивное задание:

-Определение расстояния до объекта.

-Какую информацию можно получить о наблюдаемом объекте?

Рисунок 3

Учитель. Поистине универсальны применения радиолокации. Сообщение о каком-то ее применении перестало быть сенсацией. Сегодня без радиолокации нельзя представить многие области деятельности человека.

III. Мультимедийные презентации учащихся о применении радиолокации.

"Электронный" капитан.

Радиолокация в авиации.

Охраняется вся страна. Соколиная охота.

Радиоастрономия.

Современная радиолокация:

а).подбор сельскохозяйственных культур для посадки на определенную почву;

б).способы идентификации человека по походке с помощью радиолокатора;

в).локаторы на автомобилях.

IV. Итоги урока. Выводы о проделанной работе. Комментарии к оценкам учащихся. Перспектива на следующий урок.

V. Домашнее задание.

Индивидуальное: физический смысл новой терминологии по данному вопросу; составить опорный конспект "Радиолокация"; подготовить презентации о применении радиолокации, используя Интернет-ресурсы и дополнительную литературу.

VI. Рефлексия:

Мне было интересно на уроке:

Сегодня на уроке я::

VII. Литература.

  1. И.Артемьев. Будни радиолокации.
  2. ЦОР, интерактивное задание.