Интегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему "Главные члены предложения" и "Зима в жизни наших предков"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Создание положительного самоопределения на уроке.
  2. Восприятие учащимися знаний, умений, навыков необходимых для “открытия” нового понятия.
  3. Постановка учебной проблемы перед детьми.
  4. Открытие нового понятия.
  5. Фиксирование нового понятия.

Ход урока

1. Психологический настрой

Слайд. См. Приложение.) Чтение стихотворения на фоне музыки Свиридова “Метель”.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно будет забот.

Разве милы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Давайте с таким настроением и начнем наш урок.

Слайд. Обратите внимание на зимний пейзаж. (Вопросы)

2. Чистописание

У нас на экране зима. Какая она? Что о ней можно сказать? (Снежная, сказочная.).

Сейчас вам предстоит в своих тетрадях оформить строки букв, напоминающих зимние узоры.

Для начала откройте тетради. Оформим работу. (Дата, классная работа)

Далее пишем: ссс/ззз/ссс/ззз

Дадим характеристику этим звукам.

На следующей строке пишем слова: ска...ка, зага…ка. Помогите мне заполнить окошки в данных словах, докажите выбор букв.

3. Эпиграф к уроку

(Слайд)

Обратимся к словам П. Вяземского:

Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной

Автор этих слов повествует о душе, природе и быте родного языка.

Дети, вы знаете значение слова “исповедь?”. В толковом словаре Ожегова:

Исповедь – это откровенное признание в чем-либо, сообщение своих мыслей, взглядов.

4. Сообщение темы урока

Урок сегодня у нас необычный. Мы совершим путешествие в прошлое нашего народа, вспомним обычаи наших предков зимой, их умение радоваться и отмечать праздники, а также познакомимся с главными членами предложения.

Слайд. Лист самооценки.

Заполним его левую часть. Отложили таблицы в сторону, мы к ним вернемся в конце урока.

Слайд. Работа со стихотворением П.Вяземского:

Здравствуй, в белом сарафане,
Из серебряной парчи,
На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка зима.

Вопросы по тексту: Как называли зиму крестьяне?

Затем задание: найти в тексте стихотворения словосочетания “имя прилагательное + имя существительное”

– назовите.

– проверим.

5. Работа в парах

Ребята, у вас на партах лежат задания, где из группы слов нужно составить предложения, после чего указать части речи.

а) любили, зиму, на Руси, кр..стьяне.
б) люди, радостные, ходили, к..л..д..вали, по дворам
в) женщ…ны, хлеб, день, солнцеворота, пекли, круглый.

6. Словарная работа

Кр…стьяне, к..л…д…вали, женщ…ны,

Слайд. Значение слова колядовали.

7. Физкультминутка

Мы зарядку делать будем.
Мы руками быстро крутим –
То назад, то вперёд,
А потом наоборот.
Наклоняемся пониже.
Ну – ка, руки к полу ближе,
Выпрямились, ноги шире,
Тянем спинку, 3–4.
На площадке красный мячик
Выше всех сегодня скачет.
Вместе с мячиком скачу,
До небес достать хочу.
Стоп! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.

8. Новый материал

Слайд.

Работа по вопросам с картиной.

  • Какое время года?
  • Назовите приметы зимы.
  • Что происходит с реками?

Внимание на слайд. Прочитайте предложение:

Кре..кие м..розы ск..вали л..дом глубокие и быстрые реки.

  • Как поступим с опасными местами?
  • Докажите выбор букв.
  • Запишите предложения в тетрадь с комментированием.
  • Какое оно по цели высказывания, по интонации?
  • Сколько слов в предложении?
  • Найдите среди них главные.
  • Какой частью речи выражены слово морозы? (Слайд)
  • На какие вопросы отвечает имя существительное?

Дети, это слово в грамматике называют подлежащим и при разборе его нужно подчеркнуть одной чертой.

  • Какой частью речи выражено слово сковали?
  • На какие вопросы отвечают глаголы?

А это слово в грамматике называют сказуемым и подчеркивают двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое- это главные члены предложения. ( грамматическая основа предложения).

Слайд. Схема.

9. Работа по учебнику

С. 29 (знакомство с правилом)

Упр. 417.

10. Старинные забавы

А теперь поговорим о зимних забавах наших предков.

Слайд. Художники Кустодиев Б.М. и Грабарь И.Э. так это изобразили в своих картинах.

(Массовое гуляние на площади, катание на санях. А здесь мы видим, как женщина – крестьянка идет за водой.)

11. Тест

Слайд. Разговор о домашнем быте крестьян.

Возвращение к словам эпиграфа. (Слайд).

12. Рефлексия (устно)

Слайд.

13. Заполнение листа самооценки (Правая часть)

14. Итог урока

15. Домашнее задание

Указано на обратной стороне карточки.

Слайд.